Внимание! Регистрация на наш форум временно приостановлена. Для связи с администратором, используйте эл. почту

ШАНСОН - ПОРТАЛ Шансон - Портал - Галерея

ШАНСОН - ПОРТАЛ - ФОРУМ



Loading

  #1  
Старый 19.01.2010, 20:44
Аватар для Maya Rozova
Maya Rozova Maya Rozova вне форума
Участник
 
Регистрация: 25.08.2008
Сообщений: 201
По умолчанию ИСКАТЕЛИ СЧАСТЬЯ

Пиня: Скажите, пожалуйста, сколько, приблизительно, конечно, может стоить такой пароход?
Человек в кепке: Не знаю. Вы что, хотите купить?
Пиня: Нет, так, просто… интересно.



Фильм «ИСКАТЕЛИ СЧАСТЬЯ», я не смотрела и знакома с содержанием только по рассказам папы, но прекрасно помню музыку, хохмы и, конечно, имена персонажей, так как очень часто именами героев фильма нарекали мы окружающих нас людей. «ШЛЁМА» – стал синонимом недалёкого увальня, шлимазла, «ПИНЯ» – этакого юркого, не совсем чистого на руку, пройдоху, но и неудачника. А «тётей ДВОЙРОЙ» нарекали особей женского пола, с ярковыраженными еврейскими местечковымы манерами, замашками или говором, в независимости от возраста.
Случайно наткнувшись на этот короткий рассказ, я решила собрать материальчик и поведать вам, да и самой себе, историю этого фильма и связанные с ним, тревожные события тех смутных времён.


ИСКАТЕЛИ СЧАСТЬЯ,
ИЛИ ВОСПОМИНАНИЯ ОЧЕВИДЦА



Анатолий КОЗАК, журналист, прозаик, драматург



Шестьдесят пять лет назад на киноэкранах СССР появилась уникальная в своем роде картина – «Искатели счастья». Эта лента рассказывала о евреях, приехавших в поисках долгожданного благополучия, спокойной трудовой жизни из Соединенных Штатов в Биробиджан...



«ВЫ ХОТИТЕ ИМЕТЬ МЕНЯ ЗА ЗЯТЯ?»


Жарким летом 36-го года – подумать только! – уже прошлого века по одной из самых оживленных одесских улиц – Дерибасовской в самом ее центре, там, где знаменитые Городской сад и кондитерская, расположившаяся в первом этаже старинной гостиницы «Московская», бежал, задевая прохожих, тяжело топая, задыхаясь и пыхтя, высокий и очень грузный человек...
Нет, это не был любитель спортивных пробежек и уж тем более, как говорили в Одессе, не «малахольный», впавший в состояние нездоровой резвости дебил. Напротив, этот человек был вполне респектабельный, интеллигентный, мало того, весьма прославленный в те годы. Он прибыл в город на съемки нового фильма Одесской киностудии, а теперь бежал, спасаясь от обыкновенной шпаны – группы пацанов. Они преследовали его уже довольно долгое время и вопили во все горло: «Шлё-ма! Шлё-ма!»
Улица реагировала на эту сцену чисто по-одесски: люди хохотали, аплодировали, кто-то присоединялся к мальчишкам: просто все понимали, что таким образом ребятня выражает свою любовь к исполнителю одной из главных ролей в нашумевшем тогда фильме «Искатели счастья».
– Вейзмир, – послышался чей-то голос, – это же Пиня из кинокартины!
– Не Пиня, а Шлёма. Вы что, мадам, не узнали этого ёлда?..
Должен признаться, я тоже был в той компании фанатов на Дерибасовской, и картина эта со всей четкостью сохранилась в моей памяти по сей день. Бедный столичный актер Бий-Бродский! Помню, уже ближе к Ришельевской ему удалось, наконец, забежать в рыбный магазин, где он сразу же нырнул в кабинет директора. А нам ничего не оставалась, как поджидать свою жертву на улице.
Прошло, наверное, добрых полчаса, но артист все не появлялся. Тогда самый смелый из нас, окончательно потеряв терпение, вошел в магазин и крикнул в сторону директорского кабинета самую полюбившуюся нам в фильме реплику Шлёмы: «Тетя Двойра, вы хотите иметь меня за зятя?»
Вместо артиста на этот зов вышел продавец в клеенчатом фартуке, осыпанном рыбьей чешуей, и доверительно сообщил, что «товарищ Шлёма» давно уже ушел через черный ход и «пьет в гостинице чай с бубликами». Никогда не забуду, как нас расстроило это сообщение, особенно почему-то такая подробность, как «бублики». Продавец ушел, а кто-то из ребят уже искал булыжник покрупнее, чтобы метнуть его в витрину. Стекло магазина спасло неожиданное появление пожарных машин, которые с воем сирен и грохотом промчались в сторону Садовой. Мы, разумеется, бросились вдогонку: поглазеть на пожар было не менее интересно, чем разыскивать «живого» Шлёму...
Однако поговорим о фильме, из-за которого артист Бий-Бродский был просто обречен на такую любовь. Это была прелестная веселая комедия, сыгранная великолепными актерами и буквально нафаршированная остроумными репликами, каламбурами, а также богато «сдобренная» чудесными песнями несравненного Исаака Дунаевского. Но вот что едва ли не в первую очередь принесло фильму, как принято говорить, оглушительный успех, так это то, что картина была еврейской – от первого до последнего кадра, и в ней фигурировали самые что ни на есть типичные персонажи популярных еврейских анекдотов и местечковых легенд!
Была ли эта лента первой еврейской, созданной в России? Нет. История отечественного кинематографа сообщает нам о достаточно большом количестве немых фильмов, посвященных еврейской жизни, снимавшихся в стране в дореволюционные годы.Определенное количество документальных и художественных фильмов о жизни советских евреев было снято и после Октября. Но ленты эти не были замечены массовым зрителем, тираж их был крайне мал, в большие кинотеатры они чаще всего не попадали. Если можно так выразиться, это был штучный товар, а не ширпотреб в хорошем смысле этого слова.
В период же бурного расцвета советского кино, я имею в виду 30-е годы, когда нас буквально потрясли, ошеломили и пленили на всю оставшуюся жизнь «Чапаев», «Мы из Кронштадта», «Цирк», «Веселые ребята», «Девушка с характером», «Депутат Балтики», «Подкидыш», «Семеро смелых», «Волга-Волга» (этот волшебный список можно продолжать и продолжать), появление на киноэкранах какого-нибудь дяди Сруля или тети Песи выглядело бы скандально. Какие такие в кино «еврейчики», когда перед нами разыгрываются героические сюжеты с бравыми моряками, скачут на лихих конях боевые командиры, поют и пляшут волжские рыбаки, охраняют любимого Ильича неустрашимые большевики-подпольщики, выслеживают и ловят шпионов-диверсантов бдительные пограничники?!
Еврейская тема (так во всяком случае казалось) выглядела бы на киноэкране в те времена совершенно нелепо, если не вызывающе и неприлично. При том, что авторами тех самых шедевров, которыми восхищалась вся страна, были зачастую евреи – режиссеры, операторы, сценаристы, художники... Но попробовали бы вы тогда предложить Юлию Райзману, Михаилу Ромму, Абраму Роому, Григорию Рошалю или Марку Донскому заняться постановкой фильма на еврейскую тему!.. Любой бы из них решил, что вы человек, от которого лучше держаться подальше: провокатор-стукач или умалишенный.
...И тут на киноэкраны вышла картина «Искатели счастья». Само это название каких-то уж особенных неожиданностей не предвещало. И первые зрители поплелись в кинотеатрыпозевывая, просто так: новая же картина... Скепсис объяснялся еще и тем, что ленту создали не «Мосфильм» и не «Ленфильм», а Белорусская киностудия. Завзятые одесские киноманы уныло заняли места в полупустом зале кинотеатра имени Короленко, мысленно уже прикидывая, куда через некоторое время сбежать: на американскую комедию с Гарри Ллойдом или еще раз посмотреть «Чапаева»?.. Но когда в первых же кадрах один из героев фильма Пиня Копман с особой интонацией спросил: «А сколько может стоить этот пароход?», а потом зрителям-одесситам заулыбался с экрана неуклюжий увалень Шлёма – самый настоящий «ёлд» из местечковых историй, и тетя Двойра стала вспоминать свою убогую жизнь, а затем мелькнул очаровательный еврейский профиль красавицы Розы, зал определенно испытал что-то очень близкое к шоку... Через полтора часа – только закончился сеанс – в наш двор ворвался Нюмка Зильбер, всегда первым «снимавший пробу» с нового фильма, и закричал так, чтобы его мог слышать весь дом, все четыре этажа, все раскрытые, как это принято летом в Одессе, окна:
– Пацаны-ы-ы! Выходи поскорее! Айда в кино-о-о! Вы знаете, что там показываю-ю-ют?! Не-е-е, вы даже не представляете!!! – голос его захлебнулся.
– Шо ты разорался? – лениво шагнул на балкон в одних трусах наш дворовый атаман Марик Укк. – Ну и шо там показывают?
– Та ты себе даже не можешь представить, Мара!.. – весь вид Нюмки свидетельствовал о том, что он переполнен каким-то необычайным переживанием.
– А ты шо, бекицер не можешь? Не тяни кота за хвост.
Нюмка сделал драматическую паузу и наконец выпалил:
– Пацаны, это кино знаете про кого? Про евреев!!! Да еще какое! Классное! Одни евреи! Хохмят, песни поют, любовь крутят... Там и пограничники есть... Вы как хотите, а я побежал второй раз смотреть!
Что тут поднялось!.. Комедия про евреев да еще и с участием пограничников! Через две-три минуты весь наш двор бежал в кино. Последним несся Мара Укк: не успев надеть брюки, подскакивая на одной ноге, он натягивал их уже на улице, на ходу, что, кстати, здорово подорвало в дальнейшем его авторитет.
С этого дня все одесские кинотеатры буквально ломились от публики. Во дворах, на улице, а осенью и в школе без конца звучали шуточки и словечки из фильма, распевали песни Дунаевского, картину смотрели по многу раз, словно все еще не могли поверить своим глазам или хотели заучить наизусть до последнего слова, жеста...




НЕ ТОЛЬКО ОДЕССКИЙ ПАРАДОКС



Надо отметить, на мой взгляд, очень значимую деталь: «Искатели счастья» смотрели не только евреи, фильм сводил с ума всех – русских, украинцев, молдаван, немцев, которых в городе и особенно в его окрестностях было немало, – всю разноплеменную Одессу. Я не помню ни одного одессита, который отозвался бы непочтительно о фильме и его персонажах, и герои биробиджанской истории буквально вошли в одесскую жизнь. Помню, в школе у нас был мальчишка-украинец, которого после этой картины прозвали «Пиня», а к моей соседке по лестничной площадке пристало прозвище «тетя Двойра». Словом, эта уникальная в своем роде комедия явилась прекрасным интернациональным призывом к еще большему объединению всех рас и народов, населявших тогда СССР. В конце концов, в этом не было ничего странного: Одесса вообще в те годы не знала словечка «жид», более того, смешанные браки отошедших от иудейских традиций евреев с христианами стали повальным явлением. Я прекрасно помню деревни под Одессой, где украинцы, жившие бок о бок с евреями, свободно говорили на идише.
Но парадокс не в этом. Всего-навсего пять лет спустя не обожаемого артиста, блестяще сыгравшего роль в прославленном фильме, а одесских евреев погнали по Ришельевской улице в сторону вокзала – в концлагерь. Вдоль всей улицы стояли, как это бывало во время демонстраций, те, кому жить при гитлеровцах было разрешено, и наблюдали, как их соседей гонят неведомо куда...
Жалкие, насмерть перепуганные еврейские женщины тянули за руку ребятишек, узелки с пожитками мешали крепче удерживать детей, поддерживать стариков; некоторые своих больных, немощных родичей волокли на матрасах...
После войны мне рассказывали, что некоторые из зрителей срывали с евреек кто шаль, кто кофточку, приговаривая: «Не обижайся, Сар-рочка, тебе это все равно уже не пригодится!» А ведь совсем недавно и те и другие вместе смотрели «Искателей счастья» и смеялись, и плакали сообща, искренне переживая все перипетии еврейской киноистории... Уверен, среди самых отъявленных негодяев-карателей, добровольно записавшихся в подручные оккупантам, были и те самые немцы-колонисты из пригородных сел, которым так полюбились песенки Исаака Дунаевского...
Как это совместить, как осознать?..
Но если б такое было только в Одессе!
Разве киевляне не провожали своих евреев свистом и улюлюканьем в Бабий Яр?..
Размышляя над этим фактом, я снова утверждаюсь в мысли, что значение воспитательной роли искусства сильно преувеличено. И в то же время я глубочайше убежден, что мои сверстники, ребята с нашего двора, тысячи и тысячи солдат, погибая в Великую Отечественную, сохраняли в душе прекрасные образы нашего кинематографа, среди которых были и евреи, ищущие счастья в таежных поселках Биробиджана...
Между прочим, картину поставил русский режиссер, хотя многим евреям в те годы хотелось думать, что ее, конечно же, создал их соплеменник. Сегодня с колоссальным опозданием мы, евреи, должны низко поклониться Владимиру Владимировичу Корш-Саблину за его творческий подвиг. Я не оговорился: постановка еврейской картины в те времена – это был подвиг! Более того, режиссер всегда утверждал, что работа над «Искателями» была самой радостной в его творческой биографии, и он всегда считал, что это одна из его удач.







КОРШ - САБЛИН


Я не случайно подчеркиваю «нееврейство» Корш-Саблина. История мирового кино насчитывает сотни фильмов на еврейскую тему. Трагедии еврейского народа в годы гитлеризма, борьбе евреев за создание Израиля и обороне государства посвящены картины выдающихся американских, немецких, венгерских, французских, английских мастеров. Но всех этих людей при всей разномасштабности их таланта отличает один общий признак: все они – евреи. Среди неевреев, взявшихся за «еврейскую тему» в зарубежном кино, известен только один человек – поляк Анджей Вайда, создавший фильм о подвиге доктора Януша Корчака. У нас такой белой вороной был Корш-Саблин.
Что подвигло режиссера заняться этой картиной, ни в его интервью, ни в исследованиях киноведов так и не рассказано. Проще всего списать все на «социальный заказ»: нужен был такой пропагандистский фильм, агитка о дружбе народов, и Корш взялся за эту задачу. Но почему он, а не Пырьев, Пудовкин, Александров?.. И «взяться» еще не значит справиться. Надо еще отлично знать народ, о котором ведешь рассказ, чувствовать всю гамму его души, ее нюансы, в конце концов, обладать тончайшим вкусом, чтобы в чем-то не переборщить, не сбиться на шарж, пародию, к которым евреи особенно чувствительны...
Я думаю, читателю будет интересно узнать, что дедом Владимира Владимировича был Федор Адамович Корш – известный русский театральный деятель, антрепренер, создавший некогда в Москве частный драматический театр, вошедший в историю как «Театр Корша».
После «Искателей» Корш-Саблин поставил полюбившиеся советскому зрителю фильмы «Моя любовь» с Лидией Смирновой, «Константин Заслонов», «Красные листья», «Москва-Генуя»... Он был народным артистом СССР, лауреатом Госпремии. В Белоруссии его имя чтут и поныне: В.В. Корш считается основоположником белорусского кино.


ТАК И НЕ НАШЛИ СЧАСТЬЯ


Поскольку сегодня, уверен, осталось совсем немного тех, кому удалось посмотреть когда-то фильм, расскажу о нем подробнее.
Еврейская семья, не найдя счастья за океаном, куда когда-то пришлось бежать от российских погромов, приезжает в Биробиджан: может, здесь их ожидает удача?.. В еврейском колхозе гостей встречают приветливо, и они включаются в созидательную трудовую жизнь.
Увы, в семье не без урода. Зять старой Двойры, скверный, жалкий человечек Пиня, мечтает разбогатеть. Трудиться он не желает. Пока члены его семьи Роза, Бася и Лёва сеют, косят и молотят, Пиня бродит по окрестным сопкам в поисках золотого песка... И он его находит! С горстью желтых крупинок негодяй хочет перейти границу и стать «королем подтяжек» – открыть свою фабричонку. Но коварные планы тунеядца срывают бдительные колхозники и пограничники. Да и желтый песок оказывается вовсе не золотом. Паршивая овца – жадный, мечтающий о собственном производстве Пиня посрамлен и изгнан из трудовой еврейской семьи.

[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]



Параллельно развиваются лирические линии сюжета: дочь Двойры Роза влюбляется в русского рыбака Корнея, и дело завершается свадьбой, а жена проклятого Пини испытывает серьезную симпатию к председателю колхоза «Ройте-Фелд» большевику Натану...
Прошу читателя не улыбаться. Конечно же, сегодня такой сюжет кажется наивным. Но в 30-е годы, лента о приключениях евреев в Биробиджане воспринималась на полном серьезе. И это был настоящий бестселлер!
Да, фильм не вошел в золотой фонд мирового кино, но, безусловно, стал определенной вехой в развитии советской музыкальной комедии. И все же, повторяю, главное его достоинство в том, что на советском экране зазвучала еврейская тема – в полную силу, и перед зрителем предстали живые образы современников-евреев, которые больше были персонажами антисемитских анекдотов.
Актерские работы М. Блюменталь-Тамариной (тетя Двойра), В. Зускина (Пиня) были высоко профессиональны. Консультировал фильм Соломон Михоэлс.

Картина снималась в Приамурской полосе – в казачьей станице Радде, Сталинфелде, Бирофелде,Амурзете и в окрестностях Биробиджана.
Критика, республиканская и центральная партийная печать отозвались о картине, «демонстрирующей торжество ленинской национальной политики», единодушно одобрительно.
Нам же подросткам, самым страстным кинозрителям, больше всего полюбился именно «жалкий» Пиня. В нем было что-то чаплинское... Это был просто маленький человек, мечтающий о предпринимательстве. Но в 36-м году за такие, как у Пини, мечты можно было оказаться намного севернее Биробиджана...
Популярность «Искателей счастья» в свое время была настолько велика, что ленту снова тиражировали в 1960-м, но мне помнится, что ни Пиня, ни старая Двойра в то время у советских зрителей симпатии уже не вызвали: наступили другие времена. После антисемитских кампаний, дружно одобренных населением, подобная картина была вроде красной тряпки перед мордой разъяренного быка...
Так завершилась история единственного советского кинофильма, где на удивление открыто и, я бы сказал, слишком откровенно решались чисто еврейские проблемы. В послевоенном Союзе, когда само слово «еврей» стали произносить шепотом, озираясь, создание чего-нибудь подобного было просто невозможно.


[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]


На музыку, звучащую в начале клипа, существуют официальные слова и я помню только две строчки:

На рыбалке у реки
Тянут сети рыбаки.

Но запомнила слова этой песни из моего далёкого детства, которые распевала вся Одесса:

На рыбалке у реки
Кто-то стырил сапоги!
Я не тырил, я не брал –
Я на шухере стоял...


Ну чем не блатной шансон?

Возвращаемся к статье Антолия Козака.

...Недавно по телевидению показали сюжет о современном Биробиджане. Жалкое это было зрелище! Горстка пожилых людей молится в каком-то домишке, заменяющем синагогу, в клубе на сцене танцуют что-то еврейское две-три девчушки. Еврей-фермер, в прошлом прославленный председатель колхоза, жалуется на местные власти, боится, что в один прекрасный день у него отберут все хозяйство...


[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]

Где вы, жизнерадостные Роза и Шлёма? Куда подевался боевой председатель колхоза Натан?.. В том, что среди первых эмигрантов, взявших, как только появилась такая возможность, билет в Израиль, был Пиня, сомневаться не приходится – туда ему, «несоветскому», и дорога. Интересно, но вместе с ним, как говорится, навострили лыжи в том же направлении и остальные герои знаменитой биробиджанской истории. Комментарий телеведущего был таков: в еврейской автономной области евреев осталась самая малость. Может, иные и искали здесь счастья, да, видно, так и не нашли.

ЭТО – БЫЛО!

Лет тридцать назад, случайно зайдя в биллиардную московского Дома кино, я обратил внимание на очень худого, очевидно, тяжело больного старика, бедно одетого, жалкого. Руки его тряслись, он опирался на палку. И все-таки я его узнал: это был Бий-Бродский!
Как он изменился! Как говорят в таких случаях евреи, от него осталась половина. После некоторой нерешительности я все же, наконец, приблизился к нему и негромко, так, чтобы только он меня услышал, произнес:
– Тетя Двойра, вы хотите иметь меня за зятя?..
Он повернулся и очень серьезно посмотрел мне в глаза. Затем отвернулся, не проронив ни слова. По-видимому, он меня не расслышал. Мне стало неловко: какого черта я пристал к старому человеку!
Вдруг он снова повернулся ко мне и негромко произнес:
– Это было сто лет назад, верно? А может быть, вообще этого не было?..
Но я то хорошо знаю, что это было.


Вот один из клипов о современном Биробиджане .


[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]
Сюрпризом для меня явилась песенка о Биробиджане. К сожалению имена авторов песни и певца- исполнителя мне не известны. Если кто-то из вас, друзья, знает их – сообщите нам. Хочу заметить, что певец так искренне и тепло поёт о том, что в Биробиджане едят фаршированную рыбу на рождество и суккот...Может не всё там так идеалистично, но песня мне очень понравилась и захотелось поверить в то, что граждане Биробиджана – все, не только евреи, счастливы на своей родине.



Продолжение следует.
Ответить с цитированием
  #2  
Старый 19.01.2010, 20:48
Аватар для Maya Rozova
Maya Rozova Maya Rozova вне форума
Участник
 
Регистрация: 25.08.2008
Сообщений: 201
По умолчанию

Помещаю краткую информацию о некоторых создателях и участниках фильма.



ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ КОРШ -САБЛИН





Настоящая фамилия — Саблин. После окончания реального училища, творческую деятельность начал в 1917 как актёр. Работал в театрах Симферополя, Мелитополя, Казани. Участник гражданской войны. С 1925 — помощник, ассистент режиссера и актер к/ст "Госкино" ("Совкино") в Москве, с 1926 — к/ст "Белгоскино"-"Беларусьфильм". Один из основоположников белорусской кинематографии.
Сталинская премия III степени (1950).Лауреат Гос. премии Белорусской ССР (1967).



***


ЗЕЛЬЦЕР ИОГАН МОИСЕЕВИЧ


Автор сценария


Родился в 1905 году в Одессе.


В 1928 году окончил Машинную школу Балтфлота. Служил на крейсере «Профинтерн», а с 1929 года стал военным журналистом.
С первого дня войны — моторист линкора и редактор многотиражной газеты линкора «Марат». В кино с 1934 года.


Старший политрук Иоганн Зельцер погиб в сентябре 1941 года в Кронштадте при налете фашистской авиации на корабль.
Похоронен в братской могиле г. Кронштадта.


призы и награды


Кавалер ордена Красной Звезды



***


КОБЕЦ ГРИГОРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ


Автор сценария



Родился 12 (24) июля 1898 года в Кировоградской области.


В 1914-1916 годах — принимал участие в боях в Галиции, был ранен.
В 1916-1918 годах — работал на заводе, на железной дороге.
Участник двух революций — Февральской (анархистская группа "Набат") и Октябрьской.
В 1928 году окончил Минский вечерний рабочий техникум.
В 1929-1930 годах — работал в газете "Рабочий".
В 1933, 1935, 1937 годах ездил в творческие командировки в Биробиджан, сотрудничал с газетами "Биробиджанская правда", "Тихоокеанская звезда".
В 1938 году был арестован в Биробиджане, в 1939 году оправдан.
В 1939-1941 годах проживал в Хабаровске, работал редактором на студии кинохроники Забайкалья.
В 1941 году был арестован второй раз, приговорен к расстрелу, который заменили на 10 лет лагерей. В 1951 году вышел на свободу. Получил пожизненную ссылку в Киргизию, стал работать в совхозе "Чалдовар".
В 1958 году вернулся в Минск, в октябре 1960 года реабилитирован.


Автор пьесы "Гута", которая в 1930 году на Первой Всесоюзной олимпиаде театрального искусства в Москве заняла первое место и принесла славу Театру имени Я. Купалы. Написал сценарии для кино, музыкальную комедию "Счастливый берег" (1940, совместно с С. Бытовым, Хабаровский театр музыкальной комедии).


Заслуженный деятель искусств БССР (1935).


Ушёл из жизни 9 сентября 1990 года.




В главных ролях снимались:


Вениамин Зускин
Мария Блименталь – Томарина
Л.А Шмидт – информация отсутствует
Н.К. Вальано - информация отсутствует
Л.М. Таиц – информация отсутствует
A.A. Мельников
Иона Бий-Бродский
Борис Жуковский
Александр Михайлович Карев


***


КАРЕВ (Прудкин) АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ



Российский режиссер, актер, педагог.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1969). В 1928-1971 гг. в МХАТ. Играл преимущественно роли второго плана.



***



ЭМИЛЬ ГАЛЬ


Родился 6 июня, 1898г – 28 апреля, 1960г. Снимался в фильмах: Мишки против Юденича, Чёртово колесо, Шинель (1926), Два броневика, Хабу, Каин и Артём (1929), Граница, Юность поэта (1936), Искатели счастья (1936) Маскарад (1941). Фотографии его найти не смогла.



***



ИОНА АБРАМОВИЧ БИЙ-БРОДСКИЙ


К сожалению, не смогла отыскать ничего внятного об Ионе Абрамовиче Бий-Бродском, сыгравшем роль «Шлёмы», которого и преследовали по городу одесские мальчишки.





Фото из к-ф Остров сокровищ


Годы жизни 1896-1963
Вот список фильмов с его участием.
Служили два товрища (1968)
Песнь о дружбе (1941)
Как посорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем (1941)
Юность командиров (1939)
Доктор Айболит (1938)
Остров сокровищ (1937)
Искатели счастья (1936) , где он и сыграл роль Шлёмы
Девушка спешит на свидание (1936)
Города и годы (1930)
Урна с прахом в 18 колумбарии Донского кладбища.



***


СОЛОМОН МИХАЙЛОВИЧ МИХОЭЛС







Настоящая фамилия и имя - Вовси Шломо.


Родился 4 (16) марта 1890 года в Двинске.
Получил традиционное еврейское религиозное образование. В 1911 году поступил в Киевский коммерческий институт, был исключен за участие в студенческих волнениях. Прежде чем стать артистом, недолго учился в Киевском коммерческом институте и на юридическом факультете Петербургского университета (1915 – 1918 гг.).
В 1919 году поступил в Еврейскую театральную студию в Петрограде, на основе которой был создан Московский еврейский камерный театр (с 1925 года - Московский государственный еврейский театр - ГОСЕТ).
Был актёром, режиссёром, а с 1929 года - художественным руководителем этого театра.
Трагедийный талант актера наиболее полно раскрылся в ролях Короля Лира ("Король Лир" Шекспира, 1935 год) и Тевье-молочника ("Тевье-молочник" Шолом Алейхема, 1938 год).
Лучшая режиссёрская работа - созданный по мотивам еврейского музыкального фольклора спектакль "Фрейлехс" (1945 год; Государственная премия СССР, 1946), отличавшийся остротой идейного замысла, импровизационной виртуозностью. В статьях и лекциях пропагандировал театр глубокой философской мысли, яркой и смелой образности.
Вёл преподавательскую работу в училище при Московском европейском театре (с 1941 профессор).
В годы войны в феврале 1942 года стал первым председателем Еврейского антифашистского комитета, созданного для "вовлечения в борьбу с фашизмом еврейских народных масс во всем мире". Привлек к работе комитета П.Л.Капицу, С.М.Эйзенштейна, С.Я.Маршака, И.Г.Эренбурга и т.д. Был членом Президиума Всероссийского театрального общества и ЦК профсоюза работников искусств.
Награжден орденом Ленина.


Убит в Минске 23 января 1948 года.


***



БОРИС ЕЛИСЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ







Народный артист РСФСР (1955). Лауреат Сталинской премии (1947, 1951).


Родился 1 (14) мая 1900 г. С 1917г. был статистом петроградского Театра Музыкальной драмы, театра Незлобина, Большого драматического театра. В 1923 г. окончил Школу русской драмы. В том же году вступил в труппу Академического театра драмы (ныне - Александринский театр). Актёр перевоплощения, броских красок, яркого, темперамента, острой сценической формы, Жуковский создал разнохарактерную галерею образов современников - Пеклеванов ("Бронепоезд 14-69"), Чеснок ("В степях Украины" Корнейчука), Глоба ("Русские люди"), Харитонов ("За тех, кто в море"), генерал Кривенкц ("Победители" Чирскова, Сталинская премия, 1947), Рыбаков ("Кремлёвские куранты"). Исполнил роль адмирала Макарова ("Порт-Артур" Степанова и Попова). Среди других ролей: Михаил Скроботов ("Враги"), Расстегин ("На берегу Невы" Тренёва), генерал Горлов ("Фронт"). Выступал как режиссёр. С 1922 г. вёл педагогическую работу (с 1924 г. - в Ленинградском театральном институте), с 1944 г. - профессор. С 1920 г. снимался в кино.
1. Искатели счастья - 1936
2. Враги - 1938 - Михаил Скроботов
3. Выборгская сторона - 1938 - адвокат
4. 60 дней - 1940 - директор института
5. Валерий Чкалов - 1941 - командир Алёшин
6. Отец и сын - 1941
7. Фронт - 1943
8. Простые люди - 1945
9. Новый дом - 1947
10. Драгоценные зёрна - 1948
11. Званый ужин - 1953 - Иван Кузьмич



Умер 30 мая 1960г. в Ленинграде.


***



АЛЕКСАНДР АФАНАСЬЕВИЧ МЕЛЬНИКОВ







Ведущий киноактёр 30-х годов, один из воспитанников мастерской ФЭКС. Снимался в фильмах: "Моя Родина", "Депутат Балтики", "Белеет парус одинокий", "Республика ШКИД". Ушёл из кино в 60-е годы.


Талант Александра Мельникова отмечали В.Пудовкин и С.Цимбал, И.Трауберг и А.Штейн. За свою сравнительно недолгую карьеру киноартиста он снялся более чем в тридцати фильмах, играл главные роли и эпизоды, лирических персонажей и характерных, среди его героев - красноармейцы и комсомольцы, старый еврей и православный священник. Определить манеру игры Мельникова трудно: к слишком многим кинематографическим школам его можно по праву отнести.
Среди ролей Мельникова:


Секретарь комсомольской ячейки ("Ветер в лицо", 1929),


Пастух ("Полдень", 1930),


Священник ("Чудо", 1933)


Сашко ("Частный случай". 1933


Водитель такси ("Горячие денёчки" 1934)



Его лучшей ролью стал рядовой Красной армии Васька в картине "Моя Родина". Режиссёр Пудовкин писал о работе Мельникова: "Этот конкретный, живой, медленно думающий, хороший парень, с очень хорошей настоящей закваской у Мельникова здорово сделан". Фильм имел оглушительный успех, но вскоре был запрещён. Актёр стал больше играть характерные роли.


Следующими заметными работами Мельникова стали матрос Куприянов ("Депутат Балтики"), партизан ("Старая крепость"), Семён Котко ("Шёл солдат с фронта"), Христофоров ("Случай на полустанке"). А когда началась война, актёр ушёл добровольцем на фронт.
В профессию Александр Мельников вернулся нескоро. В 50-60-е годы сыграл несколько эпизодов, снялся в роли одного из учителей в "Республике ШКИД". А потом стал ассистентом режиссёра, работал на фильмах "Кортик", "На переломе", "Девчонка, с которой я дружил", "Родная кровь", "Армия трясогузки", "Каин XVIII".
Выйдя на пенсию, работал экскурсоводом в музее Петропавловской крепости.
В 1925-27 учился в киномастерской ФЭКС, в 1927-29 - в Ленинградском Техникуме Сценического искусства (курс Ф.М. Эрмлера). С 1927 снимался в кино. В 1941-45 участвовал в Великой Отечественной войне. В 1946-47 был актёром Смоленского областного драматического театра. В 1947-49 - ассистент режиссёра к/ст "Леннаучфильм". В 1949-53 служил в железнодорожных войсках. В 1953-66 - ассистент режиссёра и 2-й режиссёр к/ст "Ленфильм



***



МАРИЯ БЛЮМЕНТАЛЬ - ТАМАРИНА
(Мария Климова)





«Тётя ДВОЙРА»







Мария Михайловна Блюменталь-Тамарина. Одна из великих "старух" Малого театра, первая народная артистка СССР. Героиня знаменитых фильмов 20-30-х годов "Кирпичики", "Его призыв", "Дон Диего и Пелагея", "Встречный".


Она нигде не училась своему мастерству. На сцену юную учительницу Марию Климову привел ее знаменитый супруг — артист императорского Александринского театра Александр Блюменталь-Тамарин. Именно двойная фамилия с «Блюменталь» вводила в зблуждение копателей на предмет «принадлежности к еврейству» , но Мария Климова, как и её муж, евреями не были. Актриса часто играла женщин из народа, у которых нелегкая судьба, трудная жизнь, одинокая старость.
Василий Качалов писал о Марии Михайловне: «Не умирали в ней, не увядали, не изменяли ей с годами ее душевные качества, которыми она так щедро была наделена. И талант ее, пленительный, теплый и ясный, и вся ее человеческая сущность, вся ее трепетная любовь к искусству и к жизни, казалось, все ярче и ярче разгорались в последние годы, вся яснее и чаще светили, все ярче горели».
Мария Блюменталь-Тамарина стала одной из немногих актрис старой театральной школы, сумевших принять и полюбить кинематограф. Она снималась с 1911 года до последних дней своей жизни. Игра ее была сдержанной, не суетливой, она превосходно владела мимикой, и складывалось представление, будто снимали не актрису, а обыкновенную старую женщину с улицы, чью-нибудь бабушку.
Сын Блюменталь-Тамариной, Александр Александрович, тоже стал актером. Во время войны попал в руки фашистов, был вынужден выступать по радио с агитационными призывами сдаваться и переходить на сторону захватчиков. Был убит неизвестными в мае 1945 года.
Мария Блюменталь-Тамарина до Малого театра работала в провинции, в театрах Тифлиса, Владикавказа, Ростова-на-Дону, Харькова. С 1901 года - в Москве. В труппу Малого театра вступила в 1933 году.
В 1936 году ей было присвоено звание народной артистки СССР.



***



ВЕНИАМИН ЛЬВОВИЧ ЗУСКИН,
актер. Народный артист РСФСР







ПИНЯ КОПМАН - король подтяжек








В. Зускин в фильме «Свет над Россией» 1949г







В. Зускин с женой Эдой Берковской и Дочерью Аллой. 1937г



Театральный актер и режиссер. С 1921 — актер студии Государственного еврейского Камерного театра (позже — ГОСЕТ). С 1948 — художественный руководитель ГОСЕТа, вел преподавательскую работу в театральном училище при Московском еврейском театре (с 1935 года). В течение почти всей сценической деятельности был партнером С.М.Михоэлса. 18.07.1952 приговорен Военной коллегией Верховного суда к высшей мере наказания «за участие в «Еврейском антифашистском комитете».




Oтрывок из книги «Путешествие Вениамина», написанной дочерью артиста Вениамина Зускина, Аллой Зускиной - Перельман.


Вечер 11 января 1935 года в Большом театре СССР… Пятнадцатилетие советского кино. Кинематографистов приветствовали… люди, известные всей стране…
На… сцену выбежали, нет, быстро-быстро пошли два человека, … необыкновенно смешные по виду, один впереди, другой за ним. Публика вновь захлопала: очень известны были эти два человека. Они быстро обошли сцену, остановились у самой рампы, глядя в зал с видом людей, решительно не понимающих, что, собственно, здесь творится. Ничего не сказали, кажется, только одно слово: "О!" - и снова пошли кругом сцены. Снова дошли до рампы, теперь на лицах их было не удивление, а просто категорическое непонимание. Казалось, они хотели сказать: "А что, собственно, вы здесь делаете, милые люди?". Присутствующие покатывались от хохота.
Кажется, особенно весело смеялся сидевший в правительственной ложе человек с усами.
Ровно через тринадцать лет при совершенно непонятных (увы, очень понятных) обстоятельствах погибнет тот, кто так смешно приветствовал праздник, - известный всей стране и за её пределами актёр Соломон Михоэлс.
Через неполных четырнадцать лет будет арестован и погибнет… актёр, шагавший тогда по сцене Большого театра за Михоэлсом, - Вениамин Зускин.



И напоследок, посмотрите уникальный ролик из кинофильма «ЦИРК», где чёрному мальчику поют колыбельную песню представители многих национальностей СССР и представитель еврейского народа, Соломон Михоэлс. В зависимости от «температуры» антисемитизма в советском правительстве, этот эпизод удаляли и потом опять вставляли в фильм. Интересно,
они что, никогда его не уничтожили?

[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]





ПАМЯТНИК РУКОВОДИТЕЛЯМ И ЧЛЕНАМ ЕВРЕЙСКОГО
АНТИФАШИСТСКОГО КОМИТЕТА В СССР, РАССТРЕЛЯННЫМ ПО ПРИКАЗУ СТАЛИНА В ЗАСТЕНКАХ ЛУБЯНКИ, 12 АВГУСТА, 1952 г.
Памятник выполнен скульптором МАРКОМ ШУБОМ и установлен на Донском кладбище в Москве.

Ответить с цитированием
  #3  
Старый 12.02.2010, 15:56
Лева Т. Лева Т. вне форума
Новичок
 
Регистрация: 15.01.2010
Сообщений: 9
По умолчанию

Майя, добрый день! Песня из к-ма "Искатели счастья" называется "Еврейская комсомольская". Вот ссылка на неё: [Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]
Ответить с цитированием
  #4  
Старый 12.02.2010, 21:49
Аватар для Maya Rozova
Maya Rozova Maya Rozova вне форума
Участник
 
Регистрация: 25.08.2008
Сообщений: 201
По умолчанию Еврейская Комсомольская

Лёва, Здравствуйте! Вы первый, откликнувшийся на материал о создании фильма. Мне всегда казалось, что постановка фильма о Еврейской Республике, само по себе было, мягко говоря, неординарным событием, не только по тем времена, а и по сегодняшним тоже. Но никто не отозвался. О названии песни - некому смеятся, как говорят не только в Одессе! «Еврейская Комсомольская» звучит как что-то взаимо-исключающее. Я, например, в комсомоле не состояла...
Лёва, как всегда, огромное спасибо, что находите время мне писать и спасибо Вам за ссылку! Майя

Вот текст песни, в исполнении Иосифа Кобзона, что является, как я поняла, оригиналом, то есть, «Еврейская Комсомольская», но Ёся назвал её просто:


"На рыбалке"

На рыбалке у реки тянут сети рыбаки
На откосе плещет рыба словно глыба серебра
Больше дела меньше сло нынче выпал нам улов
Будет селам и столицам вдоволь рыбы е-о-о
Больше дела меньше слов нынче выпал нам улов
Будет селам и столицам вдоволь рыбы е-о-о


Над рекою под водой плавал месяц молодой
Не меня ли ты ласкала называла милый мой
Больше дела меньше слов нынче выпал нам улов
Будет селам и столицам вдоволь рыбы е-о-о


На рыбалке у реки тянут сети рыбаки
Тянут песни распевая а милая не со мной
Больше дела меньше слов нынче выпал нам улов
Будет селам и столицам вдоволь рыбы е-о-о
Больше дела меньше слов нынче выпал нам улов
Будет селам и столицам вдоволь рыбы-о
Ответить с цитированием
Ответ


Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 
Опции темы

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход

Эл. почта администратора: - Главный сайт Шансон - Портала - Архив - Вверх

Внимание! Администрация Шансон – Портал – форума не несет ответственности за сообщения, размещенные участниками форума и за высказанные мнения в этих сообщениях. Так же администрация форума не несет ответственности за размещенные участниками форума ссылки, на какие либо материалы, расположенные на других Интернет ресурсах. Тем не менее, если Вы являетесь правообладателем материала, на который есть ссылка в каком либо сообщении Шансон – Портал – форума и считаете, что этим нарушены Ваши авторские или смежные права, сообщите пожалуйста администрации форума. Мы в кратчайшие сроки готовы удалить сообщение со ссылкой на Ваш материал, при предъявлении прав на указанный материал. Пожалуйста используйте форму обратной связи.

Powered by vBulletin® Version 3.8.4
Copyright ©2000 - 2017, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
© Шансон - Портал - Все права защищены

Подпишитесь на нашу ленту новостей