Поделиться в социальных сетях

24 Oct 2009


   В минувшие выходные в камерном зале Самарской филармонии состоялся сольный концерт автора и исполнителя из Тольятти Юрия Лившица. Юрий Лившиц Может быть, широким слоям любителей авторской песни его имя не очень хорошо известно, но Юрий лауреат и дипломант многих бардовских фестивалей, в том числе и Грушинского. Он автор песни "Вальс тишины", заключительной песни фестиваля молодежи и студентов, который проходил в 1985 г. в Москве. Однако сегодня мечты Юрия Лившица связаны не только с личным творчеством. "Я мечтаю, чтобы Тольяттинская филармония наконец-то получило свое здание", - делится сокровенным бард или директор. И для того, чтобы поставить все точки над "И", Репортёр начал свою беседу с Юрием Лившицем с вопроса о том, кем же он сам себя прежде всего ощущает: бардом или директором Тольяттинской филармонии.

   - Естественно, что я творческий человек и никогда чиновником не был. Вообще со словом "чиновник" у меня ассоциируется что-то косное и безжизненное. В филармонию же пошел с единственной целью, чтобы бороться с грязью. Словами ведь не объяснишь, что я подразумеваю под словом "грязь". Грязь - это в первую очередь бескультурье, неглубокость и простая физическая грязь. Посмотрите на наши улицы. Так вот, как грязно на улицах, так грязно и у людей внутри. И моя борьба пока проходит удачно, потому что всё больше и больше людей приходит на концерты. Всё больше имён удаётся выудить из Москвы, Питера и других городов. При этом не обязательно искать далеко, ведь и рядом есть очень интересные творческие личности. Для меня в работе существует четыре девиза: чтобы филармония была видна, слышна, доступна и востребована. Вот этим постулатам я и следую.

   - Значит, можно сказать, что обязанности директора не мешают вашей творческой личности?

   - Не мешают. Сейчас всё дозволено, цензуры нет, а второго Высоцкого нет. И думаю, что ещё долго не будет. Я считаю, что для того, чтобы ты что-то делал, тебе что-то должно мешать. Вообще у мужчины всегда должна быть проблема, должно быть преодоление. Не на блюдечке же с голубой каёмочкой все преподносить. Таких людей сейчас достаточно. Неизвестно, чем и на что они живут.

   - Не от многих мужчин можно услышать постулат о необходимости проблем…

   - Мне, наверное, повезло, и мои родители воспитали меня так, как надо. Потом я попал в руки к очень серьёзным людям, таким, как Альберт Тальковский, 25 лет назад, и Александр Розенбаум, с которым знаком 20 лет. Мне не нужно видиться с ними каждый день, чтобы ощущать правильность и неправильность своих поступков. Причём учтите, что поступки имеют пол. Вот говорят: деньги не пахнут. Врут, они еще как пахнут. Так и поступок - есть женский, а есть мужской. И это совершенно точно.

   - А чем пахнут деньги?

   - Способом, которым они добыты.

   - Во время своего выступления вы сказали, что сталкиваетесь с тем, что современная молодежь не знает великих актеров прошлых лет, музыкантов. Так что же нужно делать, чтобы не рвалась связь между поколениями?

   - Никакая отдельно взятая филармония или же концертная организация, даже отдельно взятый департамент образования, не может решить задачу. Локально можно. В пределах того зала, в котором выступаешь, и в течение отведенного тебе времени. И есть стопроцентная гарантия того. Что люди, присутствующие на концерте, стали чуточку лучше. Но до той поры, пока не будет государственного заказа на духовных людей, пока наш президент и те люди, от которых зависит судьба страны, не родят этот социальный заказ, как это было в античные времена в Афинах, когда, воспитывая граждан, их учили поэзии, математике, танцам, этикету и т.д. поэтому нужен госзаказ, зачатки которого я сегодня вижу. Он начинает появляться, поскольку любой человек не может существовать без гражданской и личной позиции. Пути выхода я вижу только в личностях, приходящих к руководству. К власти нужно допускать только тех людей, кто не бредит ею, кто не стремится к ней. А того, кто действительно чувствует в себе силы что-то сделать и улучшить.

   - Сегодня президент и правительство говорят о развитии физической культуры и спорта. Не может ли в этом случае произойти перекоса и страна получит физически сильных, но абсолютно бездуховных и бескультурных граждан?

   - Вы знаете, по моему мнению, у нас сегодня нет ничего для того, чтобы спорт зажил нормально. Нет инвентаря, нет выживших после 15-летней разрухи залов и, самое страшное, что у нас уже нет людей, умеющих воспитывать спортсменом. Поскольку физическая культура - прежде всего культура духовная. Ведь если первая будет существовать без второй, то получится существо с одной извилиной, пальцы веером, у которого все будет "конкретно чисто".

   - Поскольку вы автор и исполнитель и видите этот жанр изнутри, то не кажется ли вам, что он стал коммерциализироваться и из-за этого что-то терять?

   - Да, коммерция пришла и к нам. Гонорары самых любимых бардов сегодня достаточно высоки. Есть уже эстрадные звезды, бывшие барды. Но бороться с этим не надо. Мы такая удивительная страна - нам со всем надо бороться. Родилось это направление - пусть будет. Есть Олег Митяев. Его песни нравятся, их поют и платят автору большие деньги. Ну и слава Богу. За чистоту жанра должны бороться сами барды. Почему люди ездят на Грушинский? Потому, что у каждого своя боль и свое отчаяние. А фестиваль дает каждому свое. Ведь деньги не всегда главное. Главное, признание и возможность быть услышанным. Поэтому я хочу, уже как директор филармонии, привезти в Самару наши симфонический и джазовый оркестры.

   - Вы поете песню о Белой стране счастья. Верите ли вы в её существование и надеетесь ли выжить в ней?

   - Я в неё верю, но увидеть нам ее пока не суждено. Слишком много было сделано всего для того, чтобы люди были разобщены. И жизнь предлагает сейчас людям такие конкретные обстоятельства, что большинство думает об одном - как выжить. Все мы в этих условиях, и потому о какой-то духовности, о каком-то нравственном обогащении трудно вести разговор. Но это все изменится, когда будет социальный заказ на нормального человека.
 

Беседовала: Лилия Хавина
Фото: Ефим Шуб - Юрий
Лившиц на концерте в
самарской филармонии
24 февраля 2002 года.

Газета "Репортёр" от 1 марта 2002г


«Шансон - Портал» основан 3 сентября 2000 года.
Свои замечания и предложения направляйте администратору «Шансон - Портала» на e-mail
Мнение авторов публикаций может не совпадать с мнением создателей наших сайтов. При использовании текстовых, звуковых,
фото и видео материалов «Шансон - Портала» - гиперссылка на www.shanson.org обязательна.
© 2000 - 2017 www.shanson.org «Шансон - Портал»

QR code

Designed by Shanson Portal
rss