haim1961
05.07.2009, 07:25
Борис Мокроусов:
за какую песню можно получить Государственную премию?
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки] Юрий Москаленко ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки])
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки]
Борис Мокроусов с сыном Анатолием
27 февраля 1909 года, 100 лет назад, в семье Андрея и Марии Мокроусовых родился сын, названный Борисом. Прадед и дед будущего композитора были крепостными крестьянами, но потом дед отошел от землепашества, устроился на Нижегородскую железную дорогу и работал кондуктором ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки]), что заметно повысило его социальный статус.
Как и в любой крестьянской семье, у Мокроусовых один за другим появлялись дети: Анатолий, Ольга, Александра. Надо ли говорить, что главным помощником матери по воспитанию младших был именно Борис, которому всегда поручали за ними приглядывать. И он старался вовсю: кому-то песенку колыбельную ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки]) споет, кому-то дом и реку нарисует, словом, благодаря младшим, Борис с детства был разносторонне одаренным. Во всяком случае, его первый учитель в начальной школе был уверен: из Мокроусова вырастет настоящий художник ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки]).
От балалайки до рояля
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки]
И кто бы мог предположить, что из этого мальчишки вырастет легендарный композитор?
Но когда в первые послереволюционные годы Советская власть решила сделать культуру массовой и рядом со школой, в которой учился Борис, открылся клуб культуры «Спартак» с различными кружками, мальчишку редко можно было застать дома. Зато почти всегда – в кружке русских народных инструментов, где школьник быстро научился играть на балалайке, мандолине, гитаре ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки]). Но однажды он увидел и услышал рояль. Он настолько поразил воображение Бориса, что он твердо решил – при первом случае научиться играть и на этом инструменте!
А дальше ему в чем-то повезло. В легендарном нижегородском районе – Сормово ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки]) – обосновалась приехавшая из Петрограда учительница музыки. Время было голодное, и единственное, что ее могло прокормить – проведение занятий с ребятишками. И то, что музыкальная школа была частной и состояла из двух комнат, никого особо не смущало. Главное – 14-летний Боря начал обучаться музыкальной грамоте ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки]). Единственное, что было неудобно – у него дома никакого инструмента не было.
Начинал тапером
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки] ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки])
А здесь Борису уже 20 лет
Но пацаны везде найдут выход. Они обнаружили, что вечерами в клубе одного из сормовских заводов бывает пусто, а комната с пианино не закрывается. И они повадились бегать туда, чтобы выполнять домашние задания. Вскоре это обнаружил сторож завода, и хотел было устроить Боре и его другу разнос, но очень уж красиво играли ребята. А руководитель художественной самодеятельности предложил Боре гениальный выход – устроиться в близлежащий кинотеатр тапером ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки]). Фильмы были немые, и чтобы зритель не заскучал, во время сеанса играла музыка.
А еще все отмечали, что у белокурого синеглазого паренька очень доброе сердце. Как-то на улицах Нижнего Новгорода стал появляться один нищий, старый больной человек. Он просил Христа ради ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки]), но ему подавали очень редко. Тогда с этим нищим стал ходить Боря. Они подходили к какому-то дому, и парень начинал красиво петь. Как правило, хозяйки вознаграждали певца кто пирожком, кто краюхой хлеба. Все это Борис отдавал своему спутнику…
Тогда же старший брат выучил играть на рояле ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки]) свою младшую сестренку – Шурочку. Временами она подменяла Бориса во время сеанса за роялем, а сам Боря в это время работал за киномеханика, когда последний (особенно по праздникам запивал, а народ требовал «кино»). А еще Борис подрабатывал рабкором в нескольких нижегородских газетах и вошел в состав первой редакции газеты с поэтическим названием «По рельсам Ильича ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки])».
Променял железную дорогу на музыку
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки] ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки])
Красноармеец Мокроусов, 1938 год. Через год Бориса переведут в военный оркестр в Москву
А позже вроде бы всегда послушный сын оказался неуправляемым, когда вопреки воле родителей поступил в нижегородский музыкальный техникум. Они-то думали, что он пойдет по стопам отца и будет работать на железной дороге ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки])…
Но Борис выбрал другой путь. Он поступил на рабфак ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки]) Московской консерватории, но проучился там недолго – уже через полгода он перешел на очное отделение, став студентом. И, пожалуй, не было второго такого студента, который относился к учебе так трепетно. А из-за рояля его практически невозможно было выгнать. И более того, именно в консерватории он начал писать свои первые музыкальные произведения, в основном сюиты и сонаты ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки]). И только два произведения выбиваются из этого ряда – музыкальная комедия ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки]), написанная вместе с композитором В. Энке и балет «Блоха», который, впрочем, так и остался незавершенным.
Он не сразу стал композитором-песенником. Но в 1938 году написал свою первую песню на слова В. Соловьева – «Милый мой живет в Казани ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки])»
Милый мой живет в Казани,
А я на Москве-реке...
Не любовь, а наказанье –
Друг от друга вдалеке.
Эта лирическая песня стала очень популярной, не в последнюю очередь и потому, что в период «молодежно-комсомольских строек» юношам и девушкам часто приходилось расставаться, а эта песня объединяла их…
Сталину так понравилась песня, что он не пожалел премии
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки] ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки])
Борис Мокроусов (справа) и Алексей Фатьянов (в центре)
В годы войны Борис Мокроусов написал много песен, но самая популярная из них, пожалуй, на слова Наума Лабковского «Песенка фронтового шофера ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки])». Помните: «Эх, путь-дорожка фронтовая, не страшна нам бомбежка любая!»
Но, пожалуй, самая популярная песня была написана Борисом Мокроусовым через два года после окончания войны. В 1954 году, когда режиссер Иосиф Хейфиц ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки])снимал фильм «Дело Румянцева» с Алексеем Баталовым ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки])в главной роли, он сознательно включил в свой фильм песню Михаила Исаковского ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки])и Бориса Мокроусова. Песня называется «Одинокая гармонь». Это был беспроигрышный вариант, так как Песня была написана в 1947 году, а в 1948 году Борис Мокроусов стал лауреатом Государственной премии СССР.
Снова замерло все до рассвета,
Дверь не скрипнет, не вспыхнет огонь.
Только слышно, на улице где-то
Одинокая бродит гармонь…
Мы с Борисом ходим парой...
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки] ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки])
Одесса, 1955 год. На съемках фильма "Весна на Заречной улице". Мокроусов третий слева, Алексей Фатьянов крайний справа
А потом Борис Андреевич «сдружился» с Алексеем Фатьяновым ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки]). Их творческий дуэт подарил около 30 лиричных песен. В чем-то они были очень похожи: крепкого телосложения, настоящие русские богатыри. Их объединяло тонкое знание жизни, любовь к родной природе, народному творчеству. Они любили ездить вместе в командировки, на встречи со зрителями, потому что в 1956 году после выхода фильма «Весна на Заречной улице», авторов слов и музыки к заглавной песне, люди воспринимали почти как родных братьев.
Между тем, все могло быть несколько иначе. Фатьянов к тому времени был известным поэтом-песенником, а Мокроусов до того создал совсем немного «народных» песен. Но именно Борис играл в этом дуэте главную скрипку. Если раньше Алексей писал стихи, отдавал их композитору и получал через некоторое время готовую песню, то Борис имел совершенно другой подход. Он не просто сочинял музыку, но и помогал поэту выстраивать концепцию песни. И если «разобрать» по косточкам эту песню, то она состоит как бы из нескольких сюжетов. Вначале герой вспоминает детство, потом чуточку «зацикливается» на безответной любви, и тут же «стенания» обрываются и показываются вещи, которые гораздо важней того, что девушка не отвечает любовью. Это и огни мартеновский печей, и завод, и проходная, которая может «излечить» от всего том числе и от душевных переживаний…
Их дружба была трогательной. Когда в 1947 году Борис был в разводе и пришел в гости к Фатьянову, то в шутку предложил: «Боря, а почему бы тебе не жениться на моей теще ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки])? Ты свободен, она – тоже!» На что Мокроусов, не задумываясь ответил: «Нет, Леша, не согласен, тогда тебе придется называть меня «папой», ты – неслух, а я папа очень строгий! Так что, извини».
Этот дуэт создал такие известные песни, как «На крылечке твоем», «Хвастать, милая, не стану» (куплеты Курочкина) и некоторые другие. Кстати, обе эти песни были написаны к спектаклю «Свадьба с приданым», который был поставлен в конце 40-х годов, а с выходом на экраны страны одноименного фильма, эти песни стали пользоваться большой любовью в народе.
А вы смогли бы?
Для меня было открытием, что и к культовому советскому фильму «Неуловимые мстители» музыку писал Борис Мокроусов. Легко ли создать песню на стихи Роберта Рождественского ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки])? Не думаю, но Борис Андреевич сделал это…
Не печальтесь о сыне,
Злую долю кляня.
По бурлящей России
Он торопит коня.
Громыхает гражданская война
От темна до темна.
Много в поле тропинок,
Только правда – одна.
Или вторая песня Рождественского и Мокроусова запомнилась всем:
Выглянул месяц и снова
Спрятался за облаками.
На семь замков закрывай вороного –
Выкраду вместе с замками!
К сожалению, спустя полтора года после выхода на экран этого фильма «неуловимые», а вместе с ними и все советские любители народных песен, осиротели. 27 марта 1968 года Бориса Андреевича Мокроусова не стало. Это было более 40 лет назад, а песни его до сих пор живут!
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки]
за какую песню можно получить Государственную премию?
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки] Юрий Москаленко ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки])
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки]
Борис Мокроусов с сыном Анатолием
27 февраля 1909 года, 100 лет назад, в семье Андрея и Марии Мокроусовых родился сын, названный Борисом. Прадед и дед будущего композитора были крепостными крестьянами, но потом дед отошел от землепашества, устроился на Нижегородскую железную дорогу и работал кондуктором ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки]), что заметно повысило его социальный статус.
Как и в любой крестьянской семье, у Мокроусовых один за другим появлялись дети: Анатолий, Ольга, Александра. Надо ли говорить, что главным помощником матери по воспитанию младших был именно Борис, которому всегда поручали за ними приглядывать. И он старался вовсю: кому-то песенку колыбельную ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки]) споет, кому-то дом и реку нарисует, словом, благодаря младшим, Борис с детства был разносторонне одаренным. Во всяком случае, его первый учитель в начальной школе был уверен: из Мокроусова вырастет настоящий художник ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки]).
От балалайки до рояля
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки]
И кто бы мог предположить, что из этого мальчишки вырастет легендарный композитор?
Но когда в первые послереволюционные годы Советская власть решила сделать культуру массовой и рядом со школой, в которой учился Борис, открылся клуб культуры «Спартак» с различными кружками, мальчишку редко можно было застать дома. Зато почти всегда – в кружке русских народных инструментов, где школьник быстро научился играть на балалайке, мандолине, гитаре ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки]). Но однажды он увидел и услышал рояль. Он настолько поразил воображение Бориса, что он твердо решил – при первом случае научиться играть и на этом инструменте!
А дальше ему в чем-то повезло. В легендарном нижегородском районе – Сормово ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки]) – обосновалась приехавшая из Петрограда учительница музыки. Время было голодное, и единственное, что ее могло прокормить – проведение занятий с ребятишками. И то, что музыкальная школа была частной и состояла из двух комнат, никого особо не смущало. Главное – 14-летний Боря начал обучаться музыкальной грамоте ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки]). Единственное, что было неудобно – у него дома никакого инструмента не было.
Начинал тапером
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки] ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки])
А здесь Борису уже 20 лет
Но пацаны везде найдут выход. Они обнаружили, что вечерами в клубе одного из сормовских заводов бывает пусто, а комната с пианино не закрывается. И они повадились бегать туда, чтобы выполнять домашние задания. Вскоре это обнаружил сторож завода, и хотел было устроить Боре и его другу разнос, но очень уж красиво играли ребята. А руководитель художественной самодеятельности предложил Боре гениальный выход – устроиться в близлежащий кинотеатр тапером ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки]). Фильмы были немые, и чтобы зритель не заскучал, во время сеанса играла музыка.
А еще все отмечали, что у белокурого синеглазого паренька очень доброе сердце. Как-то на улицах Нижнего Новгорода стал появляться один нищий, старый больной человек. Он просил Христа ради ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки]), но ему подавали очень редко. Тогда с этим нищим стал ходить Боря. Они подходили к какому-то дому, и парень начинал красиво петь. Как правило, хозяйки вознаграждали певца кто пирожком, кто краюхой хлеба. Все это Борис отдавал своему спутнику…
Тогда же старший брат выучил играть на рояле ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки]) свою младшую сестренку – Шурочку. Временами она подменяла Бориса во время сеанса за роялем, а сам Боря в это время работал за киномеханика, когда последний (особенно по праздникам запивал, а народ требовал «кино»). А еще Борис подрабатывал рабкором в нескольких нижегородских газетах и вошел в состав первой редакции газеты с поэтическим названием «По рельсам Ильича ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки])».
Променял железную дорогу на музыку
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки] ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки])
Красноармеец Мокроусов, 1938 год. Через год Бориса переведут в военный оркестр в Москву
А позже вроде бы всегда послушный сын оказался неуправляемым, когда вопреки воле родителей поступил в нижегородский музыкальный техникум. Они-то думали, что он пойдет по стопам отца и будет работать на железной дороге ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки])…
Но Борис выбрал другой путь. Он поступил на рабфак ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки]) Московской консерватории, но проучился там недолго – уже через полгода он перешел на очное отделение, став студентом. И, пожалуй, не было второго такого студента, который относился к учебе так трепетно. А из-за рояля его практически невозможно было выгнать. И более того, именно в консерватории он начал писать свои первые музыкальные произведения, в основном сюиты и сонаты ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки]). И только два произведения выбиваются из этого ряда – музыкальная комедия ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки]), написанная вместе с композитором В. Энке и балет «Блоха», который, впрочем, так и остался незавершенным.
Он не сразу стал композитором-песенником. Но в 1938 году написал свою первую песню на слова В. Соловьева – «Милый мой живет в Казани ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки])»
Милый мой живет в Казани,
А я на Москве-реке...
Не любовь, а наказанье –
Друг от друга вдалеке.
Эта лирическая песня стала очень популярной, не в последнюю очередь и потому, что в период «молодежно-комсомольских строек» юношам и девушкам часто приходилось расставаться, а эта песня объединяла их…
Сталину так понравилась песня, что он не пожалел премии
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки] ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки])
Борис Мокроусов (справа) и Алексей Фатьянов (в центре)
В годы войны Борис Мокроусов написал много песен, но самая популярная из них, пожалуй, на слова Наума Лабковского «Песенка фронтового шофера ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки])». Помните: «Эх, путь-дорожка фронтовая, не страшна нам бомбежка любая!»
Но, пожалуй, самая популярная песня была написана Борисом Мокроусовым через два года после окончания войны. В 1954 году, когда режиссер Иосиф Хейфиц ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки])снимал фильм «Дело Румянцева» с Алексеем Баталовым ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки])в главной роли, он сознательно включил в свой фильм песню Михаила Исаковского ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки])и Бориса Мокроусова. Песня называется «Одинокая гармонь». Это был беспроигрышный вариант, так как Песня была написана в 1947 году, а в 1948 году Борис Мокроусов стал лауреатом Государственной премии СССР.
Снова замерло все до рассвета,
Дверь не скрипнет, не вспыхнет огонь.
Только слышно, на улице где-то
Одинокая бродит гармонь…
Мы с Борисом ходим парой...
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки] ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки])
Одесса, 1955 год. На съемках фильма "Весна на Заречной улице". Мокроусов третий слева, Алексей Фатьянов крайний справа
А потом Борис Андреевич «сдружился» с Алексеем Фатьяновым ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки]). Их творческий дуэт подарил около 30 лиричных песен. В чем-то они были очень похожи: крепкого телосложения, настоящие русские богатыри. Их объединяло тонкое знание жизни, любовь к родной природе, народному творчеству. Они любили ездить вместе в командировки, на встречи со зрителями, потому что в 1956 году после выхода фильма «Весна на Заречной улице», авторов слов и музыки к заглавной песне, люди воспринимали почти как родных братьев.
Между тем, все могло быть несколько иначе. Фатьянов к тому времени был известным поэтом-песенником, а Мокроусов до того создал совсем немного «народных» песен. Но именно Борис играл в этом дуэте главную скрипку. Если раньше Алексей писал стихи, отдавал их композитору и получал через некоторое время готовую песню, то Борис имел совершенно другой подход. Он не просто сочинял музыку, но и помогал поэту выстраивать концепцию песни. И если «разобрать» по косточкам эту песню, то она состоит как бы из нескольких сюжетов. Вначале герой вспоминает детство, потом чуточку «зацикливается» на безответной любви, и тут же «стенания» обрываются и показываются вещи, которые гораздо важней того, что девушка не отвечает любовью. Это и огни мартеновский печей, и завод, и проходная, которая может «излечить» от всего том числе и от душевных переживаний…
Их дружба была трогательной. Когда в 1947 году Борис был в разводе и пришел в гости к Фатьянову, то в шутку предложил: «Боря, а почему бы тебе не жениться на моей теще ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки])? Ты свободен, она – тоже!» На что Мокроусов, не задумываясь ответил: «Нет, Леша, не согласен, тогда тебе придется называть меня «папой», ты – неслух, а я папа очень строгий! Так что, извини».
Этот дуэт создал такие известные песни, как «На крылечке твоем», «Хвастать, милая, не стану» (куплеты Курочкина) и некоторые другие. Кстати, обе эти песни были написаны к спектаклю «Свадьба с приданым», который был поставлен в конце 40-х годов, а с выходом на экраны страны одноименного фильма, эти песни стали пользоваться большой любовью в народе.
А вы смогли бы?
Для меня было открытием, что и к культовому советскому фильму «Неуловимые мстители» музыку писал Борис Мокроусов. Легко ли создать песню на стихи Роберта Рождественского ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки])? Не думаю, но Борис Андреевич сделал это…
Не печальтесь о сыне,
Злую долю кляня.
По бурлящей России
Он торопит коня.
Громыхает гражданская война
От темна до темна.
Много в поле тропинок,
Только правда – одна.
Или вторая песня Рождественского и Мокроусова запомнилась всем:
Выглянул месяц и снова
Спрятался за облаками.
На семь замков закрывай вороного –
Выкраду вместе с замками!
К сожалению, спустя полтора года после выхода на экран этого фильма «неуловимые», а вместе с ними и все советские любители народных песен, осиротели. 27 марта 1968 года Бориса Андреевича Мокроусова не стало. Это было более 40 лет назад, а песни его до сих пор живут!
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки]