Внимание! Регистрация на наш форум временно приостановлена. Для связи с администратором, используйте эл. почту

ШАНСОН - ПОРТАЛ Шансон - Портал - Галерея

ШАНСОН - ПОРТАЛ - ФОРУМ



Loading






Вернуться   Шансон - Портал - форум > Одесса музыкальная - вчера и сегодня > Легенды Одессы

Легенды Одессы Как зарождалось одесское искусство

Ответ
 
Опции темы
  #1  
Старый 21.07.2009, 21:17
Аватар для haim1961
haim1961 haim1961 вне форума
Администратор
Ветеран форума
 
Регистрация: 29.01.2008
Адрес: Израиль.г Нетания
Сообщений: 2,148
По умолчанию Одесское ля-ля-фа

Одесское ля-ля-фа

Валентин КРАПИВА




Не секрет, что Рим стоит на семи холмах. А вот Одессе не повезло — нет у неё холмов. Но Одесса выход всё же нашла — Одесса стоит на семи нотах. Потому одесситы никогда не забывали предложение Остапа Бендера Кисе Воробьянинову «забить Мике баки» и неизменно были готовы «забить Риму гаммы».
В Одессе всегда много музыки. Она льётся отовсюду, даже из водопроводных кранов. Поскольку в Одессе воду часто перекрывают, одесские краны, пользуясь этими счастливыми моментами, поют. Одесситов это не удивляет, они понимают, что на одесских кранах сказалось пагубное влияние итальянской оперы.
Подобно тому как сегодня наши люди едут в Италию на заработки, так в начале ХІХ века итальянцы ехали за тем же в Россию. Чтобы приезжим было где на первых порах остановиться, в Одессе построили большое красивое здание с колоннами и портиком, точь-в-точь римский храм. А поскольку храм был построен, как обычно, без дозволения властей да ещё на Театральной площади, его решили считать храмом искусств, т.е. театром. Поэтому заселившим его итальянцам пришлось для видимости запеть. Получилось очень красиво. Ничего уже менять не стали, даже украшать, потому что украшением Одессы стала итальянская опера.




Правда, засилье в Одессе итальянской музыки, всяческих Перголезов и Чимарозов, раздражало некоторых местных славянофилов. Хотелось противопоставить этим Доницетти с их фальцетти что-то подлинно народное, не побоимся этого слова — русское. Но этому нигде не учили, а могли бы. Руки чесались открыть в Одессе консерваторию. Для этого в 1858 г. в Одессу приехал человек, сыгравший огромную роль в этом деликатном деле — Пётр Петрович Сокальский. И хоть по профессии он был химик, Сокальский люто не любил рояль, считая рояль типичным завсегдатаем салонов, растлевающим народ богемной жизнью. Очевидно, Пётр Петрович рассуждал примерно так: рояль чужд русской душе, потому что душа русского человека часто горит, а рояль горит долго. Обладая завидной ловкостью и силой, Сокальский с одного удара мог разобраться с любым роялем, и при этом не утратить всё лучшее из того, что таил в себе рояль, а именно: три уцелевшие струны. Из трёх струн и остатков рояля Сокальский делал любимые народом балалайки, которые народ любил даже больше, чем самого Сокальского.




И наконец кто-то там наверху решил, что человеку с балалайкой одна дорога — в консерваторию. Так в Одессе появилась первая на юге России консерватория. Но, к счастью, и рояли не отошли в забвение, причём это были инструменты самых востребованных фирм. Например, в «Пассаже» в музыкальном магазине торгового дома «Полякин и сыновья» можно было побренчать и даже приобрести «Блютнер», «Лапп Рих» или «Юлиан Фейлих».




Но особо популярным было, как тогда называлось, «Депо фортепиан вдовы Адольфа К. Шена». Там постоянно толпились покупательницы, которых привлекали не сами инструменты, а их чудесные возможности. Не секрет, что мадам Шен всего полгода брала уроки игры на фортепиано, и без проблем стала вдовой, причём, судя по мажорным нотам её биографии и опереточным аккордам её инструментов, вдовой весёлой.
Конечно, одесситы не замыкались в выборе музыкальных инструментов. Со свойственной им изобретательностью они искали. А кто ищет, тот всегда находит, причём там, где другим и не мечталось. Вот, скажем, в Одесском доме врача группа музыкально одарённых медработников решила создать входящий в моду с лёгкой руки Леонида Утёсова джаз-оркестр. Но где взять музыкальные инструменты? Пришлось с работы тащить всё, способное издавать музыкальные звуки. Оказалось, что самые неожиданные звуки издают кружки Эсмарха, и это при том, что злые языки опрометчиво отвели кружкам роль банальных клизм. Но усилиями одесских медэнтузиастов кружкам Эсмарха нашли применение совсем с иной стороны, стали дарить людям, может быть, не божественное наслаждение, зато точно джазовую музыку. Короче, вскоре оркестр, играющий на кружках Эсмарха, перебрался в Москву, в театр Колумба и зазвучал на его сцене, правда, это произошло уже в романе Ильфа и Петрова «12 стульев»

.


Но, ясное дело, особое народное признание получил граммофон. Изобретая его, Эдисон даже не догадывался, какую свинью он подкладывает человечеству. Граммофон занял почётное место в одесских домах, причём место, на которое прежде претендовал слегка парализованный дедушка. Для граммофона на лето снимали дачу, днём он отпугивал воров от брошенных на пляже вещей, а по ночам пробуждал в соседях первобытные инстинкты, короче, пробуждал ото сна и будил в утративших сон соседях зверя, исторгая нечеловеческую музыку пластинками со странным названием «Голос моего хозяина» и ещё более странной эмблемой: собака, заглядывавшая в трубу граммофона, потому что надеялась, что именно там сидит её хозяин. В одесских домах можно было встретить граммофоны от лучших мировых фирм: французской «Патэ», итальянской «Фонотипия» или же швейцарской «Мон Блан».
Из истории известно, что в Одессу неоднократно приезжал знаменитый бас Ф.И. Шаляпин. Но мало кто знает, что он приезжал не только попеть, но и послушать хорошую музыку, скажем, тогдашний одесский хит «Пупсик».
Так вот, «Пупсика» мы здесь вспомнили не случайно. Такой популярности, какая выпала «Пупсику» в начале ХХ века, не может присниться никому, даже пупсику Боре Моисееву. Просто процитируем Валентина Катаева, вспоминавшего старую Одессу: «Пупсик» насвистывали студенты и гимназисты, фланируя под шатрами одуряюще-цветущей белой акации; звуки «Пупсика» с криком вырывались из граммофонных труб; «Пупсика» играли в фойе иллюзионов механические пианолы с как бы сами собой бегущими клавишами».
Это естественно, достаточно вслушаться эту опереточную песенку, чтобы понять, что же так потрясало всех, даже Катаева: «Меня уже с пелёнок все пупсиком зовут. Когда я был ребёнок, я был ужасный плут. Пупсик, мой милый пупсик!». Божественно!
Не удивительно, что «Пупсик» стал гвоздём репертуара оркестра, игравшего на Николаевском (Приморском) бульваре в районе ресторана, на дверь которого то ли по-царски, то ли по-швейцарски указывал бронзовой рукой дюк
де Ришелье. Тем оркестром дирижировал маэстро Давингоф, который всегда, даже в лютый мороз, дирижировал заиндевевшей веткой туберозы. Дамы умирали от восторга.
Светило бульварной музыки маэстро Давингоф был чертовски изобретателен. Это именно он изобрёл дирижировать
оркестром, сидя на лошади. Правда,
выяснилось, что лошадь в музыкальном плане ничуть не уступает маэстро Давингофу. В конце концов, она резко перехватила инициативу. Размахивая хвостом, как
дирижёрской палочкой, лошадь повела
за собой оркестр. Когда же Давингоф
попытался восстановить себя в дирижёрских правах, восходящая музыкальная звезда отбила копытом не только такт оркестру, но и всю охоту дирижировать Давингофу.
Всё шло замечательно до 19-го такта, когда в оркестре зазвучала труба. Лошадь оказалась боевой и, заслышав трубу, тут же пошла в атаку на неприятеля, то есть на
оркестр. Но и оркестр тоже оказался военным и действовал тактически грамотно. Отбивая атаки неприятеля, он отступил сначала по лестнице в порт, потом на корабль, а затем и в Константинополь. Что вы хотите, шёл не только 19-й такт, но и 1919 год!
Вот уж был успех так успех! С оркестром, который не затихал с 1865 года и который уже в течение двух лет не могла заставить замолчать даже доблестная Красная Армия, лошадь разобралась за 19 тактов. Естественно, что её тут же стали приглашать поработать с крупнейшими европейскими оркестрами. Говорят, что именно в ходе этого триумфального турне родилось крылатое выражение «галопом по Европам».
Надеемся, мы не обманули тебя, читатель, и ты солидарен с нами, что Одесса — удивительно музыкальный город. По крайней мере, умевший своей специфической музыкальностью удивлять. Он и не мог быть другим. Под звуки фанфар Дерибаса был основан, в ритмах джаза Утёсова строился и под перезвон курантов Думы живёт. Так стоит ли удивляться, что в музыкальном городе живут припеваючи. А кому это не нравится, пусть не отчаивается — мы и ему на мобильный сбросим мелодию. Одесситы музыкальные, а не жадные.


[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]
__________________
"МИР НА ФОРУМЕ"


Ответить с цитированием
Ответ


Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 
Опции темы

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход

Эл. почта администратора: - Главный сайт Шансон - Портала - Архив - Вверх

Внимание! Администрация Шансон – Портал – форума не несет ответственности за сообщения, размещенные участниками форума и за высказанные мнения в этих сообщениях. Так же администрация форума не несет ответственности за размещенные участниками форума ссылки, на какие либо материалы, расположенные на других Интернет ресурсах. Тем не менее, если Вы являетесь правообладателем материала, на который есть ссылка в каком либо сообщении Шансон – Портал – форума и считаете, что этим нарушены Ваши авторские или смежные права, сообщите пожалуйста администрации форума. Мы в кратчайшие сроки готовы удалить сообщение со ссылкой на Ваш материал, при предъявлении прав на указанный материал. Пожалуйста используйте форму обратной связи.

Powered by vBulletin® Version 3.8.4
Copyright ©2000 - 2017, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
© Шансон - Портал - Все права защищены

Подпишитесь на нашу ленту новостей