Внимание! Регистрация на наш форум временно приостановлена. Для связи с администратором, используйте эл. почту

ШАНСОН - ПОРТАЛ Шансон - Портал - Галерея

ШАНСОН - ПОРТАЛ - ФОРУМ



Loading






Вернуться   Шансон - Портал - форум > Русский шансон > Сопутствующие атрибуты

Сопутствующие атрибуты Обсуждаем книги, статьи, журналы, сайты и т.д., касающиеся жанра

Ответ
 
Опции темы
  #1  
Старый 28.06.2008, 21:49
Аватар для haim1961
haim1961 haim1961 вне форума
Администратор
Ветеран форума
 
Регистрация: 29.01.2008
Адрес: Израиль.г Нетания
Сообщений: 2,148
По умолчанию Есть такой музей в Павлодаре

Есть такой музей в Павлодаре

[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]
Если вам придется когда-либо гостить в Павлодаре, обязательно побывайте в Музее пластинок известного коллекционера, профессора Павлодарского университета им. С. Торайгырова Наума Григорьевича Шафера. Возможно, вам повезет, и вы попадете на традиционную музыкальную встречу — они проходят здесь уже много лет каждую неделю, и темы их одна интереснее другой. А потом… Потом, если захотите, можете перекочевать в святая святых — в хранилище музея. Здесь на многочисленных полках находятся 25 тысяч пластинок, из них 12 тысяч — патефонные. Причем представлены все фирмы мира: американские, немецкие, французские, итальянские...

— Это единственный Музей грампластинок на территории бывшего СССР, — говорит Наум Григорьевич. — Возможно, он единственный и во всем мире — по крайней мере у меня нет сведений, что где-то есть нечто подобное ему. Конечно, существуют различные хранилища звуков, например, Гостелерадиофонд в Москве или Государственный архив кино-, фотодокументов и звукозаписей в Алма-Ате. Но у них другая специфика. Современные звуконосители еще не успели пройти испытания временем. А пластинка, если с ней обращаться бережно, хранит звук вечно. Она не размагничивается, как магнитофонная лента, и лишена опасности потери информации, как лазерный диск. В общем, немодная в наше время пластинка по-прежнему остается важным хранителем звуковой культуры. Кроме пластинок в нашем музее также большое число магнитофонных лент и аудиокассет. Есть, конечно, и лазерные диски, и обширная фильмотека. Ко всему этому прилагается большая библиотека, насчитывающая 20 тысяч книг, старинных журналов и газет.

— Интересно, а как складывалась коллекция музея? Откуда поступали пластинки?

— Все началось с тех тридцати пластинок, которые я, десятилетний мальчик, привез в Казахстан, когда нашу семью депортировали из Бессарабии. Поскольку они были подарены маме и папе в день их свадьбы, это наша семейная реликвия. На них записаны произведения классиков и замечательные образцы танцевальной музыки 20-х годов. Мне очень дороги эти пластинки, выпущенные известными мировыми фирмами «Колумбия», «Голос его хозяина», «Одеон» и другими. Они отделены от коллекции и хранятся особо. Пластинки этих же фирм, приобретенные позже, вошли, естественно, в общую коллекцию. Но все равно я испытываю душевное волнение, когда их рассматриваю или слушаю: этикетки напоминают мне о моем далеком бессарабском детстве…

Само собрание складывалось поначалу стихийно: я покупал все, что мне нравилось. Но к 15-16 годам я начал осознавать, что делаю, и поставил перед собой цель — собрать мировую музыку в ее лучших образцах. Конечно, я не понимал тогда, что так коллекционируют в государственном масштабе. А если для себя, то рано или поздно пластинки выживут тебя из дома. Ведь нормальные коллекционеры как собирают их? Один — выдающихся вокалистов, другой — традиционную эстраду, третий — произведения какого-либо композитора и так далее. Несколько лет я переписывался и обменивался пластинками с польским коллекционером Плевинским, который собирал исключительно инструментальные квартеты. Я посылал ему квартеты казахстанских композиторов, а он мне — вышедшие в Польше еврейские пластинки. Долгие годы меня связывала заочная дружба с замечательным рижским коллекционером Сабирджаном Курмаевым, который теперь живет в Америке. Он был приверженцем джаза и этнической музыки. Мы обменивались целыми коробками.

Конечно, приобретать пластинки и книги на скромное преподавательское жалование было сложно. И мы с женой Наташей договорились: живем на одну зарплату, а на другую собираем то, что нам дорого. Вот такой сумасшедшей жизнью и жили, отказывая себе во всем, но коллекцию собрали безо всяких эстетских выкрутасов: симфония мирно соседствует с песней, а джаз — с частушкой. Вообще-то жена у меня героическая женщина: она позволила мне захламить всю квартиру, где не нашлось места даже для маленького туалетного столика. Ну какая женщина могла бы такое допустить?

— У пластинок есть своя судьба. Есть ли в вашей коллекции что-то особое в этом смысле?

— Есть. И это любимая часть моего достояния. Прежде всего это касается так называемой «коллекции в коллекции». Пластинки с музыкой Исаака Осиповича Дунаевского я собираю отдельно. За исключением трех-четырех нашел, кажется, все, и теперь у меня их 400 штук. За одной из них я гонялся, например, многие десятилетия. Это две песни к фильму «Веселые ребята» — «Сердце» и «Марш веселых ребят». Мало кто знает, что французы и немцы опередили нас и выпустили их за полгода до того, как в Советском Союзе вышла утесовская пластинка. Как это случилось? Когда в 1934 году «Веселые ребята» получили приз на Венецианском кинофестивале, предприимчивые французы мгновенно записали пластинку на немецкой фирме «Полидор». И весь мир впервые услышал «Сердце» и «Марш веселых ребят» не с голоса первого исполнителя — Леонида Утесова, а с голоса французского певца Марселя. Как отреагировал Дунаевский на «пиратство» французов и немцев, мне неизвестно. Но знаменитый импресарио Д. М. Персон мне рассказывал, что Утесов в течение многих дней обрушивал на каждого встречного и поперечного весь набор одесских ругательств. Ну вы же представляете, как мечтал я иметь эту историческую пластинку! И заимел, только какой ценой! Предварительно я узнал о ее антикварной стоимости: 25 рублей. Так мало? Но ведь это было в середине 70-х, и цена пластинки равнялась железнодорожному билету от Павлодара до Москвы. Значит, не так уж и мало… А у меня был куплен билет до Кишинева: я ехал в гости к дяде с пересадкой в Москве. Ну а в Москве я зашел к Леониду Филипповичу Волкову-Ланниту — коллекционеру, автору известной книги «Искусство запечатленного звука». Попробовал снова (уже в который раз!) склонить его к продаже вожделенной пластинки. «Я мог бы вам продать ее, как полагается, за 25 рублей, — задумчиво произнес он. — Но почему бы с вас не запросить сто? Ведь вы все рано не уйдете от меня без этого сокровища». Уплатив просимую сумму, я тут же пошел на вокзал, чтобы на оставшиеся деньги спешно купить билет назад до Павлодара. Бедный мой дядя так и не дождался меня в Кишиневе… А вот случай совершенно противоположного плана. Когда в Алма-Ате я был гостях у блистательного лектора и музыковеда Кельберга, то получил от него удивительный подарок — бьющийся «гигант» 1933 года с лапидарной этикеткой «Евгений Онегин. Обр. Дунаевского. Исп. Оркестр — джаз п. упр. Л. Утесова». На мой недоуменный взгляд — неужели даром? — Анатолий Витальевич спокойно ответил: «Каждой пластинке положен свой законный хозяин. Я считаю, что этот диск должен храниться у вас… Но какова этикетка! Указан лишь один Дунаевский. Без Чайковского!»

Я давно заметил, что почти каждый, кто занимается исследованием творчества Булгакова, непременно попадает в какую-то мистическую историю. До сих пор с содроганием вспоминаю следующий случай. Получаю телеграмму из Ленинграда от Александра Алексеевича Нинова, составителя 3-го тома «Театрального наследия» Булгакова (я подготовил к печати один из разделов этого тома): «Срочно приезжайте по издательским проблемам». Приехал и — угодил на похороны Нинова… Другой похожий случай, происшедший в том же Ленинграде. Как-то я подарил коллекционеру Борису Григорьевичу Метлицкому четыре старинные пластинки фирмы «Пате», которые можно было проигрывать только на специальной аппаратуре, имеющейся у него. Растроганный, он пообещал, что к следующему моему приезду в Ленинград приготовит для меня две редких пластинки Дунаевского в исполнении уже забытых певиц Веры Духовской и Елены Кругликовой. Приезжаю — и опять попадаю на похороны… Дул пронизывающий ветер, снег падал хлопьями. Я зашел погреться в антикварный магазин. Смотрю, стоит полочка с несколькими пластинками. Начинаю их перебирать. И вдруг кровь приливает к голове: стоят рядышком Духовская и Кругликова. С теми самыми песнями Дунаевского! Хотите верьте, хотите — нет, но это Борис Григорьевич, выполнив обещание, как будто прислал их с того света. И цена-то была символическая, почти что даром. Действительно, как подарок…

— Кем и как субсидируется ваш музей и каковы его затраты?


— Музей находится на бюджетном финансировании Павлодара согласно договору с городским управлением культуры. Договор утвержден акимом города в соответствии с программой «Хранение историко-культурных ценностей». В нашем штате шесть человек, которые получают зарплату. Мы сполна ее оправдываем. В истекшем году наш музей посетили 9 300 человек. Мы проводим литературно-музыкальные вечера, концерты грамзаписи, творческие встречи, презентации книг и музыкальных дисков, регулярно организуем экскурсии, читаем лекции, делаем выставки…

— Чем полезен музей городу?


— Собственно говоря, я уже ответил на этот вопрос, перечислив мероприятия, которые мы проводим. Могу добавить, что наш Дом — это детище утвердившейся демократии республики, результат укрепления ее экономики. Значение музея не исчерпывается какой-либо одной функцией, даже особо важной, как, например, сохранение национального культурного наследия. Это еще и пропаганда содержания, рекламная работа, каталогизирование, рекомендации, то есть все, что обеспечивает доступность фонда. Работы здесь — непочатый край. К чему-то приступили, а многое еще в стадии желаемого: электронный каталог, научная систематизация статей, перевод ценных бьющихся пластинок на современные звуконосители, составление тематических каталогов… Если мы будем любить друг друга, то все сделаем.

При помощи главного хранителя подготовили два лазерных диска с реставрированными записями Куляш Байсеитовой и один диск первого казахстанского барда Виктора Мильто. Что же касается меня лично, то я по-прежнему поддерживаю активную связь с филофонистами и музыковедами. В Москве вот-вот выйдет филофонический сборник под общей редакцией В. К. Солоненко. Я написал туда две статьи.

— Как составляются планы ваших «пятничных» вечеров? Состав их ведущих и слушателей? Сопрягается ли музыкальное просвещение с пропагандой других видов искусств?

— Мы ориентируемся прежде всего на состав коллекции. Между прочим, у нас большое количество казахских пластинок с записями 30-х годов, и мы неоднократно удивляем слушателей каким-нибудь раритетом. Каждую пятницу в нашем музее проводятся вечера, приуроченные, как правило, к юбилеям или к знаменательным датам. Например, «Владимир Высоцкий и русский бард-рок», «Оливье Мессиан и его «Квартет на конец времени», «Киномузыка Альфреда Шнитке», «Великие теноры» и так далее. Мы не только сами проводим лекции, но приглашаем профессиональных музыкантов, поэтов, художников, артистов… Короче говоря, в нашем музыкальном салоне равноправно господствуют все виды искусств.

— Есть ли какие-либо трудности у музея?

— Недавно появились финансовые ревизоры, для которых частная коллекция, субсидируемая государством, является нонсенсом. Их совершенно не интересует, что она подготавливается к полной и безвозмездной передаче государству. Они зациклились на данном этапе — и все. Но я верю в мудрость властей, которые создали наш музей и не дадут его разрушить. Считаю, что можно преодолеть любые трудности, если каждый неблагоприятный период времени превратить во Время надежды и веры.

Людмила ВАРШАВСКАЯ

Опубликовано: Ежедневная газета "Известия Казахстан", 26 января 2005 года, N 12/1041

[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]

.................................................. .................................................. .
Ответить с цитированием
Ответ


Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 
Опции темы

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход

Эл. почта администратора: - Главный сайт Шансон - Портала - Архив - Вверх

Внимание! Администрация Шансон – Портал – форума не несет ответственности за сообщения, размещенные участниками форума и за высказанные мнения в этих сообщениях. Так же администрация форума не несет ответственности за размещенные участниками форума ссылки, на какие либо материалы, расположенные на других Интернет ресурсах. Тем не менее, если Вы являетесь правообладателем материала, на который есть ссылка в каком либо сообщении Шансон – Портал – форума и считаете, что этим нарушены Ваши авторские или смежные права, сообщите пожалуйста администрации форума. Мы в кратчайшие сроки готовы удалить сообщение со ссылкой на Ваш материал, при предъявлении прав на указанный материал. Пожалуйста используйте форму обратной связи.

Powered by vBulletin® Version 3.8.4
Copyright ©2000 - 2017, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
© Шансон - Портал - Все права защищены

Подпишитесь на нашу ленту новостей