Поделиться в социальных сетях

19 Oct 2009


   "Дорогами цыган" - так называется большой танцевальный проект Габриелы Гутарры, покоряющий все новые и новые концертные площадки Европы. Габриела - мастер фламенко и классического испанского танца, руководитель фламенко-центра в Стокгольме. Имя ее известно и российским поклонникам искусства фламенко, так как Габриела давала несколько мастер-классов в Питере, а сейчас она пытается реализовать в России свое новое шоу.
   Габриела Гутарра представляет в своем проекте ритмы и танцы южных цыганских дорог: Индии, Турции, Египта, Аргентины, Испании, Кубы...

   Почему в основу идеи проекта Гутарры легла именно цыганская тема? Прежде всего, цыгане - это народ, образом жизни которого является музыкальное, песенное и танцевальное искусство. Нет цыгана без песни и гитары. Отпечаток цыганской культуры лежит практически на каждой стране, через которую пролегал долгий и трудный путь цыган. В то же время, сама цыганская культура, словно губка, впитывала особенности культур других народов, будучи очень гибкой и восприимчивой, как любое творческое начало. А потом, в этом была необходимость, ведь цыгане зарабатывали деньги своим талантом. Они не имели бы такого успеха, если бы на протяжении всего пути пели свои народные индийские песни и танцевали индийские танцы. Оказываясь на новой территории, они перенимали ее язык, песни, манеру танца, игры на музыкальных инструментах...

   Вообразите трепетные листья, мерцающие в бризе. Птиц, парящих в прозрачности неба. Струи дождя, напевающие свою бесконечную мелодию. Солнечные, теплые и тихие дни после серых штормов и холодного ледяного града. Все это и намного больше находим мы в гармонии песни и танца, рассказывающих историю цыган. Мы видим те самые шаги, которые ведут цыган во всем мире с тех пор, как они оставили северную Индию приблизительно тысячу лет назад. Как и северные индийские народные танцы, танцы цыган главным образом непосредственны, вызваны особым случаем: рождения, ухаживания, свадьбы, смерти, урожая, радости прихода весны после холодной зимы... Они несут темы и символы каждодневной жизни так же, как и духовной: преданность семье, единение с природой, борьба между свободой и притеснением, безнадежность с одной стороны и страсть к жизни - с другой... Было много крупномасштабного, спонсируемого государством преследования, погромов цыган в течение всей европейской истории. Нацистский террор Второй мировой войны является самым позорным преступлением против этого народа, Холокост унес жизни до 1.5 миллионов цыган. По притеснениям и преследованиям, по перенесенным страданиям цыганский народ едва уступает евреям. Но несгибаемость и страсть цыган к вольной жизни не знает сравнения и стирает отрицательные стереотипы цыган из мирового сознания.

   Идеи Габриелы Гутарры

   Габриела родилась в Перу. Она изучала испанский классический танец, фольклор и фламенко главным образом в Севилье и Мадриде. Среди ее преподавателей были: Милагрос Менибар, Маноло Марин, Хуана Амая, Жозе Гальван, Мерч Эсмералда, Кармен Кортез, Альпака Ромеро, Педро Асорин, Мария Магдалена. Одним из учителей был цыган Фарруко из Севильи. Превосходный танцор, но не очень хороший учитель, по признанию Габриелы, так как вся методика его преподавания сводилась к тому, что нужно было смотреть, как танцуют другие. Фламенко - это, конечно, не только цыганский танец, - это мультикультурная танцевальная форма, особое звучание гитары, особые песни. Но влияние цыганской культуры на этот жанр очевидно. Габриела стремится расширить понимание искусства фламенко, преследуя и образовательную цель. Она выходит за границы обычного показа фламенко, подчеркивая его интеллектуальный аспект и объединяя с другими формами искусства. Габриела работала по приглашению преподавать классы танца в Аргентине, Коста-Рике, Кубе, Германии, Скандинавии, России.

Как отметила Габриела после своей работы в петербуржской Академии танца, русским людям близки традиции цыганской культуры, что помогает им лучше понять искусство фламенко. Гутарра восхищена нашей оперой "Кармэн" и нашим балетом: "Удивительно богатое разнообразие! Меня, конечно, порадовали "Пахита" и "Дон Кихот" - весь мир испанского танца в России!" Она с интересом относится и к восточно-цыганским традициям, но включить их в проект "Дорогами цыган" невозможно, так как это ритмы, совершенно отличные от фламенко. Самое главное отличие заключается именно в музыке, в звуках. В песнях фламенко - мусульманские традиции.

   Основная идея художественных проектов Габриелы - подчеркнуть самобытность и уникальность разных форм танца в сравнении с другими ритмами и танцами, в то же время показать общее в них. Проследить путь развития танца фламенко от индийского катхака до современности. Многие традиции цыганского искусства очень и очень интересны, они развивались и сохранялись веками и дошли до наших дней. Корни цыганской культуры лежат в традициях северной Индии, где артистами, как правило, были представители низших каст. Кастовая система сыграла немаловажную роль в сохранении и передаче музыкального наследия из поколения в поколение...

   Габриела - перфекционист, она приглашает в свою программу настоящих мастеров. Шоу Габриелы построено таким образом, что каждый участник сольно представляет свой танец, затем следует "соревнование" его со следующим участником - небольшая часть, исполняемая вместе. Пожалуй, это и помогает зрителю наиболее точно уловить разницу традиций, оттенки движений и прочувствовать красоту каждого танца. Кульминацией шоу является финальное представление, в котором участвуют все музыканты и все танцоры.

   Индийский катхак - родоначальник цыганского танца

   Интересно, что индийский танец катхак в программе представляет русская девушка Наталья Иванова. Наталья родилась и выросла в Волгограде, где занималась хореографией. Со временем приоритеты были отданы индийскому народному танцу и Наталья последовала за своей мечтой в Дели, где живет уже несколько лет, совершенствуя мастерство. Однако, не стоит путать классический индийский танец с танцами из индийского кино. Общее у них, пожалуй, лишь то, что в танце всегда заключен какой-то сюжет, жизненная история, характер. Наибольшее внимание мастера катхака уделяют именно внутренней работе, они управляют своим настроением, эмоциями, мимикой. Взгляд в этом танце может передать не меньше, чем целая серия па, каждое движение имеет свое значение. Катхак - это блестящая работа ног, на которые танцоры надевают множество мелодичных колокольчиков общим весом от одного до трех килограммов(!). Наталья говорит, что самая интересная часть катхака для нее - это импровизация. Именно она позволяет артисту показать высокий уровень мастерства и выразить свое "я". Большую роль в катхаке играет взаимодействие танцора и музыканта, задающего ритм, ибо кульминацией танца является "диалог" между ними. Танцор показывает необходимый ритм, который и выбивается затем музыкантом. Потом танцор просит новый ритм, и еще, и еще - здесь очень важны взаимопонимание и профессионализм обеих сторон. Сложные изменения ритма танцором конкурируют с ритмами инструмента. А суть состоит в том, чтобы разбить один и тот же короткий временной промежуток на несколько - два, три,..., семь тактов: от простого "раз-два" до "раз-два-три-четыре-пять-шесть-семь". Именно скорость и чередование разных скоростей движения говорят о мастерстве исполнителя катхака.

   Фламенко

   Фламенко - подлинное испанское искусство, и, если быть точнее, - подлинное южное испанское искусство. Оно существует в трех формах: Cante - песня, Baile - танец, и Guitarra - игра на гитаре. Раннее искусство фламенко сводилось к вокалу, сопровождаемому только ритмичным хлопанием рук. Цыган называют отцами фламенко, они играли важную роль в его создании. Но и семь столетий мусульманского правления не прошли, не оставив следа на этой форме искусства. Танец фламенко, как и другие танцы цыганской группы, сосредоточен на самом себе. Для сольной танцовщицы требуется очень небольшое место. Руки ее свободны, простираются к небу, показывая желание взлететь, чтобы коснуться звезд, в то время как ноги остаются привязанными к земле, впечатываясь в нее яркой дробью, как будто становясь частью земли. В классическом танце испанского языка и традиционных танцах андалузов общепринято использование кастаньет, но не во фламенко. Руки и пальцы во фламенко имеют важную роль и поэтому почти всегда остаются свободными.
   Мужчины-танцоры фламенко более сдержанны: меньше лирики - больше дела. Они демонстрируют хорошую силовую подготовку, сосредоточенность. Помимо безукоризненной работы ног танцоры имитируют поединки с оружием, требующие мастерского с ним обращения. Кроме того, в отличие от женщин-танцовщиц, мужчины обычно, но не обязательно, держат свои руки закрытыми, позволяя лишь моментальные движения пальцами или хлопание в ладоши. Классический испанский танец заставляет исполнителя концентрироваться на традиционном исполнении - оттачивать одни приемы изо дня в день, фламенко же позволяет выражать свой характер, настроение, позволяет играть. Это фольклор, импровизация... Это танец страсти. Сегодня фламенко занимает прочные позиции на мировой арене, но это всегда было и останется интимным видом искусства. Если вы не слушали фламенко в маленькой приятной компании в полночь где-нибудь на юге Испании, когда вокруг нет ничего, кроме голоса, гитары и танцовщицы, двигающейся в лунном свете, значит, Испании еще есть что вам сказать...

   Особенности восточного танца

   В проекте Габриелы Гутарры представлена и очень популярная сейчас ветвь танца - танец живота, который также несет в себе элементы цыганского искусства. Хотя эта форма танца сама по себе предполагает акцент на обнаженный живот, название происходит не от "живота", а от арабского слова "belidi", означающего "ритмичный танец". Движения танцовщицы удивительны: ее бедра, кажется, перемещаются независимо от ее туловища: как маятник, качающийся ниже неподвижных часов. В программе Габриелы развенчивается современный стереотип танца живота как танца, на шаг удаленного от стриптиза и на шаг приближенного к проявлению арабской дискриминации по полу. Это прежде всего древний стиль женского артистического выражения через движение. Глядя за профессиональным исполнением танца, забываешь, что движение сексуально и просто наслаждаешься его красотой. Это - комбинация священного и чувственного. Полагают, что корни "belidi" следует искать в матриархальных культурах древнего Египта, Сирии, Карфагена. Цыгане же привнесли в этот танец свое, особое, зажигательное и ритмичное...

   Историческая справка

   В истории цыган было несколько больших перемещений. Первым было начальное рассеивание народа из Индии около тысячи лет назад. Некоторые ученые предлагают, что из Индии, возможно, было несколько перемещений. Второе большое перемещение было из юго-западной Азии в Европу в 14-ом столетии. Третье - из Европы в Америку в 19-ом и начале 20-ого столетий. Утверждают, что, начиная с падения "железного занавеса" в Восточной Европе и по сей день происходит очередное массовое перемещение цыган.
   Корневой язык цыган - древний язык панджаби, или хинди, все диалекты содержат некоторые общие слова, используемые всеми цыганами. По языковой принадлежности, цыгане разделены на три ветви. Domari Ближнего Востока и Восточной Европы (Dom), Lomarvren Центральной Европы (Lom), и Romani Западной Европы (Rom). Интеграция многих цыган в gajikan ("гадже", "нецыгане") растворило многие культурные ценности и верования в других народах. Не все группы имеют то же самое определение того, кто и каковы "цыгане". "Истинные цыгане" одной группы могут быть gadj к другой. Отрадно, что в последнее время проводится все больше международных программ, освещающих и объединяющих культурные традиции цыган всего мира. Высокий уровень танцевального проекта "Дорогами цыган" Габриелы Гутарры, идейность и оригинальность его впечатляют. Он изначально обречен на успех.

   Танцы и музыка цыган - это образ жизни, это инструменты, через которые может быть выражена самая сущность жизни, история. Они предоставляют свободу личного и духовного выражения - единственный тип свободы, возможной для угнетаемых людей. Искусство цыганского танца, всех его ветвей, заключается в его способности общаться с музыкой, музыкантами и аудиторией и импровизировать в любой момент. Цыгане... Они проходят, как ветер по озеру мира, не оставляя следа. И все же, без них ничто не было бы тем же самым. Они знали взлеты и падения. К ним питали презрение и зависть. Это их жизнь... Их история... Танцоры выступают от имени своего народа.

Татьяна Павлова
2006 год

«Шансон - Портал» основан 3 сентября 2000 года.
Свои замечания и предложения направляйте администратору «Шансон - Портала» на e-mail
Мнение авторов публикаций может не совпадать с мнением создателей наших сайтов. При использовании текстовых, звуковых,
фото и видео материалов «Шансон - Портала» - гиперссылка на www.shanson.org обязательна.
© 2000 - 2017 www.shanson.org «Шансон - Портал»

QR code

Designed by Shanson Portal
rss