Внимание! Регистрация на наш форум временно приостановлена. Для связи с администратором, используйте функцию "Обратная связь".

ШАНСОН - ПОРТАЛ Шансон - Портал - Галерея

ШАНСОН - ПОРТАЛ - ФОРУМ



Loading






Вернуться   Шансон - Портал - форум > Русский шансон > Александр Вертинский

Александр Вертинский Обсуждаем творчество Александра Вертинского. Поиск редких записей и других материалов

Ответ
 
Опции темы
  #1  
Старый 15.01.2010, 08:32
Аватар для haim1961
haim1961 haim1961 вне форума
Модератор
Ветеран форума
 
Регистрация: 29.01.2008
Адрес: Израиль.г Нетания
Сообщений: 2,148
По умолчанию Автограф Вертинского

Автограф Вертинского

Аркадий ХАСИН.



Я вспомнил эту историю, зайдя недавно в книжный магазин на Дерибасовской. Среди множества прекрасно изданных книг я увидел скромную книжонку с портретом на обложке Александра Вертинского. Называлась она «25 лет без Родины». Это была горькая исповедь знаменитого певца об эмиграции.

ИМЯ АЛЕКСАНДРА Вертинского было знакомо мне с детства. У нас дома был патефон, и самые любимые пластинки мамы с песнями Вертинского. Доставали их тогда, как говорили в Одессе, «из-под полы». За прослушивание этих пластинок, как и записей другого эмигранта Петра Лещенко, можно было иметь большие неприятности. Поэтому, когда мама заводила патефон, она плотно закрывала выходившие во двор окна нашей квартиры.
Вертинский пел о «бананово-лимонном Сингапуре», о продуваемом океанскими ветрами далеком Сан-Франциско, и уже тогда в детстве, эти песни зародили во мне мечту стать моряком, повидать эти края.
Мечта сбылась. Плавая много лет механиком на судах Черноморского морского пароходства, я повидал и Сингапур, и Сан-Франциско. Но, кроме того, имел счастье встретиться с самим Вертинским. Но прежде чем рассказать об этой встрече, хочу добавить, что любовь моей матери к песням Вертинского поддерживала нас в страшные годы фашистской оккупации.
Представьте занесенный снегом концлагерный барак, где одна надежда не замерзнуть в этом жутком жилище — сгрудиться вокруг еле дышащей теплом глиняной печки. Кутаясь в лохмотья, прижимаясь друг к другу, обездоленные люди, чья вина состояла лишь в том, что они родились евреями, глядя на слабый, но живительный огонь, начинали вспоминать довоенную жизнь. И во время таких воспоминаний кто-то тихонько начинал петь. Все умолкали, слушали, а потом начинали подпевать.
В такие вечера, зная любовь моей матери к песням Вертинского, ее просили спеть что-нибудь из репертуара любимого певца. И мама простуженным голосом начинала: «Ваши пальцы пахнут ладаном, на ресницах спит печаль, ничего уж вам не надобно, никого уж вам не жаль...» Эту песню Вертинский написал на смерть Веры Холодной, которая умерла в 1919 году в Одессе, и моя мама была на ее похоронах...
А ТЕПЕРЬ О ВСТРЕЧЕ с Вертинским. Было это летом 1946 года. Я закончил мореходную школу, и с группой судовых мотористов, выпускников школы, был направлен на работу в ЧМП. Но вакансий не было, и мы болтались без дела. Но я не унывал. Днем загорал на Ланжероне, а по вечерам бежал в Городской сад, где открылся Летний театр. Там выступали приезжавшие тогда в Одессу Клавдия Шульженко, Леонид Утесов, Эдди Рознер, Миронова и Менакер и другие кумиры первых послевоенных лет. Денег на билеты у меня не было, но вместе с другими, такими же, как я, ребятами, взбирался по пожарной дестнице на крышу соседнего с Летним театром дома, откуда сцена театра была видна, как на ладони.
И вот однажды я увидел в Городском саду афишу «Александр Вертинский». Возле нее толпились одесситы, обсуждая это событие. В газетах я уже читал, что советское правительство разрешило Вертинскому вернуться на Родину, и что во время войны он отдал все свои сбережения Красной Армии. И вот он в Одессе!
На первый концерт прославленного певца я даже на крышу попал с трудом. Помимо нас, ребят, туда забрались и взрослые. Билетов в кассах не было. И пока Вертинский не вышел на сцену, мы слышали свистки милиционеров, отгонявших от забора безбилетников, мечтавших послушать любимого певца.
Зал встретил его оглушительными аплодисментами. И он — высокий, элегантный — стоял, улыбаясь, словно купаясь в этом освежающем душу зрительском восторге. Наконец зал затих, и Вертинский сказал: «Я счастлив петь в Одессе, с которой расстался много лет назад. Я счастлив быть в этом прекрасном городе снова!». И запел.
Пел он, чуть грассируя, взмахивая руками, и зал, да что зал, сотни людей, собравшихся в тот вечер в Городском саду и даже на Дерибасовской, слушали его, затаив дыхание. Пел он долго. И «Маленькую балерину», и «В бананово-лимонном Сингапуре», и «Бразильский крейсер», и «Ваши пальцы пахнут ладаном», и «Что за ветер в степи молдаванской».
В конце концерта он объявил, что исполнит песню, которую написал по возвращении на Родину, и посвящена она стране, победившей гитлеровскую Германию. Закончил он эту песню словами, которые помню до сих пор: «О, Родина моя! В своей простой шинели, в пудовых сапогах, детей своих любя, ты поднялась сквозь бури и метели, спасая мир, не верящий в тебя!» После этих слов ему устроили настоящую овацию. Я так хлопал и кричал «браво!», что чуть не свалился с крыши.
На следующее утро я пришел в отдел кадров пароходства и узнал, что нашу группу посылают на судоремонтный завод убирать территорию. Завод находился на Пересыпи. Опаздывать на работу было нельзя, за опоздания судили. На другой день я встал в 6 утра. Троллейбусы тогда не ходили, и к проходной завода мне нужно было добираться пешком.
Пройдя Пушкинскую, вышел на Приморский бульвар. Он был безлюден. Только возле гостиницы «Лондонская» белел фартук дворника, подметавшего мостовую.
Дойдя до Потемкинской лестницы, я вдруг увидел высокую фигуру Вертинского. Он смотрел на море.
Поравнявшись с певцом, я неожиданно для самого себя выпалил: «Доброе утро, товарищ Вертинский». Он рассеянно улыбнулся и, слегка картавя, сказал: «Приятно в столь ранний час услышать чудесное слово «товарищ». Сказал он это с чуть легкой иронией, но тут же серьезно добавил: «Вы так молоды, откуда же вы меня знаете?».
Волнуясь, я рассказал ему о любви моей матери к его песням, и как она пела их даже в концлагере. Со словами «Боже... вы пережили этот кошмар?» — певец вынул из бокового пиджака записную книжку и авторучку. Написав несколько слов, вырвал листок и протянул мне. По этой записке, объяснил мне, меня и маму пропустят в зал, где он будет давать свой последний концерт.
Можно представить, с какой радостью я помчался по Потемкинской лестнице вниз, на завод, а после работы к маме. Но каково было наше разочарование, когда перед началом концерта, выстояв ко входу в Летний театр очередь, мы были остановлены злой билетершей, которая никаких записок не хотела читать, а требовала «нормальные билеты». На крик контролерши подошел администратор. Взяв из рук мамы записку, он прочитал ее и, не говоря ни слова, повел нас за собой. Усадил в первом ряду партера возле каких-то представительных особ, пожелал приятного вечера.
И только после концерта, выходя из театра с заплаканными от счастья глазами, мама спохватилась — где же записка? Она осталась у администратора. Сохранись она, я бы вклеил ее в книжку «25 лет без Родины», купленную на Дерибасовской, и мемуары прославленного певца были бы у меня с его автографом. Но Бог с ней, с той запиской, судьба подарила мне больше — встречу с самим Вертинским!



[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]
__________________
"МИР НА ФОРУМЕ"


Ответить с цитированием
  #2  
Старый 15.01.2010, 08:43
Аватар для Georgo
Georgo Georgo вне форума
Юниор
 
Регистрация: 28.12.2009
Адрес: Skierniewice, Polska
Сообщений: 16
По умолчанию

Цитата:
<< «Ваши пальцы пахнут ладаном, на ресницах спит печаль, ничего уж вам не надобно, никого уж вам не жаль...» Эту песню Вертинский написал на смерть Веры Холодной, которая умерла в 1919 году в Одессе, и моя мама была на ее похоронах...>>

" Ув. Дмитрий, спасибо за размещение столь интересного материала. В статье есть небольшая неточность. Песню "Ваши пальцы пахнут ладаном" Александр Вертинский сочинил в 1916 году и посвятил "Королеве экрана Вере Холодной". Артистка возмутилась и категорически потребовала посвящение снять. После смерти артистки в 1919 году в Одессе Вертинский посвящение вернул. Песня оказалась пророческой."
Ответить с цитированием
  #3  
Старый 15.01.2010, 21:12
Аватар для Georgo
Georgo Georgo вне форума
Юниор
 
Регистрация: 28.12.2009
Адрес: Skierniewice, Polska
Сообщений: 16
По умолчанию ЕЩЁ ОБ ОДНОЙ ВСТРЕЧЕ С АЛЕКСАНДРОМ ВЕРТИНСКИМ.

Дорогой Дмитрий, спасибо за "Автограф Вертинского" Интересный и не банальный материал. Не всегда Вертинский проявлял такую человечность. Наигранная барственность, надменность, показной аристократизм, который, по свидетельствам знавших его, ощущался на каждом шагу при общении с ним - это была попытка защитить легко ранимую душу "ежёвыми иголками".

Вот описание другой встречи с Вертинским на концерте в гор. Грозном.


<<....А старый театр располагался напротив 2-й школы. Уютный зал, уютные фойе, в цокольном этаже непременный буфет. В нашем театре, именно в этом здании, начинали когда-то работать Иннокентий Смоктуновский, Леонид Броневой, Георгий Гладких и некоторые другие, выпавшие сию минуту из памяти. Приезжали к нам с гастролями кумир начала 50-х Михаил Александрович, обладатель чудесного, прямо итальянского голоса, в 1954 году, летом, приезжал Александр Вертинский и я был на его концерте. Зал был, конечно, полон - ещё бы, Вертинский! Помню, его попросили исполнить популярных в то время «Журавлей», на что Вертинский, прочитав вслух записку с просьбой, извинился и отказался, сказав: «это продукт господина Лещенко». По-моему, Пётр Лещенко был тогда ещё жив, хотя умер именно в 1954 году в Румынии.
Что касается отказа Вертинского исполнить "Журавлей" Лещенко на этом концерте, то мы все поняли, как нам казалось, причину. Дело в том, что Вертинскому незадолго до этого разрешили вернуться в СССР, а Пётр Лещенко был тогда "под запретом" - видимо, Вертинский боялся скомпрометировать себя, вот и всё. Вертинский и Лещенко выступали в разных жанрах эстрады. Лещенко исполнял танго (для него специально писал "король" танго Оскар Строк), бытовые и городские романсы и "цыганщину". Когда в 1944 году советские войска вошли в Румынию, Лещенко давал концерты в госпиталях, воинских гарнизонах и офицерских клубах. Умер он в 1954 году в Румынии. Вертинский же пел печальные и меланхолические, грациозные песенки, выбрав на долгое время имидж Пьеро с набелённым лицом, ярко накрашенными губами и кружевном жабо.>>


("Грозный: от позапрошлого века до нынешнего." Федосеев Станислав Михайлович. <[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]>)

Мог бы Вертинский не вводить зрителей в заблуждение, приписывая "Журавли" Петру Лещенко. Ведь "Журавлей" Пётр Лещенко никогда не исполнял. Мог бы сказать зрителям горькую правду: "Простите, но я пою только то, что мне разрешил Главрепертком. Вот сидит в первом ряду партийный цензор с блокнотом в руках и контролирует. К нему и обращайтесь." Нет, не мог сказать, боялся, как и многие боялись. Из страха за себя и свою семью cочинил Вертинский оду Великому Вождю и Учителю, но ведь и другие сочиняли, даже те, которые усатого диктатора ненавидели. Страх всегда являлся самым верным союзником всякой тирании.
В эмиграции Александр Вертинский ни словом, ни полсловом не реагировал на проникавшие на запад сведения о войне, которую развязала тоталитарная система власти против собственного народа. Боялся неосторожным словом лишить себя возможности возвращения на Pодину. Предпочитал молчать, а может, действительно, наивно верил в гуманность большевизма. В далёком Сан-Франциско сочинил песню "О нас и о Родине"
:

А она цветёт и зреет,
Возрождённая в Огне,
И простит и пожалеет
И о вас и обо мне!..

О об этом "цветeнии" в СССР распространялся менее оптимистический стишок:

А страна моя родная
Вот уже который год
Pасцветает, расцветает -
И никак не расцветет!

Родина могла любить и жалеть, да и то лишь тайком, и Александра Вертинского и Петра Лещенко и многих других, лишившихся отчего дома русских талантов. Но их судьба зависила не от воли народа, а от произвола кремлёвских палатинов. Ох, как мешали Вертинскому видеть правду его розовые очки. Жизнь излечивает от иллюзий, через десяток лет, прожитых "в стране всеобщего счастья" он, наконец, поймёт: "Всё фальшь. Всё демагогия! Надоело!" Познакомившись с содержанием доклада Никиты Хрущёва на двадцатом съезде КПСС он выплескивает боль души в письме жене Лиле, высланном из Иркутска 27 марта 1956 г.:
"Очень тяжело жить в нашей стране. Если бы меня не держала мысль о тебе и детях, я давно бы уже отравился или застрелился. (...) Всё фальшиво, подло, неверно. Всё - борьба за власть одного сумасшедшего маньяка. Кто, когда и чем заплатит нам, русским людям и патриотам за "ошибки" всей этой сволочи. Доколе они будут измываться над нашей родиной?"


Александр Вертинский, как и Пётр Лещенко, самозабвенно любил Россию.
Чиновникам от культуры не удалось поставить талант великого артиста на службу "единственно верной" идеологии. В одном из своих стихотворений он писал:

О всех обиженных, усталых, позабытых
Напоминает миру песнь моя,
И много в ней людских мечтаний скрытых,
И много жалоб в книгу Бытия...

Удивительный талант Александра Вертинского - дар от Бога, он отдал этот дар своему народу и всему миру.

Последний раз редактировалось Georgo; 15.01.2010 в 22:19
Ответить с цитированием
  #4  
Старый 17.01.2010, 14:55
Аватар для Georgo
Georgo Georgo вне форума
Юниор
 
Регистрация: 28.12.2009
Адрес: Skierniewice, Polska
Сообщений: 16
По умолчанию ВОСПОМИНАНИЯ В.РАЗУМНОГО О А.Н. ВЕРТИНСКОМ

В Москве затемненной...

Вьюжной зимой 1943 года,в полуголодной, но уже предпобедной Москве, в старой квартире на Тверской у разогретой добела печурки-времянки я наслаждался непривычном покоем. Не было в те дни занятий со взводом "всевобуча", который я как фронтовик-офицер готовил к будущим боям. Не было и лекций в Инженерно-строительном институте, приютившем меня вопреки запрету принимать в число студентов кадровых военных.
И вдруг - телефонный звонок, охрипший, сбивчивый голос друга детства и юности отца, непризнанного и поныне тонкого живописца Амшея Нюренберга. Он говорил быстро и невнятно: о морозе в его мастерской на Масловке, о рваных валенках, о заносах у стадиона " Динамо ". Наконец, осознал смысл происходящего - в Москву приехал Александр Вертинский, любовь и легенда многих поколений русской интеллигенции, а все старые друзья его - либо в отъезде и эвакуации, либо попросту не успевают добраться до вокзала. Он же ждет их, не хочет сразу же отправляться в номер " Метрополя ".
Не знаю, побил ли я тогда мировой рекорд по бегу, но уже через несколько минут был на Белорусском, на том самом, который открыл перед моими сверстникими-москвичами и мною дороги войны. Александр Николаевич одиноко стоял у выхода с перона, помахивая отходившей от него группе людей. Не помню, что я говорил кумиру нашей юности, песнями которого мы все заслушивались. Мы пошли по направлению к Садово-Триумфальной. Я, напрочь лишенный дара речи, все время смотрел на великого артиста, выразительно - монументального. Выговорил у Благовещенского переулка:" А вот здесь мы живем! Может быть, зайдете на минуту, обогреетесь? ". Только теперь, на склоне лет, понял, что квартира эта была хорошо знакома Александру Вертинскому, ибо она была до революции и в первые послереволюционные годы частью принадлежавшей отцу известной студии " Кино-Москва "
И вот он в комнате - мастерской моего отца кинорежиссера Александра Разумного, его друга с юных лет. Среди антикварных вещей и полотен -уникальнй концертный рояль " Рениш ". Два-три раза потерев руки над огнем, взглянув на шедевры древних китайских резчиков по дереву и кости Вертинский с таинственной, лишь ему присущей артистичностью присел у рояля. Аккорд, еще аккорд - и вдруг тихо, словно из приглушенного патефона, полилась песня. Нарастали до фортиссимо звуки, вызывая в душе веру, жажду красоты и любви..
Стук в дверь, тревожный и упорный, не остановил погруженного в музыку артиста, исполнявшего первую песню на русской земле, плотью от плоти он который был и всегда оставался. На пороге - соседка, Елена Ивановна Минаева, члены семьи которой в конце тридцатых годов были репрессированы.
"Володенька,- тихо проговорила она. - не заводи Вертинского так громко. Ведь люди разные вокруг...- И тут же добавила: Но патефон не выключай, а сделай чуть потише. Ведь это - его песни ".
А за стеной пел Вертинский, пел так, что в темном доме зажигались тусклым светом еще оклеенные наивными бумажными крестами окна, одно за другим, от этажа к этажу, словно общенародный салют гению России...

ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ РАЗУМНЫЙ
< [Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]>
Ответить с цитированием
  #5  
Старый 18.01.2010, 17:15
Аватар для haim1961
haim1961 haim1961 вне форума
Модератор
Ветеран форума
 
Регистрация: 29.01.2008
Адрес: Израиль.г Нетания
Сообщений: 2,148
По умолчанию На концерте А.Н.Вертинского

Это письмо я получил еще в ноябре 2008 года. От известного знатока и коллекционера.

Добрый день,Дмитрий!
Знаю,что вы любите воспоминания о певцах.
Тогда расскажу Вам впечатление об одном концерте А.Н.Вертинского
на котором мне посчастливилось присутствовать
Попал я туда не совсем случайно. Семья в которой я воспитывался
была интеллигентная. Бабушка была актриса МХАТа,дружила с некоторыми
очень известными людьми.
Концерт Вертинского состоялся в 1956 году в ЦДРИ.
Столько лет прошло,а помню всё как- будто было вчера
В зале было очень мало молодежи.Большинство состояло из
женщин,которые очевидно помнили Вертинского еще с дореволюционных
времен. На эстраду вышел человек с усталым лицом во фраке.
За роялем был аккомпаниатор Брохес(который кстати так пел под
Вертинского,что иногда трудно и отличить. У меня сохранились
его записанные на пленку воспоминания)
Каждая песня воспринималась залом с упоением.Особнно много
аплодисментов вызвали МАДАМ УЖЕ ПАДАЮТ ЛИСТЬЯ и СЕРОГЛАЗОЧКА
К сожалению голос иногда А.Н. подводил. Особенно трудно было
тянуть высокие ноты,голос как бы вибрировал и чувствовалось,что
пение даётся с большим трудом. Но что поразило,это жестикуляция.
Очень красивые и плавные движения в такт. Зал требовал петь ещё
и ещё. Причем назывались вполне конкретные песни. Так Вертинский
очень трогательно спел НАД РОЗОВЫМ МОРЕМ. Были в концерте и
песни советских авторов. Так была исполнена песня на слова Льва
Никулина- Ты уходишь в далекие страны (эта запись у меня
сохранилась,хотя ни в один из дисков не вошла)
Я всё думал исполнит ли он свою песню о Сталине -ВЕСЬ СЕДОЙ КАК
СЕРЕБРЯНЫЙ ТОПОЛЬ ОН СТОИТ, ПРИНИМАЯ ПАРАД (Кстати,запись
есть,но она по не совсем понятным причинам
почему-то стыдливо изьята из всех сборников песен
Вертинского) Но нет,эта песня не прозвучала,хотя культ личности
тогда еще осужден не был
Некоторые песни А.Н. исполнял ,как-бы иронизируя над собой
МАРЛЕН ИЗ ГОЛЛИВУДА и БЕЗ ЖЕНЩИН,вызывая смех в зал
Весь концерт продолжался около часа. Публика расходилась под
большим впечатлением и многие жалели,что не смогли услышать
свои любимые песни. А где их можно было тогда услышать?
Только на концертах. Пластинки,выпущенные за границей были
редкостью,а в СССР издалось очень ограниченное количество
И скажу еще,что это на самом деле совершенно разные
впечатления - слушать пластинку или видеть певца вживую
Вот такие впечатления у меня остались от этого концерта
Всего доброго
Ник
__________________
"МИР НА ФОРУМЕ"


Ответить с цитированием
Ответ


Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 
Опции темы

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход


Внимание! Администрация Шансон – Портал – форума не несет ответственности за сообщения, размещенные участниками форума и за высказанные мнения в этих сообщениях. Так же администрация форума не несет ответственности за размещенные участниками форума ссылки, на какие либо материалы, расположенные на других Интернет ресурсах. Тем не менее, если Вы являетесь правообладателем материала, на который есть ссылка в каком либо сообщении Шансон – Портал – форума и считаете, что этим нарушены Ваши авторские или смежные права, сообщите пожалуйста администрации форума. Мы в кратчайшие сроки готовы удалить сообщение со ссылкой на Ваш материал, при предъявлении прав на указанный материал. Пожалуйста используйте форму обратной связи.

Powered by vBulletin® Version 3.8.4
Copyright ©2000 - 2017, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
© Шансон - Портал - Все права защищены

Подпишитесь на нашу ленту новостей