01 Aug 2018

     28 августа – дата рождения великого русского изобретателя Льва ТЕРМЕНА, положившего начало развитию электронной музыки в мире. Его жизнь длилась без малого весь ХХ век (1896–1993 годы) и стала ярким примером того, что называют «роль личности в истории». Термена знал и принимал в Кремле Владимир Ильич Ленин. Об обстоятельствах той знаковой встречи Лев Сергеевич рассказывал, когда приезжал в Казань в 1987 году в качестве почетного участника всесоюзного фестиваля «Свет и музыка». Как это было – написал казанский общественный деятель Владимир УРЕЦКИЙ, в те годы работавший в легендарном СКБ «Прометей».
  

  

Лев Термен - Аве Мария

     Широко известно, что в 60–90-х годах прошлого века город Казань стал передовым центром страны (и даже мира) в сфере развития аудиовизуальных технологий и синтетических искусств. Произошло это благодаря деятельности студенческого конструкторского бюро «Прометей» при КАИ, организованного человеком-подвижником, пионером отечественной светомузыки Булатом Махмудовичем Галеевым. Прометеевцы имели в собственном распоряжении лабораторию, студию записи, музей и зал на 200 мест в Казанском молодежном центре Татарского областного комитета ВЛКСМ (КМЦ, ныне – МЦ «Ак Барс»), где демонстрировали достижения видеоарта, показывали фильмы и проводили мероприятия всесоюзного и международного уровня. Одно из них – фестиваль «Свет и музыка» – в 1987 году посетил 91-летний Лев Термен. Тогда он оставался одним из двух людей на Земле (наряду с Армандом Хаммером), которые встречались и общались с вождем мирового пролетариата.
     В то время не было интернета, «Википедии» и других источников, где сразу можно было получить подробную информацию об известном человеке. Многие факты его биографии были просто засекречены, что хорошо характеризует то время. Как пел Вертинский: «Мы жили тогда на планете другой…».
  

На сцене КМЦ Лев Термен демонстрирует звучание терменвокса
Автограф Л. С. Термена, оставленный им на память Владимиру Урецкому

  

     Я, инженер СКБ «Прометей», лишь знал, что Лев Сергеевич – изобретатель электромузыкального инструмента, управляемого бесконтактным движением рук – терменвокса, звучание которого он демонстрировал Владимиру Ильичу Ленину.
     Данный факт, конечно, приводил в восторг. Для сравнения вспомню, что моя бабушка, учитель русского языка и литературы, работала вместе с человеком, который видел Ленина. Это случилось в Сокольниках, недалеко от Москвы, в школе-интернате. Там, в конце 1918 года, на лечении и отдыхе находилась Надежда Константиновна Крупская, которую попросили, чтобы Владимир Ильич приехал на елку к детям. Ленин согласился, визит состоялся, несмотря на то, что по пути на машину вождя было совершено вооруженное нападение банды Якова Кошелькова (в архивах Лубянки долго засекреченным хранилось 23-томное дело №240266 «О вооруженном нападении бандитов на В. И. Ленина 6 января 1919 года»).
     Так вот, когда я рассказывал знакомым, что, как говорится, «через два рукопожатия здоровался с Лениным», производил фурор. И вот жизнь подарила возможность лично пообщаться со Львом Терменом, который знал основателя СССР – первого в мировой истории социалистического государства.
  

  
     Это произошло в обеденный перерыв всесоюзного фестиваля «Свет и музыка», в КМЦ, в зале светомузыки. После выступления Термена (под аккомпанемент дочери Натальи он играл на своем терменвоксе, доставленном на грузовой машине из Москвы) все участники и гости разошлись, а мы остались со Львом Сергеевичем в фойе, где на стенах были развешаны стенды с фотографиями и публикациями, которые гость с интересом рассматривал. Я подошел к нему, поздоровался. Несмотря на свой возраст, он крепко сжал мою руку. Услышав просьбу рассказать о встрече с Лениным, хитро посмотрел на меня и улыбнулся. Было заметно, что эта тема приятна ему, хотя он много раз уже говорил об этом. И живо начал свой рассказ.
     «Весной 1922 года мне позвонил человек, который представился исполняющим обязанности наркома культуры. Он сообщил, что Владимир Ильич Ленин очень интересуется моим инструментом и моей сигнализацией, хочет увидеть их в действии (речь идет о прототипе современных автоматизированных охранных систем. – Прим. авт.).
  

responsive

  
     В назначенный день мы с помощником приехали с утра в Кремль. Кабинет был еще пуст. Нас встретила секретарь Лидия Фотиева и сказала, что Владимир Ильич сейчас на заседании, предложила свою помощь, если нужен будет аккомпанемент. Из соседней комнаты внесли рояль. Сигнализацию я придумал показать так: присоединили охранную систему к большой вазе с цветком. Подойдешь к вазе на расстояние около метра – раздается громкий звонок. Пока устанавливали и проверяли, прошло почти два часа. Я очень волновался, понравятся ли мои изобретения. Вдруг услышал: «Он идет!» Вместе с Владимиром Ильичем пришли человек десять – пятнадцать, среди них я узнал всесоюзного старосту Михаила Ивановича Калинина. Ленин поздоровался и сказал: «Ну, покажите ваши вещи!» Сел сбоку за письменный стол, остальные – рядом на стульях. Сначала я им изложил принципиальную схему устройства сигнализации, потом попросил, чтобы включили емкость и кто-нибудь подошел к вазе. Сигнал получился. Все зааплодировали.
     После этого я стал играть на терменвоксе. Репертуар был таким: «Аве Мария», ноктюрн Шопена, романс «Не искушай меня без нужды». Во время игры очень интересно было следить за выражением лица Владимира Ильича: оно менялось в зависимости от характера фраз. Если фраза минорная – лицо делалось печальным, а если часть мажорная – озарялось радостью.
     После каждой вещи он сильно аплодировал. А по завершении «Жаворонка» Глинки, которого я сыграл с Фотиевой, ему захотелось попробовать самому. Ленин подошел к инструменту, я встал сзади и взял его за правую и левую руки, чтобы можно было ими двигать вперед и назад. И так, в четыре руки, мы сыграли с Лениным «Жаворонка» (рассказывая об этом, Термен двигал за спиной моими руками, воспроизводя сцену, о которой шла речь. – Прим. авт.).
     У Владимира Ильича оказался замечательный слух, и он быстро освоился с инструментом.
     Потом мы с ним разговаривали наедине, он расспрашивал, где и над чем я работаю, какие у меня идеи. И опять я удивлялся, как хорошо он схватывает суть дела. Руководитель страны обещал мне всяческую поддержку и помощь и разрешил звонить ему напрямую в случае надобности. Когда мы с ним прощались, мне хотелось его расцеловать, такое сильное впечатление он произвел…» – поделился Лев Сергеевич.
     Закончился обеденный перерыв, к Термену стали подходить гости и участники фестиваля. Я поблагодарил его за интересный рассказ и попросил оставить автограф на фотографии, где он играет на терменвоксе. Намного позже я узнал о сложной и яркой судьбе этого гениального человека. В его студии в Нью-Йорке бывали Джордж Гершвин, Чарли Чаплин, Альберт Эйнштейн, а в круг его знакомых входили финансовый магнат Джон Рокфеллер и будущий президент США Дуайт Эйзенхауэр. После встречи с Лениным и по его поручению Термену оформили мандат, дающий право беспрепятственного проезда по железным дорогам страны. Слава об удачном изобретении быстро распространилась по России. Более ста восьмидесяти концертов и лекций провел Термен в разных городах и селах. На афишах было написано «Радио-музыка», а в западной прессе чистый электронный звук терменвокса называли «небесной музыкой», «голосами ангелов».
     С 1928 по 1938 год изобретатель осуществлял интернациональную, культурную и научную миссию в США. Помимо концертов, разного рода консультаций и ознакомления с положением в электротехнической области, он занимался наукой. В Нью-Йорке арендовал на 99 лет целый шестиэтажный дом на 54-й авеню, где им была организована фирма «Телетач Корпорейшн», благодаря которой наша страна получала столь необходимую валюту. Здесь ведутся работы над сочетанием света и музыки, передачей тепла, поступающего от руки одного собеседника другому во время телефонного разговора. Все изобретения запатентованы. Кроме того, был дан большой концерт в знаменитом Карнеги-Холле. Это было время, когда в связи с планами и действиями Германии в мире нарастало напряжение. У Льва Термена возникла мысль о возвращении из столь затянувшейся служебной командировки. На корабле «Старый большевик» (в условной должности помощника капитана) с трюмами, набитыми лабораторными приборами весом в три тонны, много заработавший для отечественной науки, всемирно признанный гений Лев Термен возвратился в Россию в расцвете своих сил и способностей.
  

Афиши выступлений в Москве и Париже

  
     Какой же прием его ждал? Завершался 1938 год. Не найдя работы в Ленинграде, Лев Сергеевич стал часто ездить в Москву, обивать пороги разных организаций, в том числе подписавших ему в свое время командировку. В очередной его приезд в Москву, в марте 1939 года, без всяких объяснений сотрудники НКВД отвезли изобретателя в Бутырскую тюрьму. В официальной справке было написано: «Л. С. Термен, 1896 года рождения, был осужден 15.08.1939 года Особым Совещанием при НКВД СССР по ст. 58-4 УК РСФСР к заключению в ИТЛ сроком на 8 лет». Суда не было – восемь лет за измену Родине и участие в покушении на Кирова (а ведь во время гибели Кирова и еще четыре года после Термена не было в России).
     Партию осужденных, в которую попал Термен, отправили на Колыму, он чудом доехал до места назначения живым. Но даже в таких условиях он продолжал изобретать. Решил подручными средствами механизировать постройку узкоколейки. Особенно удалась система для транспортировки щебня и камней на любую высоту, чем он не только помог перевыполнению плана, но и, главное, облегчил труд недоедавших и недосыпавших людей. Весть о его новаторских приемах быстро облетела окрестности и дошла до начальников в центре. Поэтому пробыл он на Колыме чуть меньше года и оказался в Москве, на Яузе, в знаменитой авиационной «шарашке», где под тюремной охраной реализовывали свои мечты ведущие авиаконструкторы Андрей Туполев, Владимир Петляков.
     Кстати, в бригаде Термена работал будущий конструктор космических кораблей Сергей Павлович Королев, который делал разные деревянные детали, ведь Льву Сергеевичу поручили конструировать аппаратуру радиоуправления для беспилотных самолетов. В 1947 году он изобрел устройство с названием «Буран», которое предназначалось специально для прослушивания объектов, находящихся на дальнем расстоянии, а также тех объектов, в которых невозможно разместить микрофоны. Прежде всего это касалось дипломатических представительств. Принцип действия «Бурана» заключался в том, что на окно наводился невидимый луч. Во время каких-либо разговоров в комнате оконное стекло выполняло роль мембраны. Соответственно изменялась длина луча, и принимающее устройство прекрасно все регистрировало. Это было нечто вроде телефона без проводов. И действовал он на расстоянии около километра. НКВД внес Термена в списки на представление к лауреатству, посчитав, что он достоин быть награжденным Сталинской премией II степени. Но Иосиф Сталин, самолично утверждавший эти списки, против фамилии «Термен» перечеркнул цифру II и написал I. Также Лев Сергеевич получил квартиру в престижном доме КГБ на Ленинском проспекте. Не думал тогда Иосиф Виссарионович, что Термен по поручению Лаврентия Берии будет прослушивать его квартиру. Вот как вспоминал об этом сам изобретатель: «В его рабочем столе и в различных частях его квартиры госбезопасностью были установлены специальные микрофоны. Довольно часто мне приходилось прослушивать записанные с помощью этих микрофонов пленки, а затем убирать с них посторонние помехи и шумы. Так что я Сталина себе прекрасно представляю. И ругают его сегодня, считаю, напрасно».
     Пленка с этими записями долго хранилась у Льва Сергеевича, но, как часто бывает, во время переезда на новую квартиру с ненужными вещами была выкинута в мусорный ящик.
  

ЛевТермен с дочерью Наташей

  
     В 1991 году, за несколько месяцев до распада СССР, Лев Термен вступил в КПСС. Свое решение он объяснял тем, что когда-то пообещал Ленину это сделать и торопится сдержать слово, пока партия еще существует. Ради этой цели в 1986 году 90-летний изобретатель начал пятилетнее обучение на кафедре марксизма-ленинизма (это было обязательным условием при вступлении в КПСС), которое успешно завершил, сдав все экзамены.
     До самой смерти Лев Термен был полон энергии и даже шутил, что бессмертен. В доказательство предлагал прочитать свою фамилию наоборот: «Термен – не мрёт». Но 4 ноября 1993 года его не стало.
  

Выступление Льва Термена на фестивале «Свет и музыка»,
аккомпанирует Наталья Термен.
г. Казань, Молодёжный центр, 1987 год.

   

Сайт Шансон - Портал, выражает огромную благодарность Владимиру Урецкому и
Главному редактору журнала «Элита Татарстана», генеральному директору
ООО "София" Вячеславу Алексеевичу Карпову, за предоставленный материал.
Ссылка на сайт журнала: http://elitat.ru/ 
© Владимир УРЕЦКИЙ.
Фото из архивов автора
и Центра «Прометей.

На Шансон - Портале
опубликовано:
2 августа 2018 года.

   
  


«Шансон - Портал» основан 3 сентября 2000 года.
Свои замечания и предложения направляйте администратору «Шансон - Портала» на e-mail:
Мнение авторов публикаций может не совпадать с мнением создателей наших сайтов. При использовании текстовых, звуковых,
фото и видео материалов «Шансон - Портала» - гиперссылка на www.shanson.org обязательна.
© 2000 - 2024 www.shanson.org «Шансон - Портал»

QR code

Designed by Shanson Portal
rss