Внимание! Регистрация на наш форум временно приостановлена. Для связи с администратором, используйте эл. почту

ШАНСОН - ПОРТАЛ Шансон - Портал - Галерея

ШАНСОН - ПОРТАЛ - ФОРУМ



Loading






Вернуться   Шансон - Портал - форум > Одесса музыкальная - вчера и сегодня > Легенды Одессы

Легенды Одессы Как зарождалось одесское искусство

Ответ
 
Опции темы
  #1  
Старый 21.07.2009, 20:10
Аватар для haim1961
haim1961 haim1961 вне форума
Администратор
Ветеран форума
 
Регистрация: 29.01.2008
Адрес: Израиль.г Нетания
Сообщений: 2,148
По умолчанию Мечут ряд колод «неверных» завитые шулера

Мечут ряд колод «неверных» завитые шулера

Валентин КРАПИВА




Это так Н.С. Гумилёв писал о второй древнейшей и первой нужнейшей профессии, какую, похоже, никогда не изжить. Зато в скучное перекидывание в картишки шулер вносит здоровый азарт, не даёт вашим карманам тяготиться лишними деньгами, а если, не дай Бог, вы причастны к казённым капиталам, то с лёгкой руки шулера те приходят в движение, например, переходят в его карман. А любой экономист вам скажет, что движение капиталов — это первое спасение от вредного застоя в экономике. Действительно, какой застой, когда вечером накануне ваш бизнес пошёл «ва-банк» и остался без копейки!

Интересную статистику приводит одесский краевед О. Губарь. В 1875 г. в Одессе проживало 200 тысяч жителей. Из них мещан, солдат и чёрного люда 130 тысяч — но эти в карты не играли, потому что не умели. Евреев было 65 тысяч — эти карт сторонились, потому что считали себя умными. Оставалось высшее общество и чиновники. Расход карточных колод (игра на деньги предполагала частую замену колод) показывает, какую сумму в год проматывало одесское общество — 2350000 рублей. Если учесть, что суммарные городские доходы в том же году составили 1198000, то можете сами прикинуть, как экономически активно жила Одесса. И всё благодаря картам.
Помогали обществу не расслабляться люди, которых по-доброму именовали «полированными шакалами», хотя в полицейских протоколах их называли прозаичнее — «шулерами».
И пока человечество изобретало электричество, совершенствовало машины, боролось с болезнями, шулеры с не меньшим энтузиазмом изобретали приёмы, как играть «наверняка». А иначе зачем тогда садиться за зелёный стол?! Тут важно было не просто поставить дело, а так поставить, чтобы жертва сама и с радостью пришла к ним в руки, а в идеале ещё и получила удовольствие от того, что её выпотрошили.




Ясное дело, что такое проделать где-нибудь в подворотне было неблагородно. В качестве идеала предполагался светский салон, который держала бы известная в городе хозяйка, не догадывающаяся (или делающая таковой вид) о том, что происходит за соседним столом, и изображающая, что ей это абсолютно по барабану. Поэтому чаще всего такой барабан функционировал в отдельной (т.е. в специальной, секретной) комнате.
Там и происходила демонстрация лучших достижений шулерского хозяйства. Первое и непременное условие: вначале шулер должен был проиграть. После чего выигравший у него благородный человек, т.е. его партнёр, оказывался повязанным по рукам своим благородством. Как это понимать? А так: «потерпевшей стороне» следовало дать шанс хоть частично вернуть свой проигрыш. Вот в этом зыбком «хоть частично» и заключался главный фокус.
В какой-то момент благородный человек сам оказывался в незначительном минусе, и тут к нему приходила «верная карта». Самое отвратительное, что придумали психологи, это угрызения совести. Как поступить в такой деликатный момент? Потерять своё или в очередной раз «огорчить» своего визави, сидящего по другую сторону ломберного стола? А визави, сломя голову, уж лез в капкан, и всё набавлял да набавлял. Как ему сказать: «Друг, остановись! Тебе конец!». В общем, приходилось забыть о благородстве и самому набавлять. А потом открыться и понять: вот теперь ты чист (не только морально, но и материально). То есть абсолютный ноль. То есть теперь самому надо забыть не только о наличных, что при себе, но и о тех, что на счету в банке. В такой момент так хотелось пойти домой и поплакать. Но какое «домой» — по большому счёту, домик ведь тоже тю-тю. Да, большой порой бывал счёт!
Хорошего мастера кормит не только совершенное владение азами профессии, но и хороший инструмент. Для шулера это ряд колод «неверных», как писал поэт. Это значит, что шулер должен видеть карту насквозь. Для этого карты «крапили» (ставили метки-крапинки), «гнули углы» (хитро отгибали углы), шли «на передержку» (снимали карту вниз и незаметно возвращали наверх колоды) и т.п. Но эти приёмы знали многие и следили за «собаку съевшим». Поэтому особым шиком было изобрести свой «верняк». Ну что ж, в Одессе жили изобретательные люди, и в этом она не отставала.




Некий Пиковый Король, работавший в Одессе под кавказского князя, был похож на восточного человека, как заяц на бегемота. Особенно странно выглядело на нём тёмное пенсне, которое его владелец объяснял рекомендацией врачей. А в действительности сей «князь» вот что изобрёл: смачивая головки фосфорных спичек, он метил ими карты. Фосфор блестел в темноте. Для того и нужны были чёрные стёкла очков.
Погорел этот ловчила как раз на своей кавказской легенде. Как горячий восточный человек он периодически демонстрировал свой темперамент. Тут бы знать меру, но однажды он с большим форсом запустил бутылкой в официанта, который будто бы подал вместо кахетинского вина какую-то бурду. А официант возьми да пригнись. Бутылка угодила в лампу. Стало темно. И тут все увидели, как светятся «верные» карты. Ну, одесситы люди не жадные, потому и князю засветили фонарь сначала под правым глазом, а потом для идеальной симметрии и под левым, потому что у кавказского человека всё должно быть идеальным.
Другой пройдоха, любитель лёгкой наживы, работал под местечкового еврея чуть не из самого Бердичева. То, что он был блондин, ещё можно было как-то простить, но голубые глаза для правоверного хасида — это было слишком. Но, видимо, именно эта нелепость благоприятствовала успеху в его скользком промысле. На такого «жирного фраера» легко выходили проевшие зубы каталы. Разыгрывался целый спектакль в духе
А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Правда, простотой там не пахло, а кто тянул на «мудреца», выяснялось только к концу пятого акта.
Итак, в гостинице «Петербургской», что стояла на Приморском бульваре под присмотром Дюка, «фраера» усадили понтировать и вмиг раздели на 800 рублей. А тот вдруг начал извиняться.




Сославшись на головную боль, вышел из игры, но предложил продолжить его честить на следующий вечер, тем более что он ждёт денежного перевода от отца из Бердичева — вот уж когда он разгуляется.
«Мудрецы» просто ликовали — счастье само пёрло в руки, а точнее, спешило из Бердичева. На следующий день, собрав всю свою наличность, они отправились на дело. «Фраер» просто из кожи лез, чтобы спустить все отцовы денежки. Сам предложил метать банк в штос (чёрное моё, красное – ваше). Возражений не было, тем более что «фраеру» сунули краплёную колоду.
Только счастье в тот вечер было тоже какое-то краплёное. Как ставка в 3 рубля — её берут «мудрецы», а ежели в 2000 — тут «фраеру» фарт. И вроде всё делалось по шулерским правилам, во «фраера» даже влили чуть не всё вино, что нашлось в буфетной. Он начал гусарствовать — бросил на стол 10 тысяч и крикнул: «ва-банк!». Шулеры не могли поверить своему счастью: вот он, финал, клиент спёкся! Пора ставить точку! И ответили. И в разыгрываемой пьесе вдруг наступила финальная немая сцена. «Фраер» взял всё, да ещё ему и должны остались.
Куда бежать? Кому жаловаться? Не в полицию же — сами в пуху. Поняли, что на коллегу напали. Только не равного, а с какими-то своими вывертами. Ничего не оставалось, как идти к тому высокому блондину с голубыми глазами на поклон: во всём сознаваться и просить хоть сколько-то денег «на обзаведение».
А он уж на вокзал укатил, чтобы ехать чуть ли не в Бердичев. На вокзале перехватили. Душу открыли, в ноги пали. Только не денег просили они, а секрет его удачи.
— Секрет? Извольте, — отвечал «фраер». — Весь секрет в том, что вы болваны!
Тут паровоз гудок дал. Но секрет, как вы понимаете, всё же был. Высокий блондин перед тем, как садиться играть, пропитывал свой сюртук спереди особой жидкостью. Стоило ему срезанной картой слегка провести по сюртуку, как он «видел» масть (помните, чёрную или красную). А уж зная масть противника, только болван может проиграть в штос.




Что интересно, приведенный факт подлинный, позаимствован из газеты «Одесский вестник» конца ХІХ века. А ещё более интересно, что потом, как химики ни бились, но секрет той «верной» жидкости так и не открыли. Видать, для этого надо было в Бердичеве родиться. А может, просто химики тоже люди, и тоже азартные. Да, за тот секрет Нобелевскую премию не дадут, а пару копеек в семью принести можно.

[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]
__________________
"МИР НА ФОРУМЕ"


Ответить с цитированием
Ответ


Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 
Опции темы

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход

Эл. почта администратора: - Главный сайт Шансон - Портала - Архив - Вверх

Внимание! Администрация Шансон – Портал – форума не несет ответственности за сообщения, размещенные участниками форума и за высказанные мнения в этих сообщениях. Так же администрация форума не несет ответственности за размещенные участниками форума ссылки, на какие либо материалы, расположенные на других Интернет ресурсах. Тем не менее, если Вы являетесь правообладателем материала, на который есть ссылка в каком либо сообщении Шансон – Портал – форума и считаете, что этим нарушены Ваши авторские или смежные права, сообщите пожалуйста администрации форума. Мы в кратчайшие сроки готовы удалить сообщение со ссылкой на Ваш материал, при предъявлении прав на указанный материал. Пожалуйста используйте форму обратной связи.

Powered by vBulletin® Version 3.8.4
Copyright ©2000 - 2017, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
© Шансон - Портал - Все права защищены

Подпишитесь на нашу ленту новостей