Поделиться в социальных сетях

24 Jul 2010


     Сегодня Шансон - Портал представляет новое имя в Жанре. Встречайте автора-исполнителя из города Северодвинска Александра Заваринского.

Алесандр Заваринский

     - Александр, Ваше имя стало известно широкому кругу любителей шансона в нашей стране сравнительно недавно. Но Ваш творческий путь начался не вчера и не год назад, Вас нельзя назвать совсем новым человеком в жанре. Однако биография ваша далеко не всем известна. Расскажите о начале своего творческого и жизненного пути. Что стало для Вас первым толчком и занятиям музыкой? Какие песни Вы любили в детстве и юности? Предполагали ли тогда, что станете музыкантом и к тому же автором-исполнителем собственных песен?
 
      - На этот вопрос я бы мог ответить просто и кратко, но …всё по порядку.  Ещё в школе начал учится играть на гитаре.  Тогда все увлекались творчеством «Битлз» вот и у нас  намечался  квартет  в классе.  Потом как то от музыки отошёл как - то спорт взял своё. Играл в хоккей. Но музыку не забывал. Потом армия… в армии тоже был  солдатский  ВИА… там я уже играл на клавишах...    Моя бабушка потомственная дворянка  учила меня игре на фортепиано  ещё с пяти лет… так что мне было не сложно вспомнить её уроки…
 
      - Что дала Вам служба в армии в смысле Вашего становления как личности?

      - В армии я служил в  Ракетных войсках, был командиром отделения. На вопрос, что мне дала армия, могу сказать только одно я неплохо научился управлять людьми… мои командирские замашки и сейчас очень заметны… не терплю никаких возражений… Может это и не очень хорошо, но  это мне всегда помогало в жизни. Я привык сам принимать решения и сам отвечать за них. Да и женщины любят волевых мужчин, готовых всё взять на себя… Ну и ещё армия дала мне хороших друзей, о которых я и сейчас вспоминаю, спустя 30 лет…
 
      - Как складывалась Ваша жизнь и карьера после армии. Какое место в ней занимала музыка?

     - После демобилизации я пошел работать на «Севмаш» (завод-верфь в Северодвинске, где делают атомные подлодки для ВМФ). Я никогда не собирался посвящать свою жизнь творчеству. Работая на Севмаше,  мы ходили в походы на байдарках по лесным рекам… и там моя гитара звучала на каждом привале… Это были незабываемые годы… я перепел у костра почти всю бардовскую тематику.
      Но о том, что когда-нибудь будет писать свои песни даже не помышлял...
 
      - Вообще как складывались Ваши отношения с прежней советской системой. Можно ли сказать, что Вы хорошо вписывались в нее? Не жалеете о том, что она рухнула? 
 
      - В те далекие годы, когда во всех сферах нашей жизни безраздельно властвовала партия,  я был молод  и не мог реально оценить всего вреда, что принесла советская система русскому народу. Оставим это политикам, пусть они разбираются кто допустил такой произвол… Я конечно помню как запрещали играть на дискотеках  целый список западных групп и исполнителей… Как организовали гонения на Высоцкого… Макаревича не забыли… Галича…  Нет, я не жалею о том что система рухнула. Я помню, как меня вызвал к себе парторг участка, где я работал и начал отчитывать за то, что я решил развестись с женой. Он так и сказал,  что мы считаем  разводится тебе не следует… Вот оказывается как. Я тогда очень резко поговорил  с этим парторгом… и больше они в мою жизнь не лезли…  Приглашали вступить в партию, но я отказывался…  Вот такие у меня отношения были  с прежней властью.  Но работал то я хорошо вот они меня и двигали и по комсомольской работе и позднее по профсоюзной… По комсомольской линии  я заведовал спортивным сектором… Кстати, я был в своё время награждён знаком  ЦК ВЛКСМ и путёвкой  в ГДР…
 
      - Насколько быстро Вам удалось вписаться в новую капиталистическую реальность? «Великая криминальная революция» конца 80-х начала 90-х гг. и последовавший за ней период «дикого рынка» дали мощный толчок развития жанра, в котором Вы работаете - русского шансона. Русский шансон, как известно, возник из уголовного и городского фольклора времен гражданской войны и НЭПа. Затем были песни сталинского ГУЛАГа, эмигрантский блатняк, советская бардовская песня. Но именно в 90-е годы жанр окончательно легализовался, обрел свой нынешний облик. В это время получили всенародную известность и признание большинство исполнителей, которых теперь именуют «звездами» и «легендами» шансона. Сама тогдашняя российская действительность давала для жанровых песен не менее богатый материал, чем, например, период разрухи начала 20-х, «угара НЭПа» или эпоха сталинских репрессий.  В связи с эти вопрос: какой след оставило последнее десятилетие XXвека в Вашей личной и творческой биографии?
 
     - Да, лихие девяностые перевернули всю мою жизнь… На Севмаше были трудные времена денег не платили.. и я ушел с завода… Какое то время работал в автомагазине продавал запчасти… потом открыл свой магазин.. дело пошло хорошо.. я купил квартиру , машину… Ну не сказать что я связался с криминалом…  просто те самые представители криминалитета когда то сами играли со мной в песочнице… мы все были из одного двора… Все спортсмены, мы никого и  ничего не боялись … Когда я ещё работал в автомагазине то ездил за товаром в Тольятти, Самару… вот где мы столкнулись с криминалом… и погони были и перестрелки… это с нас хотели получить местные…  В общем пришлось повидать всякого… Вот тогда то и появились первые кассеты  Лесоповала, Круга, позднее Кучина…  Песни эти подкупали свокй правдивостью… не было этого слащавого нытья…  всё предельно откровенно, как у настоящих мужиков… Потом был в моей жизни период когда я находился в местах лишения свободы. Последний раз вышел на волю в 2002 году.
 
      - Да, Вы видавший виды человек, могли бы наверное не только песни но и книгу о себе написать было бы очень интересно.

      - Одна книга уже написана, как раз про мои первые впечатления о тюрьме… У нас есть СИЗО - 4 «Белая гора» вот книга про то, как я там сидел в 1995-96 годах.

Александр Заваринский

 
      -  Что значил тюремный опыт в Вашей жизни? Хорошо известна точка зрения Варлама Шаламова о том, опыт этот  может быть только отрицательным, что тюрьма и лагерь лишь калечат и ломают человека. Есть и противоположное мнение, согласно которому тюрьма, также как война и другие экстремальные обстоятельства закаляют волю, характер, делают человека сильным и стойким. Не раз мне встречалось такое изречение: «В России настоящий мужчина либо тот, кто воевал, либо тот, кто сидел». Александр Новиков, например, так говорит. Вам какая точка зрения ближе?
 
      - Воевать и сидеть тоже можно по-разному…  Я во многом согласен с господином Новиковым, но тут согласится не могу.  Я знаю многих,  кто воевал хорошо, честь им и хвала, но были такие кто продавал оружие противоположной стороне… делали деньги на войне… У меня есть старый приятель, он воевал в Афгане  так перед чтением приговора зачитывали его награды.. это был внушительный список… Лихой был разведчик…  я недавно его сына видел, в Питере где то живёт..  С сидевшими тоже картина не всегда понятная… ломаются люди не выдерживают… Я считаю, что настоящий мужик это тот, кто не пасует перед трудностями ни на войне, ни на зоне... а тем более на воле, в жизни…
 
      - Что стало для Вас более существенным стимулом к творчеству: собственные жизненные впечатления или пример других исполнителей шансона? Чье творчество изначально для Вас было образцом и ориентиром?
 
     - Жизненный опыт, конечно, сыграл главную роль. С определенного момента  мне просто захотелось рассказать людям о том, что я пережил. Я записывал свои впечатления, рифмовал, ну и получились песни. О какой то коммерческой выгоде и не помышлял... Да и звездой шансона себя не видел никогда... И уж никак не претендую на роль пророка. Я просто хочу, чтоб меня услышали люди...
      О примерах, которые меня вдохновляли, я уже говорил. Это «Лесоповал», Михаил Круг, Иван Кучин,  Новиков…  В какой то момент я подумал что тоже смогу так написать… Первую мою песню даже спутали с Новиковым… Спросили… Это что, Новиков?
 
      - Когда Вы пришли к мысли о том, что Вашей основной деятельностью должно стать именно сочинение и исполнение песен? Как Ваши близкие отнеслись к такому жизненному выбору. Легко ли Вам далась запись первых альбомов? Кто Вас поддерживал, финансировал?
 
      - Я и сейчас не считаю что это мой основной вид деятельности… Просто на данный момент мне это интересно.. да и слово надо держать… в одном из интервью я сказал, что опубликую все свои песни написанные на данный момент… Так что впереди ещё много альбомов… Ну первый альбом мне помогал делать Алексей Шестериков… да это было очень трудно… особенно писать голос в студии… но потом всё пошло, как по маслу... О финансировании я умолчу, но… помощь была. И моральная и материальная…
 
      - Как Вы считаете: должен ли человек, сочиняющий и поющий песне о тюрьме, о мире «по ту сторону закона» непременно иметь за плечами соответствующий личный опыт? На этот счет опять-таки разные точки зрения существуют.
 
      - Ну вот у меня песни с конкретным сюжетом… Например, «Старый разбойник»… это в действительности было… Старика из Новодвинска посадили… он нам рассказал за что. Мы тогда все и сделали… написали на волю братве, там они навели порядок и старого оправдали. Даже помню,  Григорьичем мы его звали… Вот, если бы я там не был, где мне такой сюжет взять. Или песня «Сухари»… тоже так просто не напишешь, это надо видеть и слышать…  А просто выкрикивать…  закон… этап… тюрьма… в натуре бля буду – это не песня…
 
      - А как там, за колючей проволокой воспринимают творчество представителей блатного шансона, многие из которых сами не сидели. К тому же Кругу, например, как относятся заключенные и бывалые уголовники?
 
     - Да относятся неоднозначно... Молодёжь в основном боготворит... Им нравится всё... И манера исполнения и темы песен... и применяемый жаргон... за всех, конечно, говорить не могу, но в основном это так... Но я слышал от бывалых людей и другие рецензии. Мол, что-то он сильно «феню» добавляет, и какая то она не понятная, как будто сам выдумал... да в наших краях у арестантов многое не так...  заметьте я говорю об уже зрелых арестантах... отсидевших  не одну пятилетку...  Мне очень понравилось мнение одного очень авторитетного арестанта,  ему 53 года... из них  34 там... короче с «малолетки»... Он говорил мне, что жаргоном (феней) злоупотреблять нельзя... это не признак крутости. Это всего лишь внутренний язык арестантов... и применять его надо внутри... он изначально был нужен чтоб администрация и  прочие мусора не могли догадаться о чем речь (в маляве), или просто в разговоре... своего рода зашифрованное общение. В песнях Круга просто очень слышно, что мужик не сидел,  феня применяется неправильно и чрезмерно... новые слова чередуются с очень старыми... Никому из бывалых не секрет, что по фене можно узнать, где человек сидел и сидел ли вообще.  Одна и та же вещь в разных регионах может называться по-разному... У Круга это очень заметно, что работал со словарём... Другое дело  Кучин... вот у кого каждое словечко выверено... Лаконично, остроумно... в тему. Пусть простят меня поклонники Михаила Круга, я ничего не хотел сказать плохого о его творчестве. И сам люблю слушать его песни, но, как говорится, «Платон мне друг, но истина дороже».
 
      - А вообще что слушают люди находящиеся в неволе? В нашей питерской газете «Тайный советник» я читал интервью женщины, проведшей несколько лет в заключении. Она говорила, что многие ее соузницы любили шансон, но ей самой казалось слишком уж тоскливым находиться в тюрьме и к тому же еще слушать песни типа, «голуби летят над нашей зоной», «не видать ей больше Магадана…» и т.п. и она предпочитала «Наше радио». А известный автор-исполнитель Сергей Трофимов высказывался так: «Я не пишу блатных песен. Блатняк — песня из-за “колючки”. Я часто выступал в местах, не столь отдаленных, и знаю, что отсидевший человек про это петь не будет, да и на зоне в ходу другие песни». Однако пример целого ряда представителей блатного направления в шансоне, имеющих за плечами тюремно-лагерное прошлое – Ивана Кучина, Александра Звинцова, Александра Дюмина, Андрея Зари (Зарянского) да и Ваш собственный пример, опровергают столь категоричное утверждение. Что Вы можете сказать по поводу приведенных суждений и как они соотносятся с Вашими личными наблюдениями, опытом?
 
      - Ну, насколько мне известно, шансон там любят. И куда бы я не заходил в каком бы кильдыме (каптёрке) не был, везде слушали лагерную лирику... и тут же комментировали… Вообще зеки любят пошутить,  поёрничать… так легче живётся…  Вот случай… привезли молодых поросят  на скотный двор… разгружают машину.. и тут же слышны уже шуточки… Откуда этап… кто то отвечает … С малолетки…  Да вы вспомните Теркина  на войне… есть такие и на зонах…
 
      - На «Радио России» существует специальная программа «Калина красная», где читают письма заключенных, ставят для них песни – единственная передача на государственном радио, в которой звучит шансон. Но вот письма которые там зачитывает ведущий Вячеслав Клименков, какие-то однотипные все, в таком роде: «очень сожалею о содеянном, прошу у близких прощения, всех призываю не повторять моих ошибок». Только один раз прочитали письмо кого-то из блатных, видимо: «сижу в тюрьме, ни о чем не жалею, желаю всем золотой свободы». Но больше ни разу таких не было. Скажите, неужели все заключенные и вправду проникнуты такими покаянными чувствами? Кого Вы вообще больше встречали, людей просто оступившихся, попавших за колючку по глупости своей, попросту несправедливо осужденных, матерых уголовников, убежденных в святости «воровского закона», или же отпетых отморозков, для которых вообще никакие законы и понятия неписаны. И представители какой из перечисленных (или неперечисленных) категорий имеют наибольший вес в современных зонах и тюрьмах?
 
      - Мы в тюрьме тоже слушали радио. Была такая получасовая передача «Покаяние»,  кажется, называлась, там тоже читали письма  осужденных… Не думаю что все так уж осознали свои ошибки . Я помню у нас один мужик уж как божился, что освободится, завяжет и будет жить честно. Ну, откинулся. А вечером того же дня уже звонили дежурному и спрашивали, в чем был одет, по дороге уже с кого то курточку кожаную снял… И такие случаи не единичны. Как правило, кто больше всего кричит, что завяжет, те и заезжают по новой.  Были и такие, что так и заявляли:  воровали и будем воровать… По другому не будет… Так и говорили погуляем немного и домой  (т.е. обратно в зону…)
     О том кто и как живет на зоне можно говорить много. Да, воровское движение уходит. Администрация очень способствует этому. Такой рычаг, как УДО,  делает своё дело… Когда есть возможность уйти по половине срока сто раз подумаешь стоит ли идти против администрации. Я один раз пошёл. Нам урезали норму отовариваться в ларьке, почти наполовину. Я написал жалобу приехали из области меня пригласили разъяснили, что я прав и всё исправят, всё будет по прежнему… Ну я думал комиссия уедет не миновать мне карцера,  ничего обошлось.

Александр Заваринский

 
      - Есть мнение, что шансон (блатняк) – это музыка для «быдла», гопников, людей, находящихся «на дне жизни», и будто бы все, кто сидел и сидит в тюрьмах к этой категории относятся. Что Вы можете сказать по поводу данного воззрения?
 
      - Ну «на дне жизни» это, пожалуй, перебор.  Как говорят зеки, кому тюрьма ловушка, а кому кормушка.  Я знаю, многие живут там довольно неплохо. И едят то, что не все на воле такое имеют… Там такие же люди, как и на воле. Тюрьма и зона  это срез общества… каким ты был на воле таким будешь и на зоне…  если ты питался по помойкам, то и там тебе найдут бак…  если ничего не жалел ближнему и с тобой поделятся последним… Я не преувеличиваю… Один мой знакомый военный офицер всё побаивался … все-таки в погонах был… ничего страшного,  умного человека всегда заметят… Отсидел нормально, с серьёзными людьми общался… умный человек из всего, даже из отрицательного, извлечёт пользу. 
 
      - А как Вы думаете, что заставляет людей, в общем законопослушных, никогда не бывавших за колючей проволокой любить блатные песни, тюремную лирику? Ведь в числе почитателей Вашего творчества не только бывшие, настоящие и потенциальные зэки. Каков, вообще социальный состав Вашей аудитории?
 
     - Мне говорили спасибо за мои песни и совсем ещё юные и глубокие старики (видимо прошедшие через ГУЛАГ) кстати  мой дед сгинул в ГУЛАГЕ  ещё перед войной…
      Для меня это тоже загадка… но вот например по статистике  80 процентов взрослого населения  России так или иначе соприкасались с этой темой в реальности… Вы посмотрите, нет такого сериала, чтоб герой или другой кто не заехал туда, пусть не на долго,  пусть по ложному обвинению. Но… НЕВОЛЯ  как атрибут присутствует везде.
 
      - До сих пор мы говорили преимущественно о тюремной («блатной») составляющей Вашего творчества. Но ведь не только эта тема у Вас присутствует. Если содержание первых двух Ваших альбомах («Все как есть», «Остров неволи») составляет в основном арестантская лирика, криминально-тюремные баллады, то в последнем альбоме («Белые березы») они занимают не более половины объема. Наряду с ними у Вас там есть песни лирические, философские, патриотическая тема присутствует. Мне также очень понравилась Ваша песня, не вошедшая ни в один из альбомов – «На севере у моря», посвященная 70-летию города Северодвинска и клип  на нее замечательный снят.
Как Вы сами можете охарактеризовать свою творческую эволюцию, в каком направлении Вы развиваетесь? Намерены ли Вы в дальнейшем совсем уйти от арестантской темы, или она еще долго будет занимать в Вашем репертуаре существенное место? Какая тематика будет преобладать в Вашем новом альбоме, над которым сейчас идет работа?
 
     - Я уже восемь лет как на воле, и меня естественно волнует то, что происходит здесь. Я уже где то говорил: новая жизнь – новые впечатления… А в новом альбоме опять тема неволи,  альбом будет называться   «Лицом к стене», так что судите сами.  Ну а в какую сторону я буду дальше развиваться, пока не знаю…  Наверное, и того и этого будет в меру… У меня ещё в планах записать альбом с инструментальной музыкой, близкой к джазу…
 
      - Для шансона довольно типичной является такая разновидность песни, как песня-рассказ, песня-анекдот, песня-зарисовка из вольной или тюремной жизни. И у Вас таких вещей довольно много («Санька Дёмыч», «Жека», «Какая встреча», «Про волю и дядю Колю», «Кто есть кто» и др.) Причем сюжеты у Вас, как правило, не особо закрученные, а довольно простые, бесхитростные. Слушая такие песни, легко представляешь себе, как все это было или могло быть. Как Вы достигаете подобного эффекта достоверности, всегда ли Ваши сюжеты и персонажи взяты из реальной жизни, или иногда имеет место творческая фантазия?  
 
      - Да, все герои моих песен это реальные люди и факты их биографий тоже реальные,  просто я тактично кое-что изменил… ну например, в песне «Какая встреча», фамилию и имя героини. Каретников Жека сидел вместе со мной, как и в песне поется, был осужден по 159-й статье за мошенничество. Он уже на воле давно. А  Санька Дёмыч этот вообще живет в соседнем подъезде…
 
      - Легко ли Вам дается сочинение новых песен. Обычно сколько времени занимает работа над одной композицией?
 
      - Как когда… Вот например, «Выкидуху» я написал за 20 минут, а на  «Письмо матери» ушло полгода… сами понимаете…  конечно сейчас есть ощущение, что всё можно было и по другому сделать… всё ещё появляются новые версии в башке... но на это уже честно нет времени… пусть пока остаются такими…
 
      - Теперь о Вашей лирике – у Вас немало песен, посвященных женщинам (особенно в последнем альбоме). Надо сказать, что чуть ли не большая половина мировой поэтической музыкальной и прочей лирики, посвящена не счастливой, а несчастной любви, неразделенному разбитому чувству. И в Вашем творчестве эта тема присутствует. Но вот такую особенность я заметил: когда Ваш герой не может найти общего языка с любимой женщиной, он не сокрушается, не плачет, а уходит с гордо поднятой головой. Мол, жаль, конечно, что не получилось, но «все равно мне свобода дороже» («Кудесница Ася»), «просто кончилась летняя ночь, извините и дайте пройти» («Дайте пройти» - так и называется песня). Скажите – это поза, кураж, или настоящая Ваша жизненная позиция. И чем вообще шансонная лирика отличается от попсовой. Таких представителей чисто лирического направления в жанре, как Стас Михайлов, Рада Рай, Андрей Бандера – правомерно ли их вообще шансоном называть?
 
      - Я уже говорил и писал, что женского внимания было через край к моей персоне. И не перед кем я не лебезил, сопли не размазывал. И я уходил, и от меня уходили, это жизнь. Мне нравятся умные женщины, и их немало на белом свете… но вот все эти гламурные дамочки из высшего общества… У которых только брюлики в глазах – это не женщины, это пародия…
      Касательно попсовой лирики – там сплошные призывы к суициду и рабскому преклонению перед  женским полом.  Вот вам пример,  поёт Киркоров:  « ... если ты меня разлюбишь, в тот же вечер я умру..» . Впрочем, это, может, и не о женщине вовсе. Или «...если б не было тебя, зачем тогда на свете жить...», и уж совсем ни в какие рамки не лезет «... я готов целовать песок, по которому ты ходила...» и после этого они ещё называют себя мужиками.  Ну, господа, давайте хотя бы немного петь о реальных вещах...  лично я такому мужику и руки то не подам, который готов песок целовать... да и вряд ли такой найдётся... Я не спорю, им (женщинам) иногда надо говорить нежные слова, но очень выборочно и осторожно... это их портит... Они могут возомнить о себе Бог знает что... Да и классик говорит: «Чем МЕНЬШЕ женщину мы любим, тем ЛЕГЧЕ нравимся мы ей...», кто бы сомневался...  Лично мне нравится:  «... а я в ответ на твой обман найду ещё кудрявее, а наш роман и не роман, а так одно заглавие».  Настоящая мужская позиция.  А как вам  такой вердикт: «только слаще от мороза ягода...».   А то Стас Михайлов  ноет   «..  без тебя, без тебя...  все не нужным стало разу без тебя»...  Что за упаднические настроения?  Мужики,  поверьте моему жизненному  опыту. Когда от вас уходит женщина, жизнь только начинается...
 
      - Не всем нашим читателям, и читательницам особенно понравятся Ваши рассуждения. Их могут воспринять как типичный мужской шовинизм. К тому же, если следовать Вашей логике, то «упадничеством» следует объявить  все классические русские романсы, и Вертинского, к примеру.
 
      - Я так и знал, что меня неправильно поймут… Дорогие мои женщины, ну не надо так конкретно. Давайте разберёмся, о чем поёт попса…  Избитые рифмы, из песни в песню повторяющиеся фразы, а суть всех песен одна: «Ты меня не любишь,  ты меня погубишь, я тебя люблю, всё что хошь куплю…»  Вы послушайте…  два коротких куплета без смысла и шесть раз  припев… тоже без смысла,   ВСЁ… У исполнителя одна задача не спеть что то душевное, а просто засветится на экране, в гламурной тусовке…  А ну-ка  назовите мне хотя бы один хит Стоцкой… а вот шубы да манто она рекламирует лихо…
 
      - Вы говорите, что никогда мыслили себя звездой шансона, но ведь по факту Вы являетесь уже звездой, по крайней мере, местного значения. У себя в регионе Вы довольно известны, альбомы Ваши хорошо раскупаются, концерты проходят с успехом. В мае Вы первый раз выступали в Санкт-Петербурге а арт-клубе «Питерский дворик» в рамках фестиваля «Новые имена», на 5 августа этого года намечен Ваш сольный концерт в том же заведении. Недавно Ваши песни были включены в жанровые сборники  «Блатной хит 2010», «"Лесоповал" в кругу друзей», «По жизни с Шансоном». Это ведь уже начало раскрутки во всероссийском масштабе.
 
      - «Звездности» никакой во мне нет, повторяю… Правда, когда я приехал в Питер меня там принимали как звезду, подходили, просили сфотографироватся со мной. Ну что ж, я не против. Но сам я о себе такого никогда не скажу. А уж тем более платить за это деньги, чтоб именоваться звездой… Потомки нас рассудят!
 
      - Я был на фестивале «Новые имена» и сам видел, что наша публика очень тепло восприняла Ваше выступление. Многие подходили к Вам, говорили: «Вы лучший». А вот отзывы профессиональных продюсеров, «акул шоу-бизнеса» о Вашем творчестве неоднозначны. И жюри этого фестиваля-конкурса дало Вам лишь четвертое место. Один человек, принимавший участие в организации концерта (мой хороший друг, между прочим) передал мне общее мнение участников жюри: «Песни у Александра просто супер, с этим никто не спорит. Но с такими аранжировками их ни в какой радиоэфир, к сожалению, не пропустят». Дескать, аранжировки у Вас на уровне 80-х годов XX века, а сейчас уже на исходе второе десятилетие XXI. Часто ли Вы слышите подобную критику в собственный адрес, и что Вы можете на нее ответить?
 
      - Я пою не для музыкальных редакторов и шоуменов, я пою для простых людей... для меня важно их мнение... а вот они то как раз и принимают мои песни на ура... что мне собственно и надо... У шоуменов существуют определённые стандарты, вот надо так и никак иначе...
      Кроме того  вы бы спросили у тех «акул», у кого есть музыкальное образование…  Для меня важно мнение профессиональных музыкантов, а оно совсем другое. Вот совсем недавно я навещал своего старого друга и учителя, он уже не молод, и большую часть своей жизни находится  дома.  Это музыкант с почти 40 летним стажем. Первые свои познания в теории музыки, гармонии и прочей полифонии я подчерпнул из его уроков...  В разговоре с ним я  в шутливой форме поведал ему о «наездах» критиков от шоу-бизнеса.  Но он отнёсся к этому серьёзно и попросил у меня весь материал, написанный мною. Я любезно предоставил все мои альбомы, списав это на его старческие чудачества,  да собственно и забыл об этом.
     И вот недавно он позвонил мне, просил зайти...  Далее я цитирую его дословно...  «Александр, я внимательно изучил твоё творчество и нахожу его очень даже перспективным... С точки зрения музыкальной грамматики тут никаких претензий быть не может, вся гармоническая линия построена правильно.  Тембр, тональность, это всё прерогатива автора и тут тоже не может быть претензий.  В общем какого  либо диссонанса я не услышал... Так что работай спокойно, пиши, пока пишется... Есть конечно недочёты, но для тебя это не существенно. К тебе нельзя предъявлять требования как к профессиональному музыканту...»  Ну и напоследок сказал, что я подозрительно много пишу... Вот собственно и всё...  Но что-то мне не даёт покоя...  Я уже не раз слышал положительные отзывы о моём творчестве профессионалов, но были и другие  рецензии те самые пресловутые «акулы», шоумены и прочие деляги. Они все как один начинали рассуждать что это не то, не так и не пойдёт...
     Господа, тогда скажите мне пожалуйста почему сейчас идёт интенсивное скачивание моих песен в Нете,  почему  мои песни включают в различные сборники, ну а комментарии на «стенке» моей странички в Контакте – это просто любые на выбор. Я сам предложил писать там отзывы о моих песнях, не говорил, пишите только  положительные отзывы... но пишут только со знаком +.
     Что касается радио, то меня и на местных радиостанциях не крутят…Я все ещё ищу свою манеру исполнения и написания песен и не буду в угоду этому пресловутому эфиру что-то менять в своих песнях…
 
      - Как Вы оцениваете современное состояния шансона, его перспективы. Будет ли шансон в ближайшие годы так же востребован, как в предыдущие десятилетия? Кто из исполнителей нового поколения вызывает у Вас наибольшую симпатию и уважение?

Александр Заваринский

     - Я сейчас практически не слушаю нового, со своим бы справится, но вот в Санкт-Петербурге на фестивале я послушал  Николая Белова,  в Питере он очень известен. Вы знаете, мне очень понравилось его выступление… Тоже что-то такое родное бунтарское, никому не подражает, очень интересный исполнитель… и главное у него всё впереди, он молод…  Паша Юдин понравился,  Афина… Там в Питере очень много талантливых исполнителей…        
      Русский шансон будет, как бы кто то не хотел этого. Я считаю, что как жанр он уже состоялся и у него большое будущее...  С самодеятельными музыкантами и поэтами у нас в России  всегда был перебор... Другое дело не всех признавала власть... Вот и сейчас идет планомерная работа по вытеснению наиболее не угодных власти исполнителей. Запретить нельзя, у нас свобода творчества... но есть другие методы, например, создать особую когорту исполнителей и заполнить ими все эфиры и сцены... Убрать все социальные, бунтарские темы, и петь песни «спетые душой»... «Построить»  всех более или менее  
удачливых продюсеров этого жанра и тактично дать понять, какой шансон нужен стране...
     Поэтому и появляются всякие Рады да Стасики с Бандерами в придачу… ведь попса голимая, какой это шансон…  Я не сказал, что они плохо поют, я сказал что это не ШАНСОН…  А голоса у них просто ангельские…
      Тем не менее, я верю, что настоящий, неконъюнктурный шансон будет жить своей жизнью, и у него будет всё больше поклонников и почитателей…
 
      - В современном шансоне распространены религиозно-православные образы: «Кольщик, наколи мне купола, рядом чудотворный крест с иконами» (М.Круг), «помолюсь за тех, кто в кандалах ждет» (С.Наговицын). У Вас тоже кое-где встречается упоминание  о Боге, Всевышнем, храме, но вот в песне «Вера» (альбом «Остров неволи») высказано довольно скептическое отношение к повальному распространению в наше дни показной религиозности, в том числе среди обитателей мест не столь отдаленных. Сам же главный герой песни заявляет, что он против Бога ничего не имеет, но ему лично достаточно «верить в окончание срока». Скажите, таково ли Ваше собственное кредо? Вы атеист? И как относитесь к религиозным людям?
 
      - Один мой знакомый как-то сказал мне, что он глубоко верующий человек. Я поинтересовался, знает ли он молитвы, ходит ли причащаться, соблюдает ли посты. Нет, ничего такого он не делает. Но крест у него будь здоров.  Так вот я и думаю, если только вера в том, чтоб носить крестик золотой с брюликами, то мне это не надо.  Я верю в  себя и свои силы. У меня много друзей, они и иудеи, и мусульмане. Что говорить,  мусульманин мне жизнь спас, у меня была остановка сердца в тюрьме,  а он, врач, стал делать мне массаж сердца…  Я уважаю веру и чувства других людей независимо от конфессий. Но сам пока не пришёл к Богу. Не нашлось такого человека, чтоб смог убедить меня.  Думаете, я Библию не читал, вы наверно не знаете, я в библиотеке работал. Нам религиозную литературу машинами привозили и кришнаиты и свидетели Иеговы… Так вот очень много противоречий на мой взгляд там… в Библии… Добавлю, что человек я крещёный   и детей покрестил и внучку. Но это скорее традиция, для меня,  красивая русская традиция… А ещё у меня в кабинете висит икона, мама мне её дала…
 
     -  Какие у Вас любимые книги?

     - Тут я не оригинален: Шукшин,  Шаламов, Солженицын…
 
      - Вы назвали в числе любимых писателей классиков лагерной прозы – Шаламова и Солженицына. Интерес с Вашей стороны к их творчеству понятен. В то же время хорошо известно, что восприятие ими лагерного и, в частности, блатного мира сильно отличается от того, которое имеет место в большинстве песен жанра «русский шансон», Ваших в том числе. Можно вспомнить категоричные тезисы Шаламова: «В блатном мире нет ничего человеческого», «блатной мир должен  быть уничтожен». Чем можно объяснить такую лютую ненависть «политических» к блатным, которая была ведь взаимной (воры, в свою очередь, не считали политзаключенных за людей, всячески над ними издевались), насколько она являлась оправданной?
 
     - Шаламов сидел в ГУЛАГе, а там действительно были волчьи законы, сейчас времена изменились,  отношения между зэками тоже. Я много могу привести примеров порядочного отношения между осужденными… читайте мою книгу «Белая гора», там всё написано…
 
      - Считаете ли Вы себя счастливым человеком, которому удалось все то, чего он хотел добиться в жизни? Каков Ваш «рецепт счастья»?
 
      - Да, я считаю себя счастливым человеком,  у меня три взрослых дочери есть внучка и внук…   Счастье это, когда тебе внучка описает брюки, сидя у тебя на коленях…
 
      - Что Вы можете пожелать нашим читателям

      - Всем отличного здоровья. Остальное – купим.
 
      - Александр, спасибо за интересную и содержательную беседу. Удачи Вам и новых творческих успехов. Надеюсь, посетителям Шансон - Портала будет интересно Ваше творчество.

Сайт Александра Заваринского http://zavarinsky.ucoz.ru/

 

Эл. почта: [email protected]
 
Специально для Шансон - Портала
Беседовал Иван Амбарцумов
© А. А. Заваринский
© Шансон - Портал

24 июля 2010 года

«Шансон - Портал» основан 3 сентября 2000 года.
Свои замечания и предложения направляйте администратору «Шансон - Портала» на e-mail
Мнение авторов публикаций может не совпадать с мнением создателей наших сайтов. При использовании текстовых, звуковых,
фото и видео материалов «Шансон - Портала» - гиперссылка на www.shanson.org обязательна.
© 2000 - 2017 www.shanson.org «Шансон - Портал»

QR code

Designed by Shanson Portal
rss