Внимание! Регистрация на наш форум временно приостановлена. Для связи с администратором, используйте эл. почту

ШАНСОН - ПОРТАЛ Шансон - Портал - Галерея

ШАНСОН - ПОРТАЛ - ФОРУМ



Loading






Вернуться   Шансон - Портал - форум > Разное > Музыка ретро

Музыка ретро Здесь обсуждаем музыку до 1980 года (кроме шансона)

Ответ
 
Опции темы
  #1  
Старый 15.07.2009, 17:51
Аватар для haim1961
haim1961 haim1961 вне форума
Администратор
Ветеран форума
 
Регистрация: 29.01.2008
Адрес: Израиль.г Нетания
Сообщений: 2,148
По умолчанию Письмо зрителя

Письмо зрителя

(15.07.1960)

Редакция газеты "Комсомольская правда" 15.07.1960
Всесоюзное концертно-гастрольное Объединение

Уважаемые товарищи!
Передаем Вам письмо зрителя об ансамбле О.Лундстрема
Зав.отделом литературы и искусств
/А.Елкин/


Человек, любящий срою Родину, её народ, её культуру не мог не быть униженным и оскорбленным в своих лучших чувствах, прослушав концерт джаза под руководством Олега ЛУНДСТРЕМА, который в течение довольно длительного времени находился в гастрольной поездке по Дальнему Востоку и 28-29 мая выступал в гор. УССУРИЙСКЕ.
Присутствовавшие на концерте этого оркестра чувствовали себя находящимися в каком-то американском кабаре. Чем же был возмущен зритель? Разберем программу концерта.
В аляповатой, кричащей программке, которую зритель имел возможность приобрести за I руб.70 коп., изданной Всероссийским Гастрольноконцертным объединением, об оркестре ЛУНДСТРЕМА написано:
"Руководимый Олегом Лундстремом джаз-оркестр с первых шагов посвятил свою деятельность увлекательной задаче популяризации советской легкой джазовой музыки. Идя к этой цели своими особыми путями, коллектив оркестра стремится создать оригинальный репертуар, насыщенный высокохудожественной, самобытной, веселой музыкой, отражающей нашу современность."
Если бы все было так, как написано, вряд ли концерт оркестра вызвал бы возмущение зрителя. Но все было как раз наоборот. Прежде всего, несколько произведений советской легкой музыки, как лирические песни "Лунной тропой" ОСТРОВСКОГО и "Сердечная песий" МУРАДЕЛИ, буквально растаяли среди арабских, греческих, мексиканских, американских, кубинских, итальянских, индонезийских и других джаз-мелодий. Вкрапленная в репертуар весьма посредственная джазовая вещица А.ХАЧАТУРЯНА тоже не спасла положение, и зритель весь концерт слушал чуждые его слуху, далеко не высокохудожественные произведения.
Позвольте? Как могут греческая румба, джаз-произведения американского композитора ЭЛЛИНГТОНА, арабская песня "Египтянка" (кстати, исполняемая на греческом языке), вульгарная румба и танго в развязном исполнении А.ВЕЛЬД И Б. ГОЛУБЕНКО, дешевенькие мексиканские, кубинские, греческие, итальянские и прочие песенки отражать нашу современность, как само рекламируется в программе, когда они не отражают даже национальных черт народа которому они принадлежат, а написаны для кафэ-шантанного репертуара.
В этой же рекламке написано и следующее:
"...эта музыка не имеет ничего общего с упадочной, формалистической джазовой музыкой современного Запада, где содержательность, мелодия подменяются психопатическим судорожным визгом и хаосом бешеных звуков."
Позвольте нам с этим не согласиться! Даже первая джазовая вещь, которой открывался концерт, творение самого О.ЛУНДСТРЕМА, о которой конферансье объявил, что в ней зритель услышит русские народные мелодии, именно и напомнила слушателям бессодержательно-нагроможденные визгливые звуки джазовой музыки Запада, где русская мелодия была опошлена и представлена в виде судорожного фокстрота. В таком же плане написана и другие джаз-сочинения 0. Лунстрема: "Юмореска", "Интерлюдия", и технически-виртузная вещь для джаза. Трудно сказать, на сколько это виртуозно, но зато ясно, что сильно пахнет от неё осужденным нашим народом формализмом.
Представляя произведения О.ЛУНДСТРЕМА, конферансье всячески стараясь вызвать к ним симпатии слушателей (странная наивность) в частности заявил, что легкую музыку О.ЛУНДСТРЕМ пишет серьезно. Возможно! Но соответствующим товарищам, несущим ответственность за выступления творческих коллективов страны, следовало бы еще серьезнее, обратить внимание на репертуар этого джаз-коллектива.
То, что мы слушали 28 и 29мая в Уссурийске(не могло вызвав вводной светлой мысли, ни одной чистой и радостной эмоции. Короче говоря, репертуар оркестра О.ЛУНДСТРЕМА вреден для советского слушателя, особенно для молодежи. Музыка эта может вызвать лишь пошлые желания, не высокие стремления.
Несколько слов об исполнительской манере артистов джаз; Сами о себе они в программе пишут так:
"Профессиональное мастерство, высокая музыкальная культура и строгий вкус характеризуют исполнительскую манер каждого артиста оркестра и всего коллектива в целом.
На деле же о какой культуре и строгом вкусе может идти речь, например, у артиста АРСЕНЯНА, который греческое танго начал исполнять стильными ужимками и паралитическим подергиванием ногами.
От него не отстал и пианист А.ГРАВИС. Казалось бы, уж пианисту-то трудно строить клоунаду у рояля, но исполнительское мастерство клоуна заставило и его делать какие-то странные движения ногами и корпусом тела. Вот уж поистине "строгий вкус".
Даже выступления в хорошей эстрадной манере певицы В.ДЕОРЯНИНОВОЙ, артистов Э.МИГИРОВА и В.ХВОРОСТОВА не могли сгладить общего фарсового впечатления от выступления оркестра под управлением О.ЛУНДСТРЕМА. Мы берем на себя ответственность и выражаем мнение абсолютного большинства зрителей города Уссурийска, что Министерству Культуры следует обратить серьезное внимание на репертуар оркестра, чтобы не низкопробные заграничные мелодии развозил он по нашей Великой стране и разлагал музыкальные вкусы советского народа, а музыку, достойную нашего советского человека, воодушевляющую его на великие дела во славу Родины.


[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]
__________________
"МИР НА ФОРУМЕ"


Ответить с цитированием
  #2  
Старый 16.07.2009, 21:08
Аватар для haim1961
haim1961 haim1961 вне форума
Администратор
Ветеран форума
 
Регистрация: 29.01.2008
Адрес: Израиль.г Нетания
Сообщений: 2,148
По умолчанию

Еще раз о джазе

Обзор писем поступивших в редакцию
("Советское искусство" 12 марта 1952 года)
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]
За последнее время в редакцию «Советского искусства» поступает много откликов от читателей на статью М.Сокольского «О джазе» («Советское искусство» 1952г, №14). Письма идут с разных концов Советского Союза, от людей различных профессий и возрастов. Большинство откликов показывают принципиальную заинтересованность их авторов в правильном решении поднятого вопроса.
Искусство помогает нашей партии и правительству в воспитании эстетических вкусов трудящихся масс, в воспитании в духе непримиримого отношения к разного рода буржуазным пережиткам, и оно не может быть апполитичным, безидейным. Наше искусство не должно иметь ничего общего с современным буржуазным искусством, с растленной буржуазной культурой; нет места в передовой советской музыке дряблому джазу, как нет места всему отмирающему в нашей прекрасной стране», - об этом пишут А.Веселовский (Баку), Н.Бондаренко (Белая Церковь), М.Гуревич (Красноярск), И.Жуковский (Минск), В.Захаров (Москва), П.Иенский (Москва), В.Каймаков (Шахты), Корольков (Ленинград), Ю.Майцеко (Киев), В.Петров (Мурманск), С.Преображенский (Москва), Д.Эйг (Минская область) и многие другие.
Наряду с резким осуждением американской джазовой музыки некоторые читатели затрагивают вопрос о «советском джазе». «Почему не может существовать советский джаз? И чем отличается эстрадный оркестр от джаза? Разве многие инструменты джаза не входят в эстрадные оркестры под управлением Утесова, Кнушевицкого, Айвазяна?» - спрашивают они. Эти оркестры играют с чувством, с толком, с хорошим пониманием музыки, без лишнего ухарства и удальства», - пишут тт. Демидов (Рига), Мелевич (Радунь), Веселовский (Баку), Марецкий (Севастополь).
Очевидно в силу существующей по сей день терминологической путаницы читатели подразумевают под «советским джазом» эстрадный оркестр, существование которого в советской эстрадной культуре не только возможно, но и обязательно. Так называемая «легкая» музыка – музыка для эстрадных и духовых оркестров, для оркестров народных инструментов, национальных ансамблей, для танцев – горячо любима слушателями и должна быть всячески поощряема.
Но эстрадный оркестр ничего общего не имеет с джазом, хотя в эстрадный оркестр могут входить и обычно входят многие инструменты, используемые и джазом. Нет дурных, негодных инструментов. Но инструменты можно дурно использовать. Кстати, любопытно отметить, что самый состав джаза опровергает легенду о его якобы народном происхождении – в джаз входят тромбоны и скрипки, саксофоны и трубы; кому придет в голову, однако, считать их ... «негритянскими»? А в джазе все эти старые, добротные, прекрасные инструменты используются самым отвратительным образом, извращающим их природу, их естественную благородную звучность.
Исполнительский «стиль» джаза построен на варварском искажении привычных для нашего уха звучаний, на подчеркнуто грубых синкопированных ритмах, на надуманных, неестественных тембрах оркестровых инструментов. Богатейший по своим красочным и выразительным возможностям рояль превращен в джазе в сухой ударный инструмент, на котором пианист яростно выколачивает ритм. Героическое светлое звучание трубы затушевывается в нем сурдинами, благородные тембры тромбонов и саксофонов искажаются – и все это для того, чтобы найти какие-то «сверхоригинальные» звучания.
Оркестры под управлением Утесова, Кнушевицкого, Айвазяна перестроили и обновили свой состав, изменили принципы оркестровки и исполнения, отказываются от многих приемов джазирования, и потому называть их джазами сейчас нет оснований.
Некоторые читатели, протестующие против «рыкания» и «квакания» джаза, считают, что «мягкие звучания танго и слоу-фоксов могут найти место в нашем быту». Но что общего между ноющими, слезливыми интонациями «не имеющих ни рода, ни племени» танго или подчеркнуто эротическими ритмами «слоу-фоксов» и здоровой советской лирикой, светлым, оптимистичным мироощущение советских людей? Разве может в «устах» подобного оркестра прозвучать без искажения советская массовая песня? Разве может он раскрыть красоту музыкальных образов в лучших произведениях советской популярной музыки?
Путаница в терминологии привела И.Суслова (Москва) к мысли о том, что вся «легкая» советская музыка – «джазовая». У нас нет «джазовых песен советских композиторов», тов. Суслов, а есть советские массовые и эстрадные песни. И если в некоторых из них чувствуется влияние джаза, то это отнюдь не характерно для советского песенного творчества, а лишь говорит о непреодоленных еще недостатках в творчестве некоторых композиторов-песенников.
Решительно всех авторов писем беспокоит и интересует вопрос о советской легкой музыке. Это действительно один из наболевших и важных вопросов.
Украсить отдых советских людей красивой, содержательной и доступной (именно доступной, а не банальной!) музыкой – задача эстрадных оркестров. К сожалению, до сих пор в репертуаре многих даже лучших эстрадных оркестров немало еще от джазового псевдоискусства. И в этом повинны прежде всего советские композиторы, непозволительно мало внимание уделяющие популярным жанрам.
Советский народ знает и любит лучшие образцы массовой популярной музыки. Произведения для русского народного оркестра Н.Будашкина составляет основу репертуара многих тысяч самодеятельных коллективов. Горячо подхватываются и становятся достоянием широчайших масс музыка к театральным постановкам и кинофильмам, популярные песни, оркестровые пьесы Т.Хренникова, Д.Кабалевского, Д.Шостаковича, А.Хачатурьяна, И.Дунаевского, Ю.Милютина, В.Соловьева-Седого, Г.Крейтнера и других композиторов. Но всего этого мало! Народ ждет от советских композиторов красивых танцев, бодрых маршей, «такой легкой музыки, с которой еще легче было бы работать и лучше отдыхать», - пишут в редакцию читатели нашей газеты.
Небольшая группа композиторов, работающая над созданием подлинно художественной легкой музыки, не успевает удовлетворять огромные репертуарные запросы многочисленных эстрадных коллективов, обслуживающих парки культуры и отдыха, фойе кинотеатров, танцевальные площадки. Это дало возможность «пригреться» около легкой музыки немалому количеству сочинителей-ремесленников, выпускающих массу серой, безликой музыки, зачастую воспроизводящей дешевые банальные штампы, заимствованные из западных танцевальных форм.
Нам нужно добиться обилия и разнообразия полноценной советской и легкой музыки. Советская легкая музыка, использующая и развивающая традиции народного и классического искусства, должна воспитывать вкус слушателей, доставлять им удовольствие и отдых, удовлетворять, так же как большое искусство оперы, как симфоническая музыка, возросшие эстетические требования нашего народа.
Комитету по делам искусств, Союзу композиторов, Радиокомитету, Музгизу следует обратить самое пристальное внимание на создание и пропаганду советской легкой музыки. Она должна быть действительно легкой и веселой, бодрой и жизнерадостной. Для того, чтобы создать такое искусство, советские композитроры и советские эстрадные оркестры вовсе не должны использовать и переделывать на советский лад современный западный джаз, они должны создать подлинные образцы массового популярного жанра, который, наряду с операми, симфониями, кантатами, песнями, составит золотой фонд советской классики.



[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]
__________________
"МИР НА ФОРУМЕ"


Ответить с цитированием
  #3  
Старый 16.07.2009, 21:12
Аватар для haim1961
haim1961 haim1961 вне форума
Администратор
Ветеран форума
 
Регистрация: 29.01.2008
Адрес: Израиль.г Нетания
Сообщений: 2,148
По умолчанию


О джазе.
М. Сокольский ("Советское искусство" 16 февраля 1952 г.)


Ответы на вопросы читателей
Читатель советского искусства Л.Световидов (Ленинград) спрашивает: «Почему сейчас осуждается джазовая музыка? Я знаю, что задача композитора – создавать музыку, близкую и понятную народу. Но почему эту музыку не может исполнять джаз-оркестр? Дело ведь не в форме, а в содержании. Исполнение танцевальной музыки и песни на джазовых инструментах звучит гораздо жизнерадостнее и совершеннее, чем в симфоническом оркестре. Почему нельзя вместе с симфоническим музыкальным искусством развивать джазовую музыку, давая ей положительное содержание?»

* * * *

Уважаемый тов. Световидов!
Вас интересует, почему советскую музыку не может исполнять джаз-оркестр, и почему джазовой музыке, как вы пишете, нельзя дать «положительное содержание»? У вас могли возникнуть подобные вопросы, тов. Световидов, только потому, что вы весьма неясно представляете себе «взаимоотношения» оркестра и музыки, которую этот оркестр исполняет. Вам кажется, что оркестр (так же как рояль, скрипка или человеческий голос, исполняющие музыкальные произведения) – это своего рода «технический аппарат», лишь случайно выбранный передатчик музыки, причем передатчик, которому «все равно» что передавать. Отсюда и недоуменный вопрос – почему нельзя советские музыкальные произведения исполнять джазовым оркестром.
В действительности дело обстоит совсем не так. Вы вот и сами находите, что одни и те же произведений неодинаково звучат в разных оркестрах: танцы и песни на джазовых инструментах, по-вашему, например, звучат «жизнерадостнее и совершеннее». Но придать художественной вещи жизнерадостные краски, или, наоборот, окрасить ее в мрачные тона – значит менять в чем-то существенном ее содержание, а не только внешнюю форму. Значит, нужно сделать и следующий вывод: оркестры (так же, повторяем, как рояль или человеческий голос) вовсе не безразличны, не нейтральны в отношении исполняемой музыки, привносят в нее очень многое от себя, составляя частицу ее содержания, даже если речь идет только об оттенках колорита, о красках отдельных инструментов. Вот почему композитор, еще задумывая новое сочинение, так сказать «заранее», предназначает его для определенного инструмента, голоса или определенного состава оркестра.
Но если даже свести дело только к тому, что оркестр дает краски музыке, вы должны будете согласиться и с тем, что чрезвычайно важно, какие краски выбираются для музыки. Есть краски, подходящие для нее, органичные, соответствующие ее характеру и стилю, вытекающие из как бы самого ее содержания. И есть краски неподходящие, чуждые, непригодные, не сливающиеся с данной музыкой. Если бы вам, скажем, предложили примерить фиолетово-рыжий пиджак, вы бы, вероятно с негодованием наотрез отказались от подобного попугайского костюма. Зачем же, тов. Световидов, вы предлагаете нашу ясную, красивую, реалистическую музыку обрядить в заморские джазовые отрепья, совершенно чуждые ее духу, ее природе, совсем не идущие ни к ее содержанию, ни к ее стилю?
В самом деле, что может быть менее созвучным нашей музыке, нашим советским песням, богатейшему фольклору советских народов, чем ноющий как больной зуб, или воющий саксофон, оглушительно ревущие изо всех сил тромбоны, верещащие засурдиненные трубы или однообразно унылый стук всего семейства ударных инструментов, насильно вколачивающих в сознание слушателя механически повторяющиеся ритмы фокстрота или румбы!
Нет! Мы решительно против соединения нашей музыки с джаз-оркестром, а те, кто пытается втискивать ее насильно в джаз, калечат ее, коверкают.
Но если джаз абсолютно неприложим к советской музыке, то как раз музыку, которую называют обычно «западным легким жанром», музыку западных танцев именно от джаза-то оторвать никак невозможно. Они родились вместе – западный легкий жанр и джаз – и друг без друга жить не могут. Здесь полнейшая гармония и единство, абсолютное соответствие цели, которую ставит себе эта музыка, и исполнительских средств джаз-оркестра. Глубоко характерно, что вся буржуазная музыкальная культура, современная культура США и других капиталистических стран, проникнута джазовым духом.
Никто так исчерпывающе ясно, так образно и сильно не раскрыл природу джаза, его социальное происхождение и современную роль, как Максим Горький. Более двадцати лет назад он писал:
«Но вдруг в чуткую тишину начинает сухо стучать какой-то идиотский молоточек, - раз, два, три, десять, двадцать ударов, и вслед за ними, точно кусок грязи в чистейшую прозрачную воду, падает дикий визг, свист, грохот, вой, рев, треск, врываются нечеловеческие голоса, напоминая лошадиное ржание, раздается хрюканье медной свиньи, вопли ослов, любовное кваканье огромной лягушки, - весь этот оскорбительный хаос бешеных звуков подчиняется ритму едва уловимому, и, послушав эти вопли минуту-две, начинаешь невольно воображать, что это играет оркестр безумных…
… Это радио в соседнем отеле утешает мир толстых людей, мир хищников, сообщая им по воздуху новый фокстрот в исполнении оркестра негров. Это музыка для толстых…
… «Эволюция», которую переживают толстые, есть вырождение.
Это эволюция от красоты менуэта и живой страстности вальса к цинизму фокстрота и судорогам чарльстона, от Моцарта и Бетховена к джаз-банду негров, которые наверно тайно смеются, видя, как белые их владыки эволюционируют к дикарям, от которых негры Америки ушли и уходят все дальше.
… Нечеловеческий бас ревет английские слова, оглушает какая-то дикая труба, напоминая крики обездоленного верблюда, грохочет барабан, верещит скверненькая дудочка, раздирая душу, крякает и гнусаво гудит саксофон. Раскачивая жирные бедра, шаркают и топают тысячи, десятки тысяч жирных ног.
Наконец музыка для толстых разрешается оглушительным грохотом, как будто с небес на землю бросили ящик посуды».
Создавая музыку для толстых , американские буржуазные музыканты создали и нужный ей оркестр. Как же можно развивать джазовую музыку, давая ей положительное да еще советское содержание? Ведь сама по себе эта джазовая музыка есть полнейшее отрицание всего положительного, что было в музыкальной культуре прошлого. Больше того, это не только отрицание классической музыкальной культуры, это, по существу, отрицание музыки как таковой.
Буржуазное музыковедение в свое время создало легенду о народности джаза, джаз выдавался за подлинно народный негритянский оркестр. На самом деле это была бесстыднейшая лож, злостный навет «белых» любителей «черной экзотики». В нынешнем джазе нет ничего подлинно народного, подлинно негритянского. Это типично космополитическое искусство. А тогда, когда для джаза в ресторане и брались мотивы из негритянского фольклора, мотивы эти не только теряли всю свою народную национальную специфику, но совершенно извращались, «линчевались», подвергались издевательствам американских куклуксклановцев от музыки. Это дикарское, гангстерское обращение с искусством угнетенного негритянского народа не может не вызвать возмущения советских людей, любовно и бережно относящихся к народному искусству всех национальностей. Знающие и ценящие чудесное искусство Поля Робсона, замечательной негритянской певицы Мариан Андерсен и многих других великолепнейших негритянских певцов и певиц с ненавистью и презрением относятся к джазу – этому «американскому образу искусства»!
Надо ли говорить и о том, что джаз в США это не только «искусство», но, как и голливудская «промышленность», - бизнес, предмет экспорта. Джаз там так и называют «музыка большого бизнеса». США «благодетельствуют» маршаллизованные наряду с голливудским кинобарахлом десятками миллионов джаз-пластинок. Здесь двойная выгода и двойная цель: сбыть лежалый товар; скрежетом, лязгом, грохотом бессмысленной, одурманивающей сознание «музыки» джаза оглушить, убить в людях людей, чтобы превратить их в пушечное мясо. Джаз – это музыка духовного порабощения. Поэтому, тов. Световидов, мы не будем делать никаких поблажек джазу. Советская музыкальная культура и джаз – две вещи несовместные!
Вы пишете, что джаз совершеннее, жизнерадостнее симфонического оркестра. А ведь для нормального уха, не испорченного джазовой музыкой, это утверждение звучит, простите, дико. Непонятно, как вообще можно сравнивать богатство звучания симфонического оркестра, бесконечное разнообразие его тембров, всех его выразительных свойств с бедным, однообразным, как пустыня Сахара, звучанием джаза.
Симфоническим оркестром можно увлекаться, его можно полюбить, как живое существо. Но влюбится в джаз, это, право, что, к примеру, влюбиться ... в бормашину!
Попробуйте, тов. Световидов, серьезно познакомиться с оперной, симфонической музыкой. Найдите себе товарищей, друзей, любящих настоящую музыку. Попробуйте с ними систематически ходить в оперу, Большой зал Ленинградской филармонии – это подлинный храм симфонической музыки. Вам откроется чудесный, увлекательный мир настоящего искусства. И возьмет вас досада на себя – досада, что вы столько лет жили бок о бок с этим миром и даже не подозревали о его существовании. Грубым, топорным, убогим, чужим и ненужным покажется вам любой джаз, и вы до конца поймете и почувствуйте – почему враждебна джазовая музыка подлинному искусству, нашей советской музыке. И почему великий Горький заклеймил джаз словами точными и гневными – «музыка толстых».


[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]
__________________
"МИР НА ФОРУМЕ"


Ответить с цитированием
  #4  
Старый 16.07.2009, 21:28
Аватар для haim1961
haim1961 haim1961 вне форума
Администратор
Ветеран форума
 
Регистрация: 29.01.2008
Адрес: Израиль.г Нетания
Сообщений: 2,148
По умолчанию

О джазе Утесова

Новая программа
государственного джаз-оркестра РСФСР в эстрадном театре «Эрмитаж».
В. Шкловский ("Советское искусство" 6 сентября 1946)
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]
У нас не может быть выбора в жанрах по степени их традиционной важности, во всяком случае жанры могут бороться друг с другом на равных правах.
То, что мы называем эстрадой, вещь довольно неопределенная. К эстраде относят и мелкие театральные представления и драматический отрывок. В основе эстрады, вероятно, лежит искусство, близкое к быту. На эстраде живет бытовой анекдот, романс, и музыка так называемых «малых форм».
Бытовая русская песня с древности нам известна и она прекрасна. Старый русский песенник мало прочитан теоретиками и историками искусства и напрасно не известен нашим поэтам. Это прекрасные песни, которые можно было бы часто петь и сейчас. Древняя скоморошеская песня потеряла свое театральное оформление и, вероятно, ушла при Петре в солдатскую песню. Русская бытовая песня всегда шла рядом с поэзией и питала ее, ее элементы есть у Державина. Но то, что мы называем «цыганским романсом», включает в себя работу целого ряда известных и неизвестных русских писателей. Тут есть и Пушкин и Фет и Аполлон Григорьев и Павловский. По этому нельзя отговариваться, что песня хорошая – песня малого масштаба, малой мысли, малых чувств.
Александр Блок любил так называемый «цыганский романс», собирал его, записывал.
Мы чрезвычайно заинтересованы в бытовой песне, в эстраде, потому что этим материалом мыслят люди, это напевается на улице, воспитывает людей. Романс определяет тон разговора влюбленных. Маленькие дети поют на улице песни из кинофильмов. Это песенное море, в которое мы все погружены.
Вопрос о значимости малых форм для нас решен. Эстрада поднимается, у нее есть талантливые люди, и один из талантливейших – Леонид Утесов.
Эстрада начинает притворяться, что она не эстрада, - она притворяется театром. Это так же неправильно, как если бы театр притворялся эпосом, кино притворялось театром. Эстрада, борясь с презрением или недооценкой, не подымает своего качества, не становится более необходимой, не идет по пути высокой мысли, а принимает внешность театра – костюм, декорации и связь эпизодов.
Леонид Утесов – на редкость талантливый человек. Он превосходно понимает стиль песни, точно движется, превосходно имитирует дерижирование своим джазом. Он создал превосходный джаз, умеет требовать от людей, научил джаз двигаться, научил музыкантов акробатике. Это человек с талантом и сильными руками художника, но он хочет немногого: прежде всего он хочет подражать театру, а какому – неизвестно.
Появляется на эстраде один за другим подобие сюжета – в этих сюжетах человек не изменяется, а только переодевается. Можно сказать, что старая, совершенно разрушающая драматургию «теория о сюжете» как о «монтаже аттракционов», внешне занимательных и непосредственно действующих на зрителя, живет сейчас на эстраде.
Что же происходит на эстраде? На эстраду наводят лучи света разного колера, на эстраде висят ниточки с бумажными кусочками, как в театральных постановках 1916 года, на эстраде люди ходят одетые в форму слуг просцениума, напоминая не то цирк, не то театр 1921 года, и среди старого хлама хорошо движется и музыкально верно поет талантливый Леонид Утесов и музыкально ему аккомпанирует высококвалифицированный ансамбль.
Те анекдоты, которые рассказываются Утесовым, по-моему, древнегреческие. При Платоне за такие анекдоты выгоняли, вероятно, из-за стола, при короле Артуре, по свидетельству Марка Твена, эти анекдоты считались постаревшими, а скоморохи, конечно, до них не снисходили.
Эти анекдоты потеряли свой смысл.
Возьмем, например, средневековый анекдот. Этот анекдот рассказывался в эпоху схоластической науки. Он основан на противопоставлении ненужного знания нужному. Подлинный анекдот звучит так: едут латинист и рыбак. Латинист спрашивает рыбака: знаете ли вы латынь? – Нет, отвечает рыбак. – В таком случае вы даром потеряли свою жизнь, - говорит латинист. Лодка переворачивается – Умеете и вы плавать? – спрашивает рыбак латиниста. – Нет, отвечает латинист. – Ну, теперь спасайтесь своей латынью, говорит рыбак.
Лет 600 назад этот анекдот был прогрессивен. Теперь его откапывает И. Фрадкин и вставляет в шестой раздел второго отделения новой программы Утесова. Джаз изображает ветер-бурю, Утесов разговаривает с барабанщиком. Один спрашивает другого: знаете ли вы метеорологию, а потом идет вопрос об умении плавать, и идет анекдот; развязка анекдота: вы потеряли свою жизнь благодаря неумению плавать.
Анекдот не только стар, он обессмыслен. Метеорология - не вредная наука, над ней нечего смеяться. И она учит не выплывать в море, когда плохая погода.
Я дал довольно длинный разбор анекдота и совестно говорить о пустяках, но в огромных набитом театре эти пустяки и анекдоты мусорят человеческие мозги.
Мне кажется, что Утесов сам понимает, что не все ладно, он хватается за старые песни. Но они потеряли свою молодость. Текст песни и шуток чрезвычайно плох, и плох он тем, что в нем нет уважения к слову, уважения к зрителям и желания что-нибудь сказать. Такие тексты живут, как грибы на литературе. Есть у Маяковского стихи, что луна - такая молодая, что ее без спутников и выпускать рискованно. Это хорошая шутка, потому что «молодая луна» это языковой объект, ежемесячно обновляемый небом.
В программе это обращается Я.Зискиндом в песню «Луна и Я».
Женщина завидует луне, что у нее есть спутники, и что спутники не изменяют ей со звездами. Тексты соревнуются по качеству: например последняя песня «Добрая ночь» написана Э. Утесовой. Эта «Добрая ночь» не имеет никакого текста. Она поется, при ней полагается какая-то перемена освещения; текста, выбора слов, краски, отношения к предмету – в ней нет. Если в музыкальном отношении Э. Утесова чему-то научилась у Л. Утесова, то как поет она вне категории даже среди последней программы Утесова.
Леонид Утесов – Человек смелый, и он все время обыгрывает на эстраде семейность своего ансамбля: что поет дочь, что это дела семейные, он как будто подозревает публику, что она об этом говорит. Ну что же, будем говорить на невежливые темы. Рядом с Леонидом Утесовым очень ясна непоэтичность, обыкновенность Эдит Утесовой. Утесов делает плохую услугу своей дочери, что выступает рядом с ней: он ее заигрывает и запевает. Она не может вынести тяжести быть единственной певицей ансамбля.
Не очень остроумна сцена о том, как при наборе актеров разорвали плохого оркестранта. Эта шутка не вызывает смеха.
Музыкальные толкования, значения интонации в джазе показано на проигрывании отдельных фраз песенки «Чижик-Пыжик». Тут инструменты должны интонировать, что Чижик-Пыжик выпил именно две рюмки и у него шумит в голове, а разговор о водке с эстрады часто имеет успех. Но джаз Утесова может выразить и выражает гораздо больше. Старые песни, которые поет Утесов, - не бог весть что. Их образы сношены, но и они рядом с тем текстом, который вводится автором программы кажутся высокопоэтичными.
Напрасно Леонид Утесов так не доверяет своей аудитории и все время бросает ей спасательные круги, что бы она плыла в море песни. Песня сама несет.
Леониду Утесову лучше отказываться от театрализации песни, обратив внимание на поиск песни. Эстрада должна оставаться эстрадой.
Конечно возможно показать связь песен, рождение песни, но мы знаем, как это делается. Это делал Тургенев в рассказе «Певцы», Горький в рассказе «Как сложили песню».
Много лет тому назад с покойным Мартожановым в окрестностях Тифлиса в саду всю ночь провел я за столом. Пели певцы на непонятном мне языке. Из любезности к гостям разговоры сазандари-певцов велись на русском языке. Они напоминали мне старую книгу Арбельяни – «книгу мудрости и лжи». Это была программа, программа связанная, легкая и возвышенная. Утром к восходу солнца приготовили вино. Солнце медленно встало за горами. Его приветствовали вином, песней, игрой на рожках. Застольная песня не должна стыдиться солнца. Она должна быть такою, чтобы проведя вечер за песней люди вышли бы на улицу лучшими, а если они выходят утром, то пускай им будет не стыдно перед солнцем. Такие застольные песни у нас умел писать Языков. Спеть их у нас может лучше всех Леонид Утесов и может быть лучше всего споет без родственников. Могу сказать, что все же песни Утесова в их теперешнем виде дают отдых. Но это отмечал Чернышевский. Он говорил, что сидение на завалинке или вокруг самовара тоже развивает хорошее расположение духа.
Утесов на самом деле с песней шагает по жизни.
Проходит молодость – не прошел талант.
Осень. Осень должна быть временем зрелости в искусстве: умение приобретено, есть опыт, есть кругозор.
Осень. Время дальних полетов птиц и высоких песен поэта.
Утесову нужно быть поэтичным.


[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]
__________________
"МИР НА ФОРУМЕ"


Ответить с цитированием
  #5  
Старый 16.07.2009, 21:38
Аватар для haim1961
haim1961 haim1961 вне форума
Администратор
Ветеран форума
 
Регистрация: 29.01.2008
Адрес: Израиль.г Нетания
Сообщений: 2,148
По умолчанию

Из статьи «Эстрада сегодня»
И. Чекин
(«Советское искусство» 11 апреля 47 года
)
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]
В годы Великой Отечественной войны на всех фронтах, зачастую в непосредственной близости к передовым позициям можно было встретить артистов советской эстрады.
Многие из них были награждены боевыми орденами и медалями за концертную работу в трудной фронтовой обстановке. В послевоенный период эстрадное искусство, как и все искусство в целом, было призвано помогать нашему народу-строителю в его созидательном, творческом труде.
В настоящее время мастера эстрады решительно очищают свои ряды от халтурщиков и приспособленцев, пропагандирующих кое-где с подмостков эстрады безыдейные и пошлые произведения.
Еще не целиком очищена наша эстрада от этого сорта людей, но большая работа в этом направлении уже проведена.
В репертуаре эстрады, наряду с отдельными удачными произведениями, широко популярными среди советского народа, оказалось немало недостойных и чуждых нашему зрителю. Больше всего это относится к репертуару речевого и вокального разделов.
Советская эстрада должна была почти заново создавать новый репертуар, отвечающий возросшим требованиям народа. За месяцы, прошедшие со времени решений Центрального Комитета ВКПб по вопросам литературы и искусства, лучшие актерские и писательские силы, работающие в жанрах малых форм, создали ряд интересных произведений на современную тему.
Образы героев нашего времени, строителей сталинской пятилетки, героев Великой Отечественной войны, появились в произведениях, написанных для эстрады писателями, поэтами и композиторами: Б. Лавреневым, В. Пановой, В. Лебедевым-Кумачом, Е. Долматовским, А. Софроновым, М. Светловым, А. Жаровым, И. Прутом, Л. Линчем, Г. Рыклиным, В. Поляковым, В. Соловьевым-Седым, А Новиковым, М. Блантером, И. Дунаевским, И. Ильиным и др.
Наряду с писателями, ведущие мастера и наиболее одаренные представители молодежи, лауреаты первого и второго конкурсов эстрады подготовили ряд новых работ, которые должны явиться творческим ответом на призыв Центрального Комитета нашей партии.
Тема славной истории Москвы, городов-героев, большой дружбы братских народов, темы строительства звучат в новых работах артистов эстрады.
В ряде произведений, подготовленных актерами с сатирической остротой, наносится удар по отдельным нездоровым явлениям нашего быта, беспощадно высмеивается равнодушие отдельных чиновников и бюрократов. Эти новые работы – только начало серьезной творческой перестройки артиста советской эстрады.
Вдохновенная тема о гражданине Советской эпохи, участнике строительства коммунизма – вот основа нового фельетона Н. Смрнова-Сокольского, песни о Родине, о Москве, о неузнаваемых окраинах и больших городах готовит Леонид Утесов со своим джаз-ансамблем. Программу, целиком посвященную теме нашей Родины, покажет К. Шульженко. Она начинает ее новой песней М. Исаковского о Москве. Л. Геоли, долгое время выступавшая со старым репертуаром, подготовила новые песни советских композиторов.
Большая творческая активность характеризует теперь работу мастеров художественного слова. Лучшие произведения светской литературы перенесены на эстраду в форме специальных композиций.
Однако еще сохранились на советской эстраде артисты, тянущие ее назад, пытающиеся жить старым, никуда не годным багажом. Об этих людях мы не можем здесь умолчать. Всего лишь месяц назад певица Изабелла Юрьева, объясняясь по поводу ее концертов в Москве, заявила: «я не знаю, что вам надо. Вам нужны певицы только с советским репертуаром»…
И. Юрьевой и ее некоторым подражательницам нужно всерьез подумать о своем месте на Советской эстраде…
…Кто то из наших мастеров и лауреатов страдает излишней самоуверенностью и зазнайством.
У одних – это почевание на лаврах, надменное отношение к товарищам, «затяжная творческая пауза» (Л. Лядова и Н. Пантелеева)
В иных случаях (у Л. Сухининой и И. Злобина) – нежелание выступать в районах, требование сольных концертов (чем, мол, мы хуже Редель и Хрусталева?!). Наконец у некоторых (Владимир Коралли) это выражается в желании выступать только на самых крупных площадках Москвы и Союза, хотя репертуар («Пой, ласточка, пой») и исполнительские возможности не дают на это права.
Слишком легко завоевывают у нас также звание «Мастер» и право на индивидуальную афишу, а это не может не тормозить развитие эстрадного искусства…

[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]
__________________
"МИР НА ФОРУМЕ"


Ответить с цитированием
Ответ


Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 
Опции темы

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход

Эл. почта администратора: - Главный сайт Шансон - Портала - Архив - Вверх

Внимание! Администрация Шансон – Портал – форума не несет ответственности за сообщения, размещенные участниками форума и за высказанные мнения в этих сообщениях. Так же администрация форума не несет ответственности за размещенные участниками форума ссылки, на какие либо материалы, расположенные на других Интернет ресурсах. Тем не менее, если Вы являетесь правообладателем материала, на который есть ссылка в каком либо сообщении Шансон – Портал – форума и считаете, что этим нарушены Ваши авторские или смежные права, сообщите пожалуйста администрации форума. Мы в кратчайшие сроки готовы удалить сообщение со ссылкой на Ваш материал, при предъявлении прав на указанный материал. Пожалуйста используйте форму обратной связи.

Powered by vBulletin® Version 3.8.4
Copyright ©2000 - 2017, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
© Шансон - Портал - Все права защищены

Подпишитесь на нашу ленту новостей