21 Aug 2016

Г Л А В А   17
 
ЧИСТОГО СЛОГА СЛУГА…

 
       В середине 70-х годов прошлого века нашу страну накрыла лавина песен Владимира Высоцкого. И он,сочиняя такие яркие поэтические тексты, всегда уделял своему слову самое пристальное внимание.  Вспомните, хотя бы, «Песню микрофона»:

                             Сквозь меня, многократно просеясь,
                             Чистый звук в ваши души летел…
                             Стоп! – Вот тот, на кого я надеюсь.
                             Для кого я все муки терпел…   
 
        Он писал, перемещая свой талант и накопленный жизненный опыт на белый лист, и там, по словам В. Золотухина, словно, оживали «…мысли, пришедшие под перо…»Часто, уже утром, оторвавшись от листа бумаги, на котором за ночь возникала рукопись нового стихотворения, В. Высоцкий впервые пел его для тех, кто оказывался рядом.
Это был невероятно талантливый человек, невероятно одаренный, совершенно замечательный стихотворец, – так говорил о Владимире Высоцком известный поэт Иосиф Бродский.
 
      – Рифмы  его  абсолютно  феноменальны – продолжает И. Бродский.
С одной стороны, его трагедия, с другой стороны, удача, – то, что он избрал карьеру барда, шансонье. Из всей этой профессии я лучше всего относился к Высоцкому. В нем было подлинное языковое чутье…»
 
        В  планы Владимира Высоцкого входило выпустить книгу своих стихов и песен.  Не удалось. Как и многое другое в его жизни…
        Первая книга его стихов «Нерв» вышла только после его ухода от нас в 1981 году под редакцией поэта Р. Рождественского в издательстве «Современник» издевательски малым тиражом – целых 55000 экземпляров на весь Советский Союз!
 
      Начиная с 1988 года в некоторых республиках СССР «Нерв» стал  переиздаваться.  Тираж первого сборника стихов Владимира Высоцкого постепенно увеличивался, но для бескрайнего Советского Союза, все же оставался мал. В том же издательстве «Современник» тираж сборника «Нерв», выпущенного к 50-летию Владимира Высоцкого (1988), составлял уже 200000 экземпляров.
        И сегодня, вот уже 30 с лишним лет, словно нагоняя упущенное время, в огромных количествах выходят самые разные книги стихов поэта Высоцкого.

А тогда, не находя выхода к широкой аудитории на страницах печати, Владимир Высоцкий старался компенсировать это своими концертами. На одном из выступлений он сказал:
 
– Чем оббивать пороги редакций и выслушивать пожелания редакторов, как переделать стихи, лучше просто сесть и писать.
А потом петь это вам. Это ведь, то же самое. А вам не кажется, что магнитофоны есть род современной литературы?
Ведь, если бы магнитофоны были при А. С. Пушкине, то многие его вещи были бы только на магнитофонах…
 
        Так говорил поющий поэт В. Высоцкий, отчаявшийся пробить ватную стену запретов и цензуры своих стихотворений. Но, Пушкина он упомянул не случайно. Высоцкий во многом равнялся на него, отчетливо понимая значение его творчества, его всегда притягивало имя великого русского поэта.
       К слову сказать, в поэтическом спектакле театра на Таганке «Товарищ, верь», Владимир Высоцкий несколько раз сыграл роль А. С. Пушкина, т.е. поэт играл поэта, но дальше в этом спектакле он не участвовал.                                                   
       В связи с этим хочется привести необычную и удивительную историю, которую вспомнил как-то друг Владимира Высоцкого Всеволод Абдулов и рассказал ее одному из корреспондентов.
– 1977 год. Октябрь. Высоцкий приобрел «Мерседес». В то же вечер приехал за Абдуловым на улицу Немировича-Данченко, объявил еще с порога:                                                             
      – Сева, мы отправляемся в Питер. И никаких возражений. На такой машине ты не ездил!
      – Спасибо, – спокойно говорит Абдулов. – Я об этом только что мечтал.
      – Мечтал, – Высоцкий озабочен. – Но ведь, постой-ка, ты даже не мог знать! Тем не менее, мечтал попасть в Питер. Не угадаешь, зачем.
Он покусывает губу, глаза в серьезном прищуре. Всеволод уверен: при феноменальной, цепкой памяти Высоцкого все варианты будут просчитаны мгновенно, и опережает его ответ буквально на секунду.
     – Завтра – день Лицея, 19 октября. – День Лицея! Ура!
    Абдулов продолжает:
     – Утром въехали в Питер. Ни до, ни после такого Ленинграда я не видел. Отмытое до мраморного блеска небо, нет даже обычной ленинградской дымки. Город словно окунули в голубую чашу с голубым воздухом.
  

responsive

  
Еще вечером северную столицу мучил серый, нудный дождик, а сейчас морозец, неожиданно схвативший лужи, навел на весь облик города строгий лоск, отчего он стал сказочно-торжественным.    
Мы едем в Лицей возбужденные, радостные. И вдруг – бац! Лицей закрыт: вечером будет какое-то мероприятие.
      Люди стоят, смотрят, переговариваются потихоньку. Мы среди них, но говорить ни о чем не хочется. Молчим. А потом короткий взгляд одной из сотрудниц самым чудесным образом нашел в толпе опечаленное лицо Володи. Она быстро повернула голову, что-то сказала остальным. Они даже не совещались, просто подошли и спросили:
      – Кто с Вами, Владимир Семенович?И мне захотелось отозваться, крикнуть: «Я! Мы вместе!»     
Дурацкая боязнь, что о тебе забудут. Не крикнул. Пошел за Володей, ожидая злых шепотков в спину. Лучше бы через «черный ход» пропустили, как в магазин пропускают тех, о ком ты частенько поешь.
Тихо, по-домашнему. Но был только один спокойный голос седого человека в старомодном пальто с бархатным воротничком:
Сегодня у поэтов такой день. Их день.
Володя улыбнулся старику, а тот слегка приподнял велюровую шляпу.   
       И на душе у меня стало уютно. Мир добр, есть особенная целительная прелесть в человеческом слове, произнесенном от доброты сердечной.                                                          
Я, признаться, здорово ругал себя за худые мысли, действительно, разве  могли    прийти     к    Пушкину  ранним   утром   люди,   способные   зло  
шептать в спину? Чепуха какая-то! Нам разрешили посидеть за партой Поэта, показали все, что можно было показать.
     И слова здесь, в стенах Лицея, звучали музыкой, отраженных от старых стен, как от прошлого времени. Эхо пушкинских дней.
     И молчали мы наедине с Пушкиным, и расставание было нелегким.
Володя в пояс поклонился нашей доброй спутнице, поцеловал ей руку.
     Мы вышли из Лицея, пошли по тихим аллеям, любуясь красотой озер, покрытых прозрачным льдом, а на льду – пронзительно-яркие листья, точно капли застывшего солнца. Святое место, красота несказанная. Навсегда связанная с той самой осенью, которая очаровывала поэта. Помните у Пушкина?

                              Дни поздней осени бранят обыкновенно,
                              Но мне она мила читатель дорогой,
                              Красою тихою, блистающей смиренна…
                              …………………………………………………
«Что споется мне сегодня, что услышится…» – будто вторит ему из ХХ века ВладимирВысоцкий.
Сегодня у поэтов такой день. Их день…

Пушкин и Высоцкий уже давно стали поэтическими символами России. Мы знаем, что В. Высоцкий всегда рядом – в песнях и стихах, фильмах и спектаклях.
     Однажды Владимир Высоцкий сказал своим друзьям:«А все равно меня будут печатать. Хоть после смерти, но будут…»
Уже говорилось, что начиная с 1981 года и до настоящего времени сначала в СССР, а потом и в России вышло множество сборников стихов Владимира Высоцкого.
     Не осталась в стороне и Самара. Так, в 2009 году вышел первый поэтический сборник В. Высоцкого в Самаре –«Я лег на сгибе бытия».
     Основу его составили малоизвестные стихотворения, наброски, эпиграммы, незавершенные произведения, копии рукописных автографов поэта, словом все то, что публиковалось крайне редко или же вообще никогда не публиковалось.
    Таким образом, желание поэта Высоцкого печататься сбылось в очередной раз, теперь ужеи вСамаре…
    Написал же, он как-то в рукописи одного из стихотворений,  словно, заглянув в будущее, следующие строки:
 
                            Мой стих с трудом громаду лет прорвет,
                            И ляжет под редакторскую руку…
 
   Эти провидческие строки стали эпиграфом сборника «Я лег на сгибе бытия…»
 

Г Л А В А   18
 
ДОМ ХРУСТАЛЬНЫЙ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО

 
    46 лет назад Владимир Высоцкий познакомился в Москве на V  Международном кинофестивале со своей будущей женой – Мариной Влади. Было это летом 1967 года, вскоре после его выступлений в Куйбышевев госфилармонии и клубе Дзержинского, которые состоялись 24 мая 1967 года.
    Постепенно Владимир Высоцкий становился популярным в СССР, возможно, этому способствовали его первые концертные песни, исполненные в городе Куйбышеве и выход на экраны страны фильма «Вертикаль».
   Осенью   1967   года  он  написал  песню  «Дом хрустальный»,где есть следующие строки:
 
                                Не  сравнил  бы  я  любую  с  тобой, –
                                Хоть  казни  меня,  расстреливай.
                                Посмотри,  как  я  любуюсь  тобой, –
                                Как  мадонной  Рафаэлевой!
 
                                Дом  хрустальный  на  горе –  для  нее,
                               Сам,  как  пес  бы,  так  и  рос –  в  цепи.
                               Родники  мои  серебряные,
                               Золотые  мои  россыпи!
 
    Эта песня – первое посвящение 29-летнего Владимира ВысоцкогоМарине Влади, и  первое публичное исполнение ее было в Куйбышевском Дворце спорта 29 ноября 1967 года.
    Год спустя этапесня прозвучала в художественномфильме режиссера
В. Назарова «Хозяин тайги», где Высоцкий сыграл роль бригадира сплавщиков Ивана Рябого.
    Еще позже он напишет:
 
                               Мне каждый вечер зажигает свечи,
                               И образ твой окуривает дым.
                               Но, не хочу я знать, что время лечит,
                               Что все проходит вместе с ним…
 
    Марина Влади сыграла значительную роль в жизни В. Высоцкого, она не раз приходила ему на помощь, в прямом смысле продлевая ему жизнь, вдохновляла на многие поэтические произведения.   
    Благодаря Марине ВладиВладимир Высоцкий увидел многие страны мира, записал во Франции и Канаде свои единственные прижизненные долгоиграющие грампластинки.

   Далее были написаны всем известные строчки:
 
                           В  какой  день  недели,  в  котором  часу
                           Ты  выйдешь  ко  мне  осторожно,
                           Когда  я  тебя  на  руках  унесу
                           Туда,  где  найти  невозможно?
 
                           Украду,  если  кража  тебе  по  душе, -
                           Зря  ли  я  столько  сил  разбазарил?!
                           Соглашайся,  хотя  бы,  на  рай  в  шалаше,
                           Если  терем  с  дворцом  кто-то  занял…
 
    Помимо взрывных и всюду грохочущих песен Владимира Высоцкого, у него есть немало лирических и романтических текстов, которые до сих пор бережно хранитвремя в его хрустальном доме…


Глава1 Глава2 Глава3 Главы4-5 Глава6 Глава 7 Фото1 Фото2 Главы8-9 Главы10-11 Глава12 Фото3 Фото4 Главы13-14 Главы15-16 Главы17-18 Главы19-20 Главы21-22 Фото5 Фото6 Фото7 Фото8 Главы23-24 Главы25-26 Главы27-28 Глава29 Главы30-31 Глава32 Глава33 Дополнения Фото9 Фото10 Фото11 Фото12 Окончание
 


«Шансон - Портал» основан 3 сентября 2000 года.
Свои замечания и предложения направляйте администратору «Шансон - Портала» на e-mail:
Мнение авторов публикаций может не совпадать с мнением создателей наших сайтов. При использовании текстовых, звуковых,
фото и видео материалов «Шансон - Портала» - гиперссылка на www.shanson.org обязательна.
© 2000 - 2024 www.shanson.org «Шансон - Портал»

QR code

Designed by Shanson Portal
rss