Поделиться в социальных сетях

28 Oct 2017


     Виктор Терехов: Раечка, многие в России помнят тебя и любят твои песни, роли, твою неповторимую манеру исполнения, твой неподражаемый голос, твою красоту!!! Но и многие ничего о тебе не знают, всем интересно как прошло твоё детство, юность, как ты попала в театр и уехала из страны...

     Таня Павлова взяла у тебя объёмное интервью, но там ничего нет, о твоём детстве, о твоих родителях, да и вообще нигде нет ничего об этом, а это действительно многим интересно.

     Мы с тобой сегодня постараемся, хоть чуть, чуть рассказать о твоей интересной, насыщенной всякими событиями жизни в СССР и не только...

     Ты согласна?

 

     Рая Удовикова: ...Да, Витя, конечно, с чего начнём... (смеётся)...

 

     Раечка, скажи пожалуйста откуда вообще происходит ваш род Удовиковых?

 

     ...Не Удовиковых, а Пинчук, это были мой папа Прокофий, дед и прадед, мой род идёт от фамилии Пинчук, а фамилию Удовикова я взяла от своего мужа Анатолия, отца Наташи и Алика. Моя мама, Ольга Афанасьевна была очень сильная гадалка, я помню этот дом и во дворе была огромная клумба цветов и вокруг этой клумбы сидели много людей, которые ждали очередь, чтобы попасть к маме на гадание, этот наш дом был в Курске на улице Ямской. Моя мама была большая умница и грамотная женщина, её все любили и очень уважали.

  

Ольга Афанасьевна

  

     Мой папа был вожак табора и очень уважаемый человек. Папа, дедушка и прадедушка были грамотными людьми, мой дедушка читал и писал ещё на старославянском языке! Мы сначала жили все в таборе, который стоял недалеко от Курска.

  

Табор

    

     И вот однажды случилось несчастье, у каких-то людей украли корову и пустили слух, что украли цыгане. Тогда в наш табор пришли кулаки, они стали выпытывать у папы где корова, но папа ничего не знал, так как никто из табора не воровал этой коровы. Папа был честный и такой очень смелый человек, он хотел их прогнать, но их было много и они его убили. Потом , они пошли с вилами на нас, я была ещё совсем маленькой Бе-бе и мама меня загородила, тогда эти мужики подняли ей вилами волосы, у неё были красивые, пышные волосы, но больше они ничего ей не сделали.

  

1930-е годы.

  

     Потом эту корову нашли, её украл такой же кулак, ему за это отрубили руки. Но нам от этого было не легче, мы потеряли папу. Эти кулаки разгромили весь табор. У меня была самая старшая сестра Ася, необыкновенная красавица и у неё был жених, тоже красавец парень, так они вырыли в таборе могилу и живым закопали в ней Асиного жениха. После всего этого горя мама собрала нас ребятишек, у меня ещё две сестры Вера и Дина, они сейчас живут в Москве. Погрузила всех в повозку и мы уехали в город.

  

  

     Раечка, а сколько у мамы было детей?

 

     ...Всего у мамы было двенадцать детей, одиннадцать девочек и один мальчик Костик, мой братик. Из них выжили только семь. И знаешь, как в таборе нужны мальчики, а мама рожала всё девчонок и папа ей говорил, извини за выражение - «Хватит уже дырки рожать!»

     И в последнюю беременность мама думала, что родится ещё один мальчик, а родилась я, опять девчонка. И тогда она говорит моему брату Костику - возьми её, я не буду её кормить, она девчонка! А мамина сестра тоже была беременная и родила в это же время, и Костик отнёс меня к ней, она меня стала кормить своей грудью. И вот мой братик, как-то помыл голову, у него были красивые длинные волосы, он замотал их полотенцем, взял меня на руки и пошёл со мной в лес и стал там петь и плакать. Потом пришёл к маме и говорит - «мамочка возьми её домой, может она у нас будет самая счастливая!» и назвал меня Чириклы, чириклы по-цыгански это птичка. Ну и конечно, мама меня взяла, что говорить...

 

     А что случилось с Костиком?

 

     ...Ты знаешь, он погиб. Ещё когда мы жили в таборе, мы на зиму снимали дом. И Костик ходил в школу, ещё в тридцатые годы он окончил десять классов. Но знаешь Витя, тогда было трудное время, нужно было зарабатывать деньги для семьи и он старался помочь маме. Цыган особенно на работу не принимали, а были цыгане, которые воровали коней и они знали, что Костик грамотный. Они подговорили его делать за деньги знаешь, такие фальшивые паспорта для ворованных лошадей. Костик согласился и стал делать такие паспорта. Про это узнал кто-то в таборе и рассказал милиции. Костика арестовали, был суд и его отправили , куда-то в Дудинку.

     И вот знаешь, когда его освободили он написал домой письмо, что скоро приедет. Но по дороге, с братиком моим, что-то произошло, и он не вернулся. Больше мы Костика никогда не видели и ничего о нём не слышали, по сей день...

 

     Да, Раечка, очень печально... Теперь, расскажи пожалуйста, когда вы приехали в Курск, как там стали жить?

 

     ...Ну, когда приехали в этот Курск, мама всем моим сёстрам сказала, что нужно идти учиться, получать образование и не заниматься ни каким гаданием. Она хотела, чтобы мы все выросли приличными людьми, она перенесла много горя и не хотела, чтобы её дети повторяли её судьбу.

 

     Рая, а где вы там жили, у вас же ничего не было в Курске?

 

     ...Мама снимала дом на этой Ямской улице и мы там жили , учились в Курске.

Мама умерла в Курске сразу после войны и я осталась с сёстрами Асей, Верой, Диной, Фридой.

 

     Раечка, а как ты попала в Днепропетровск?

 

     ...О, это я уехала к сестре Тане, она тогда была замужем и жила в Днепропетровске.

 

     Это средняя сестра ?

 

     ...Ну как сказать, самая старшая Ася, а за ней Таня.

Муж у Тани был военный по моему майор, занимал серьёзную должность .

  

Ольга Афанасьевна, сестра Таня, её муж и дети.
Рая стоит слева в верхнем ряду (1939~1940г.г.)

  

     А в каких войсках ?

 

     ...(Рая смеётся) Дак откуда ж я помню, это Витя так давно было, какие войска...!?!

Ты знаешь, самое интересное, когда я была маленькая у меня было много фантазий, все дети как дети, а я какая-то особенная (смеётся).

     Ребятишки играют на улице, а я залезу в кусты, сорву цветочек и начинаю с ним разговаривать, или петь, могла танцевать на улице и люди наверное думали, что я какая-нибудь дурная... А дело в том, что я не была дурная, я родилась актрисой и чувствовала это, вот в чём была моя проблема! Я очень любила фантазировать, представлять разные картины и Наташка говорит, что до сих пор фантазирую (смеётся)!

 

     Ну вот ты приехала в Днепропетровск и как твоя жизнь складывалась там, ты ведь там училась, вышла замуж, родила Наташу и Алика.

 

     ...Я в Днепропетровске попала в банду!

 

     Это как, что за банда ?

 

     ...Ну это банды такие были, ты знаешь, в пятидесятые годы, лет семь-восемь после войны. Это были настоящие бандиты, днём они ходили в офицерской форме и на них никто ничего не мог подумать. Ночью они одевались в гражданскую одежду и грабили, воровали, и я там с ними была. Они днём ходили и высматривали богатые дома, а ночью обворовывали.

  

Днепропетровск 1950е годы.

  

     А ты то к ним, как попала в эту банду?

 

     ...Ты знаешь Витя, я этого даже не помню, как я попала к ним. Но, они думали, что я мальчик, у меня были стриженые волосы, я ходила в штанах и мужской рубашке и у меня шапка была - картуз, картуз. Меня нельзя было отличить от мальчишки. В Курске была станция, а под станцией подвал и они там в этом подвале жили, и я там с ними. Короче, у них там был шалман, там были девушки проститутки, они пили, курили, я видела, что они там с ними делали... Все меня звали Коля, потому что я сама сказала, что меня так зовут. Чтобы скрыть, что я девочка я придумывала разные хитрости. Вот например такое, когда где-нибудь мы шли и парни говорили - «пошли Колька в кусты отольём», я говорила - «Ну пойдём»! Я же с ними говорила на их «языке», как мальчишка. Но как я могла, девчонка, с парнями и я придумала, как их обмануть... Я для этого носила в кармане клизьмочку с водой, стояла с ними и брызгала из этой клизьмочки (смеётся). Потом дела у них пошли не важно, их разыскивала милиция и они чувствовали, что их скоро заберут. И тогда, чтобы меня не постигла их участь они отдали меня в училище ФЗУ учиться на токаря. Ты знаешь я насмотрелась с ними столько гадости, что тогда в этом подвале я много думала и решила, что никогда не буду пить и курить, и никогда не буду вести такой образ жизни! И я в жизни не пила и не курила, и живу достойно до сих пор, меня никто не может упрекнуть, что я жила не достойно! Я конечно не могу сказать, что я самая лучшая - не пью , не курю (смеётся). Я очень уважаю компании, когда люди собираются за столом, выпивают и веселятся. Люблю, когда собираются Наташа, мой сын Алик, внуки на Рождество, Новый год и другие праздники, я никогда никого не осуждаю, что они выпивают, Боже сохрани! У меня такие золотые внуки, они очень талантливые гитаристы. Какой у меня золотой Никакулечка (это так в семье с детства ,ласково зовут старшего внука Петро - прим.В.Т.) он сейчас в Париже, Алеко какой мальчик, какие они золотые!!! Какие они смешные с юмором, они никогда никого не осуждают, никому не завидуют. Я очень счастлива, что вот такая у меня семья!!!

 

     Раечка, а как продолжалась твоя жизнь в Днепропетровске?

 

     ...После училища я пошла работать токарем на военный завод и как помню мы делали карбюраторы для самолётов.

  

Рая в Днепропетровске (середина 50х годов).

  

     А что это за завод?

 

     ...Завод этот называли Мудышкин.

 

     Мудышкин???

 

     ...Да, да Мудышкин (смеётся).

  

Скорее всего это был «Днепропетровский агрегатный завод» основан в 1926 г. (прим.В.Т.)

  

     Раечка, в Днепропетровске ты вышла замуж?

 

     ...Ну да, вышла замуж, родила Алика и Наташеньку. Муж мой был цыган Анатолий Удовиков, он был неплохой человек, но полуграмотный, сильно выпивал и потом стал алкоголиком.

Анатолий трагически погиб, когда Алик и Наташа были детьми. Он ехал по мосту через реку на мотоцикле, наверное был выпивши и упал в реку с этого моста. Так трагически закончилась его жизнь...

 

     Очень интересно, как ты попала в театр?

 

     ...У меня была подружка одна еврейка, звали её Фаня, хорошенькая - невозможно, добренькая - невозможно какая Фаня!

 

     Рая, так ты была хорошенькая - невозможно, а Фаня наверное потом...

 

     ...Ой не хвали меня, это не правда (смеётся) О кей! Но главная, Фанечка была! Ну вот, приехал в Днепропетровск цыганский театр «Ромэн» и они вывесили плакаты во всех больших магазинах. И Фаня пришла ко мне и говорит - «Рая !» Она знала, что я болела театром, фантазировала, изображала комические, драматические персонажи, она всё это знала, тем более она знала, что я цыганка. И она говорит - «Пойдём посмотрим, может ты им понравишься!» Я говорю - «Да ты что! Кто они и кто я !?!» Да и денег у меня не было...

  

Труппа театра «Ромэн»(40-50е.годы)

  

     Подожди, ты ведь уже участвовала в самодеятельности в это время?

 

     ...Да, да я в клубе танцевала. Так вот эта Фаня всё же уговорила меня пойти в театр. Я не помню, мы пешком, или на трамвае поехали, мы жили не в самом Днепропетровске, а в пригороде, одним словом приехали мы в театр. И как увидела я всё ой, ой!!! Там декорации, девки все наряженные, фотографии со всех спектаклей, Ляля Чёрная, все красавицы!!! Как увидела я всё это, Боже мой! А я в это время была с Наташенькой и Аликом, и не работала на заводе.

  

Наташа Удовикова и брат Олег в Днепропетровске (конец 50х годов).

  

     Я ходила, людям стирала бельё и мыла лестницы, а этот дом был не далеко от театра. И вот через несколько дней, я собрала бельё, положила на плечи и пошла специально мимо театра, чтобы увидеть артистов. Они как раз стояли около театра и Ром Лебедев спрашивает меня - «Ты цыганка?»

  

Сцена из спектакля Ром-Лебедев с Ольгой Янковской.

  


  

  

     Иван Иванович Ром-Лебедев (настоящая фамилия Лебедев, 31 марта 1903, Рига — 5 января 1991, Красновидово, Истринский район, Московская область) — советский актёр, драматург и гитарист, цыганский литератор. На протяжении многих лет являлся одним из основных драматургов цыганского театра «Ромэн». Заслуженный артист РСФСР с 1947 года. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1981). (прим. В.Т.)

 

И спрашивает по-русски, я говорю - нет и Ляля Чёрная говорит - «Ты же цыганка!», а я опять говорю нет.

  


  


  

  

     Ляля Чёрная - актриса театра и кино, Заслуженная артистка РСФСР, артистка театра «Ромэн», танцовщица, исполнительница цыганских песен и романсов.

Родилась15 февраля 1909 г., Нальчик

Умерла 2 сентября 1982 г. (73 года), Москва (прим. В.Т).

 

А они видят, что я хорошенькая и смотрят на меня, и тогда Нина Панкова говорит по-цыгански - «Вы что смотрите, это может проститутка какая-то, а вы уставились на неё!» А я это услышала и ёколомэнэ опрст и как дала ей по-цыгански матом, этой Нине Панковой, ты говорю сама блядь старая и проститутка ( Рая смеётся)! Ляля Чёрная с ума сошла, Ром-Лебедев с ума сошёл (Закатывается от смеха!) Потом Ляля Чёрная говорит Панковой - «Нина ты всегда, дура такая, не зная человека обзываешь!»

  

Рая и Нина Панкова

 

     Панкова Нина Александровна

Родилась в 1910 году.

     Русская и цыганская певица, представительница певческой цыганской династии и, как многие певицы того времени, с юных лет пела в цыганских хорах.

     Актриса и одна из основателей цыганского театра «Ромэн», куда пришла уже будучи опытной певицей, и где проработала до конца своих дней.
     Дочь - известной джазовой певицы Норы Ивановой.(прим.В.Т.)

 

     Они подумали, что я девочка совсем, я выглядела лет на семнадцать, они и не представляли, что у меня уже Алик и Наташа, а я об этом им не говорю, я молчу. И тогда Ляля Чёрная и Ром-Лебедев говорят, мол не хочешь девочка посмотреть наш театр, я говорю ой, конечно хочу, очень хочу и заплакала... И вот вечером думаю в чём же мне идти , а у меня было платьице такое залатанное, что нельзя понять из какого оно материала, но оно было выглаженное - чистенькое. И я пошла к соседке и говорю, что у меня такой сегодня ответственный момент и невчем идти, нет босоножек, и она дала мне свои. Но я шла до театра босиком, держала босоножки в руках и только перед театром одела их. А Ляля Чёрная и Ром-Лебедев сказали, что когда я приду нужно обратиться в окошко и мне там дадут бумажку и по ней меня пропустят в театр. И я подошла к этому окошечку, и меня не пустили, в это время шёл спектакль «Цыганка Аза»!

  

Сцена из спектакля «Цыганка Аза» 1956 год.

  

Сцена из спектакля «Цыганка Аза» 1959г.

Николай Сличенко - Василь

Ольга Петрова - Аза

 

     Но потом разобрались и меня пустили, дали место где-то далеко на галёрке. И я пошла на это место, а все разодетые были, все такие, знаешь, как в театре и я в своём залатанном платьице и соседских босоножках. И вот открывается занавес и звучит песня, я её пою на своей первой пластинке (Рая очень красиво напевает - ай нэ нэ нэ нэ, ай нэ нэ нэ нэ нэ). И вот как я услышала эту песню, сорвалась с своего места и побежала к оркестру, стою и слушаю. И все стали гнать меня оттуда, но тут вмешался Ром-Лебедев и говорит - «Не гоните её, не гоните!» И весь спектакль я простояла там. А когда спектакль закончился Ром-Лебедев и Ляля говорят мне хочешь посмотреть, где наши гримёрки, я говорю да конечно хочу. А сама я босая и держу в руках босоножки, я собралась идти домой и заранее их сняла. И они мне показали всё, что за кулисами, и я запомнила не знаю как и почему, все тексты из спектакля, а это ведь была серьёзная драма. И вот за кулисами собрались все девки и ребята из спектакля. И Ляля Чёрная говорит - «Мы искали девушку в нашу труппу - «Молодёжь театра» и вот нашли такую в Днепропетровске». Ляля Чёрная спрашивает меня - «Скажи, ты умеешь петь, или плясать?» Я говорю, нуууу... я немножко пою и немножко танцую, но я запомнила всё, что вы делали на сцене... Все девки загалдели, вот дескать, что это за нахалка такая выискалась, мы учим эти тексты, а она у оркестра постояла и всё запомнила... Я говорю, что могу станцевать, но у меня нет подходящей обуви. И тогда Ляля Чёрная снимает свои туфли и даёт их мне: «Одевай!». Все девки обалдели, потому - что Ляля Чёрная никогда никому не давала свои туфли, а тут вдруг какой-то девчонке дала. Я одела Лялины туфли, гитаристы взяли гитары и заиграли.

  

Группа гитаристов театра «Ромэн» 50е годы.

  

     И как я пошла плясать, и одновременно говорить тексты из спектакля - «Посмотри Воду на свои морщины разгладь их». Мой танец всем понравился, но им было интересно какая у меня дикция. Ляля говорит - «Ты знаешь какой-нибудь стишок, продекламируй нам его». А я от волнения забыла всё и думаю - «Ёлки - палки, что мне рассказать?». И вспомнила стишок, который рассказывала Наташе и Алику - «Наша Таня громко плачет» и начала его читать. Когда я стала читать этот стишок я почему-то подумала, что мне нужно стоять по стойке смирно... Я встала по стойке смирно, закрыла глаза и стала самозабвенно читать стишок, когда я закончила свою декламацию и открыла глаза, я увидела, что все упали от смеха! Я обиделась, что надо мной смеются, сказала - вы все бляди и убежала. Но не смотря ни на что, я им понравилась и они уже перед отъездом театра нашли меня и предложили поехать в Москву. Но они считали меня девочкой, потому - что я так и не сказала им, что у меня есть дети Алик и Наташа. Я взяла с собой в Москву большой чемодан в который положила зубную щётку, расчёску и бигуди. В вагоне где ехал театр не было места и меня положили на самую верхнюю полку, и замаскировали чемоданами, и котомками, вот так я приехала в Москву.

  


  

Москва 50е годы.

 

  

     А ребятишки остались в Днепропетровске?

 

     ...Ну да, конечно, я ведь никому не сказала, что у меня дети, так как побоялась, что меня не возьмут в театр.

     Ну приехала я в Москву, а ведь мне нужна прописка, а тогда прописка в Москве это была полная катастрофа, полная катастрофа! Но я всё равно стала ходить в театр, Ром-Лебедев пытался решать с пропиской, но у него ничего не получалось.

     И однажды я шла в театр по улице Горького, шёл снег и мне было холодно, так как у меня пальтишко было очень лёгкое, как говорили «на рыбьем меху». Я шла по проезжей части, мне было всё равно, все мои мысли бы о моих детях Наташе и Алике. Я была, как отрешённая, рядом проезжали машины, а я даже не обращала внимание.

  

Улица Горького 50е годы.

  

     Мои мысли были заняты тем, как они там живут, как мне им помочь. Я и в Москве ходила в театр и подрабатывала, мыла полы, убирала. И те небольшие деньги, которые я зарабатывала, я отправляла в Днепропетровск своим деткам. И вдруг один старик дёрнул меня за рукав и вытащил на тротуар. Он говорит - «Девочка, ты что идёшь по дороге, тебя может сбить машина!» А я ему отвечаю - «Дедушка, мне всё равно, пусть меня задавит машина». Тогда, он стал меня расспрашивать, почему я так говорю и я ему всё рассказала, что дети не со мной, я не могу их забрать, у меня нет прописки. Рассказала ему про театр, что они добиваются уже пол года прописки, но ничего не могут сделать... А он оказывается знал и Рома-Лебедева, и Лялю Чёрную. И он даёт мне бумагу и говорит - «Отдай её Рому-Лебедеву, или Ляле и они всё сделают». И ты знаешь Витя, кто это был?

 

     Нет, даже не догадываюсь...

 

     ...Это был человек, который ещё работал у Ленина, он был маленький старичок с усиками и с очень благородной бородкой в шляпке, с палочкой, у него было такое пальтишко с мехом. Я взяла у него эту бумажку и поблагодарила его. Когда я отдала эту бумажку Рому-Лебедеву, он прочитал её и говорит Ляле Чёрной - «Ты знаешь Лялька, кто ей дал эту бумагу, это помощник Ленина !». А в этой бумаге он написал телефон и Ром Лебедев стал звонить по этому телефону. Оказывается, это был телефон генерала , который распоряжался всеми прописками в Москве. И Ром-Лебедев говорит мне - «Доча, ты завтра в такое-то время приходи в театр и мы пойдём к очень большому человеку, который должен решить тебе вопрос с пропиской». Я пришла на следующий день в театр и мы пошли на улицу Горького. И как я помню это было какое-то административное здание, там люди ждали в очереди к этому человеку. А с нами пришла Ляля Чёрная и она была такая красавица, знаешь, разодетая, на неё все смотрели и она начала стучать в дверь приёмной к этому генералу, и он принял нас.

  

Ляля Чёрная
  

Читайте продолжение: Рая Удовикова - жизнь и песня (часть 2)
     

  

«Шансон - Портал» основан 3 сентября 2000 года.
Свои замечания и предложения направляйте администратору «Шансон - Портала» на e-mail
Мнение авторов публикаций может не совпадать с мнением создателей наших сайтов. При использовании текстовых, звуковых,
фото и видео материалов «Шансон - Портала» - гиперссылка на www.shanson.org обязательна.
© 2000 - 2017 www.shanson.org «Шансон - Портал»

QR code

Designed by Shanson Portal
rss