Показать сообщение отдельно
  #17  
Старый 10.09.2009, 21:09
Аватар для haim1961
haim1961 haim1961 вне форума
Администратор
Ветеран форума
 
Регистрация: 29.01.2008
Адрес: Израиль.г Нетания
Сообщений: 2,152
По умолчанию



Владимир Козырев.
гр."Крестовый ТУЗ"


С другой стороны, конечно, у каждого времени и у каждой страны свои герои. В наше время криминальный жанр нигде так не популярен, как в России, и нигде, наверное, уголовная субкультура не оказала такого огромного влияния на менталитет и мировоззрение населения в целом. Дело здесь не только в необычайном подъеме преступности в период перехода от тоталитарного коммунизма к рынку и демократии или в наследии эпохи ГУЛАГА. Романтизация воров, разбойников, пиратов и прочих «вольных людей», равно как и сочувствие разного рода маргиналам – обиженным судьбой, лишенным свободы, обездоленным (пусть даже ставшим таковыми не без собственной вины) это скорее атрибут архаических культур, чем современного «цивилизованного» общества. Приведенные выше примеры иностранных аналогов русского блатного жанра не противоречат данному тезису. Мироощущение простых американцев (говорим, прежде всего, об американской глубинке, «одноэтажной Америке», как ее называли Ильф и Петров, о которой, между прочим. очень тепло отзывался Вилли Токарев (26)) или тех же греков, безусловно более архаично и патриархально, чем сознание жителей Старой Европы – стран, составляющих ядро нынешнего европейского сообщества. Там проявления этого рода, если и встречаются, то скорее как рудименты культуры прошлого. Священник Геннадий Ульяничев не случайно относит Круга к категории тех «личностей из народа», которых стремилась подавить европейская культурная элита со времен Английской революции и Просвещения. В той же Англии в 2005 году с герба Ноттингема решением городского совета убрали фигуру Робин Гуда. Местные власти и общественность мотивировали данное решение тем, что-де нехорошо иметь в качестве символа города человека нарушавшего закон (по иронии судьбы, одним из немногих, кто выступал против изменения городской символики был действующий ноттингемский шериф Дерек Крессвелл, чей давний предшественник столь долго и безуспешно боролся со славным королем разбойников (Российская газета. – 31.05.2005 - [Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации])). Нашему русскому уму просто непостижимо как можно дойти до такой жизни, в смысле – до такого непробиваемого занудства и филистёрского морализма.



Гр.ЛЕСОПОВАЛ. Михаил Танич


Несомненно, популярность у нас такого музыкального течения, как русский шансон, говорит о том, что мы – страна не вполне «европейская» и «цивилизованная» («Ты, Рассея моя... Рас... сея... Азиатская сторона» - писал Сергей Есенин, самый народный из русских поэтов XX века и, по свидетельству В.Шаламова, М.Дёмина и ряда других авторов, самый популярный среди наших зэков и уголовников). Но может быть это, в каком-то смысле, и к лучшему. Не имея добродетелей современной цивилизации (которые идеологи коммунизма весьма точно именовали «мещанскими») наш народ, смеем думать, несколько менее, чем народы Запада подвержен ее порокам (хотя, конечно, пороки всегда усваиваются лучше и быстрее). Пусть это сравнение уже стало банальностью, но сегодняшний Запад с его внешним блеском, гедонизмом и моральной распущенностью действительно весьма напоминает Рим времен упадка. Рим, который был побежден варварами - народами, более отсталыми в материальном и культурном отношении, но более нравственно здоровыми и сильными духом («духовность» и «культура» отнюдь не всегда тождественны). Устоит ли современный «цивилизованный мир» перед натиском новых «варваров» – мусульман, африканцев, жителей Юго-Восточной Азии, которые лучше, чем потомки крестоносцев и конкистадоров, сохранили верность обычаям отцов, собственным духовным и нравственным устоям? Вопрос пока остается открытым. Однако есть признаки, говорящие о том, что Россия имеет больше шансов выстоять в пресловутом «цивилизационном конфликте», чем просвещенная и одновременно развращенная Европе (об Америке сейчас не говорим – с ней не все так однозначно). В числе этих признаков некоторые черты в творчестве и морально-психологическом облике русских поэтов, музыкантов, артистов, как «высоких», так и «низких» жанров.

Русский шансон и русский рок – это, конечно, не лучшее из того, что внесла наша страна в сокровищницу мировой культуры. Большая часть произведений, созданных в рамках этих музыкальных направлений, относится к области, именуемой обычно «субкультурой». Но всякий культуролог и историк знают, что изучение субкультур нередко может рассказать нам больше о том или ином народе, этнической или социальной группе в определенную эпоху, чем обращение к высоким образцам художественного творчества, которые являются по преимуществу достоянием элиты(27).



Как уже говорилось выше, пишущий эти строки понимает, что высказанные им в данной статье позиции во многом спорны и субъективны, поскольку являются плодом не одних только беспристрастных размышлений и умозаключений, но также личных вкусов и симпатий автора. Нам нетрудно предвидеть резко негативную реакцию со стороны различных категорий читателей. Во-первых, сторонников либеральной демократии (ну, с ними все ясно, их идейные установки прямо противоположны тем, которые заявлены нами и некоторыми персонажами нашей статьи), во-вторых, некоторых из наших единомышленников – патриотов-государственников (они, возможно, сочтут, что мы оказываем им медвежью услугу, привлекая таких сомнительных союзников, как певцы уголовного жанра), в-третьих, многих людей старшего поколения, верных традициям классической русской и советской культуры (неприятие ими современного рока и шансона вполне объяснимо, к их позиции, пожалуй, следует отнестись с определенным уважением), в-четвертых, ярых ревнителей чистоты русского национального духа и крови (они «напомнят» нам об одесских и еврейских корнях шансона, об этимологии многих слов воровского жаргона(28), часто встречающихся в жанровых песнях, о национальном происхождении Михаила Шуфутинского, Любови Успенской, основателя группы «Лесоповал» Михаила Танича и ряда других мэтров жанра), в-пятых, почитателей творчества А.И.Солженицына и В.Т.Шаламова (об отношении этих классиков лагерной прозы к блатному миру и его культуре неоднократно упоминалось выше), в-шестых… ну невозможно перечислить всех наших вероятных противников и оппонентов.

Что ж, в данном случае нам остается лишь вспомнить знаменитый лозунг Мао: «Пусть расцветают сто цветов!». Мы не только не возражаем против дискуссии по поводу нашей статьи, а наоборот, приглашаем к этой дискуссии читателей. Конечно, в споре истина рождается не всегда и не у всех, но мудрый человек способен посреди крайних мнений найти золотую середину, которой и следует держаться.

Если кто-нибудь захочет продолжить наше небольшое исследование, например привести другие интересные высказывания русских музыкантов и авторов-исполнителей, преимущественно, так называемых «неформатных» направлений, по социально-политическим проблемам современности, мы будем такому читателю также очень благодарны.
смотри продолжение:
__________________
"МИР НА ФОРУМЕ"


Ответить с цитированием