PDA

Просмотр полной версии : Олег Митяев


Швед
21.03.2008, 16:14
Олег Митяев: Как здорово, что все мы здесь собрались 25 лет назад!
401
Бард любит цитировать Иосифа Бродского: «В веру нельзя обратить, к ней можно только прийти...»

Бард и его поклонники отмечают юбилей легендарной песни «Изгиб гитары желтый»


Наверное, половина граждан нашей страны знает его творчество хорошо, подробно и наизусть.

Вторая половина тоже знает, но не догадывается об этом. Хотя бы одну строчку из «лесных» песен Митяева помнит, и не подозревая, что их автор - именно он...

И все эти песни - простотой ли, сложностью ли - трогают. Не поймешь даже, почему.

И классический свой «Изгиб гитары желтый» Митяев поет так, как сами мы, наверное, можем только в какие-то очень особенные минуты. Когда искры от костра
трещат, а комары-сволочи не дохнут от дыма, когда на губах не пересохла еще неизвестно откуда взявшаяся водка. И когда все вокруг, знакомые и незнакомые,
отчего-то любят друг друга до слез.

«Я не мог спеть эту фразу в женской колонии»

- У самой знаменитой вашей песни наверняка занятная история создания...

- Занятная. Я ее на лекции по плаванию написал, это была самая первая моя песня.

- На лекции по... плаванию?!

- Я учился тогда на втором курсе Челябинского института физкультуры. Лекции по плаванию - это нормально, у меня диплом знаете какой? «Техника движения рук
при плавании способом баттерфляй». Так вот, я накануне, летом, впервые попал на Ильменьский фестиваль авторской песни, послушал других... И решил, что
на следующий год приеду туда со своей песней. Сочинял «Изгиб» специально к фестивалю.

- Забавными историями он вам аукался?

- Ну вот позавчера - прислали мне карикатуру: на газовой плите вокруг горелки сидят тараканы с гитарой. Вполне забавно.

- А раньше, давно?

- Когда-то я с этой песней, только написанной, выступал по всей стране, в том числе - в женской колонии. И вот дошел до фразы «Как здорово, что все мы здесь
сегодня собрались»...

- Как отреагировали?

- Да я дойти-то до фразы дошел, а произнести ее все-таки не смог. Сказал, мол, забыл слова.

«Лучшие песни выбрал народ. А нелучшие нравятся мне»

- «Русскому народу» авторство не приписывают?

- Да кому только не приписывают. Как-то раз Нина Филимоновна Визбор, вдова Юрия Иосифовича, ехала в лифте с Черномырдиным. Их представили, и он сказал ей:
«Я очень люблю творчество вашего мужа, я вырос на песнях Визбора, особенно мне нравится «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»... И Окуджаву
в авторстве этой песни «подозревали» - в общем, на том, что ее написал Митяев, люди не одну и не две бутылки за эти двадцать пять лет выиграли.

- Вам не обидно?

- Да ну, это ж показатель живучести и востребованности песни народом... Наверное, второй раз я такую «народную» песню уже не напишу. Иначе бы мне надо было
кривить душой.

- Вот даже так?! Значит, вы ее не любите?

- Как это не люблю? О любви к песням можно говорить уже как о любви к детям, какими бы они ни были. Просто песня-то совсем примитивная, а я надеюсь, что
сейчас в области изящной словесности немного продвинулся...

- А как же быть тогда с названием альбома «Нелучшие песни»?

- Так «Нелучшие» не в смысле «плохие». Просто этот диск вышел сразу после «Лучших песен». «Лучшие» - те, что прошли проверку временем... А «нелучшими» я
назвал те, которые нравятся мне, а вот «народными» не стали.

Сперва Митяев пообщался с Лиз Митчелл из «Boney M», а после ему пришлось бежать от нее по льду Байкала!
«Мы с «Boney M» чуть не провалились под лед»

- Вам удается попеть песни у костра - или все больше на концертах?

- Дважды в год точно: на Ильменьском и на Грушинском фестивалях. Ну и, конечно, когда прилетаю во Владивосток, катаюсь на катере по бухте Золотой Рог.

- Вы недавно в какой-то интересной экспедиции участвовали, даже вместе с группой «Boney M»...

- Да, в марте. Прошли от Мурманска до Владивостока. А в середине пути дали концерт прямо на льду Байкала. Сперва я спел, а когда «Boney M» начали выступать,
пришлось оттуда быстро-быстро бежать...

- Бежать?!

- Так все же начали танцевать так, что лед мог провалиться! Он и правда прогнулся на 10 сантиметров...

«Печально, что проходит эпоха открытий»

- Ваши песни по настроению очень друг на друга похожи. Мироощущение с годами не меняется?

- Смею надеяться, что меняется. Печально то, что проходит эпоха открытий...

- Как это?

- Все самое важное уже случилось в детстве. Я уже лизал асфальт, пил воду из озера Смолино, когда захлебывался и тонул... И запахи озона после дождя и навоза
на сельхозработах - это все знакомое и родное, и многие песни пишутся уже просто по воспоминаниям.

- Но ведь можно что-нибудь новенькое придумать. С парашютом, например, прыгнуть, если до сих пор не прыгали, - вот вам и новые ощущения...

- Чем человек взрослее, тем он сильнее дорожит своей жизнью. Когда тебе 17, ты ввязываешься во всякие опасные предприятия и, хотя впереди так много лет,
их не слишком ценишь... А вот чем меньше тебе остается, тем больше начинаешь беречь те годы, что еще остались.

РАСПЕЧАТАЙ И ПОЙ СЕБЕ!

«Изгиб гитары желтый»
(Песня Олега Митяева)

Изгиб гитары желтый ты обнимешь нежно,
Струна осколком эха пронзит тугую высь.
Качнется купол неба, большой и звездно-снежный...
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

Как отблеск от заката, костер меж сосен пляшет.
Ты что грустишь, бродяга? А ну-ка, улыбнись!
И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет:
«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»

И все же с болью в горле мы тех сегодня вспомним,
Чьи имена, как раны, на сердце запеклись,
Мечтами их и песнями мы каждый вдох наполним.
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

Изгиб гитары желтый ты обнимешь нежно,
Струна осколком эха пронзит тугую высь.
Качнется купол неба, большой и звездно-снежный...
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

Анна ОРЛОВА

20 марта 2008
KP.RU

haim1961
26.03.2008, 15:30
Олег Митяев: "Для творчества необходимо безделье"

13.03 12:21 Полина Лимперт

"Давай с тобой поговорим", "В осеннем парке", "Авиатор", "Лето - это маленькая жизнь", "C добрым утром, любимая", "Изгиб гитары желтой"… Эти песни знают все – от мала до велика, их поют в компании друзей, их подпевают знаменитому барду на концертах, даже когда смотрят их по телевизору. Строчка из его песни – "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались" - стала гимном российских бардов и всех, кто любит "песни под гитару". Несмотря на такую популярность, а также все звания и награды - заслуженный артист России, член Союза писателей, лауреат национальной премии "Овация", лауреат премий Фонда русской поэзии и премии "Золотой Остап", - Олег Митяев по-прежнему прост в общении со своими слушателями.


- Олег, вы уже бывали в Израиле и знаете, как вас здесь любят и ждут. Вы знаете, что песню "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались" перевели на иврит и группа евреев поет ее около синагоги?

- Да, мне рассказывали эту историю. Действительно, симпатично.

- Наше время не очень располагает к сантиментам. А бардовская песня по определению требует если не сентиментальности, то доброты, с чем тоже сегодня проблемы... У вас – добрые песни, а на концертах - аншлаги. Как вы думаете, почему?

- Вы сказали про время, которое не располагает к сантиментам, про доброту, с которой проблемы, – я с этим не согласен. Всегда были, есть и будут лирики и физики. Лирическая человеческая сущность никуда не девается. А вообще, я не сторонник обобщенных суждений о времени, людях. Обобщения меня не сильно интересуют.

- Но вы ведь не можете не чувствовать сегодняшнего сумасшедшего ритма жизни в той же Москве, например. Это влияет на вас? Вдохновляет на написание песен или наоборот?

- Что вдохновляет на написание песен, я не знаю. А с тем, что Москва сумасшедший город, - тоже не согласен. Москва - это большой город. И если ты знаешь места, где можно уединиться, - а таких мест в Москве много - то суеты не чувствуешь, не замечаешь. Было бы желание. Спокойно на тех же Патриарших прудах. Не всегда, правда, но бывает…

- Насколько права Анна Ахматова, написавшая "когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда"?

- Права, во многом права. Вы знаете, иногда мне приходится ее цитировать, отвечая на подобные вопросы. Просто я так долго запутывал всех, что было бы глупо взять и начать действительно признаваться, откуда и что появляется. К тому же для меня самого это тоже до сих пор большая загадка – откуда что берется, когда пишешь песню.

- Нужны ли вам особые условия для творчества, например, тишина и одиночество?

- Меня очень радует то, что "технологической необходимостью", чтобы что-то написать, является безделье. Правда, идти на работу все-таки приходится, причем очень часто. Поэтому безделье приходится планировать. То есть запланируешь себе 10 дней бездельничать, и все: не трогайте меня, я буду лежать, смотреть телевизор, оттаивать - в общем, заниматься всякой ерундой. Может быть, из этого что-то и получится, а может, ничего не получится. Потому что никто никому ничего не обещал.

- Вы дружите с компьютером и интернетом? Некоторые современные композиторы пишут музыку с помощью специальных программ. А вы?

- Ну, во-первых, я не знаю нот. Во-вторых, с компьютером я тоже на вы. А в-третьих, как-то даже неудобно признаваться, но я уже понял, что пишу как Бог на душу положит. С другой стороны, может, это как раз и есть самое главное – писать, как Бог на душу положит.

- Что чувствует мужчина, разменявший недавно "полтинник"?

- В моей песне про Есенина есть такие строки: "…жизнь, как цыганский припев, ускоряется вниз по горе"… Вот это я и чувствую. Думаю, что это ощущение есть у многих.

- Есть анекдот от Жванецкого: "Он инженер и еще что-то, и на это что-то он живет". Музыка - это ваша основная профессия?

- Судьба распорядилась так, что бардовская песня – это мое основное и единственное занятие в жизни. Чем бы я ни занимался, мне сверху постоянно говорили: "Пиши песни, и все у тебя будет". В конце концов, мне пришлось все оставить и только писать песни.

- Как проходит день барда?

- У меня сумасшедшее количество концертов, и я часто просыпаюсь неизвестно в каком городе. Вот так проходит не только день барда, но и его жизнь.

- Вы ведь дипломированный тренер по плаванию. Сейчас вы занимаетесь плаванием как любитель или как профи?

- А вот теперь я приведу слова Жванецкого, с которым мы периодически выступаем вместе. Он сказал, что если бы спорт был полезен для здоровья, то в каждой еврейской семье было бы как минимум по два турника.

- То есть он считает спорт бесполезным для здоровья?

- Конечно. А я это могу подтвердить как специалист. Спорт – это смерть. Дай Бог, чтобы нас хватало на физкультуру. Возвращаясь к плаванию, хочу сказать, что иногда я плаваю в бассейне. Встречаю там своих соседей. Например, писателя Володарского. Он каждый день проплывает сумасшедшее количество километров. Я бываю в бассейне редко, но, когда бы ни пришел – он всегда там, его в любое время можно там застать. Я прихожу и ухожу, а он все плавает. Другой пример - Эльдар Рязанов, который в течение часа каждое утро делает зарядку.

- Вы родом из Челябинска. А Челябинск известен как хоккейный город. Ваши же друзья, мальчишки, с которыми вы играли в хоккей в собственном дворе, стали знаменитыми и даже великими хоккеистами. А вы сейчас ходите на каток?

- Нет, не хожу. Раньше ходил, когда не ходить нельзя было, потому что вся страна играла в хоккей. Кстати, у нас в Челябинске есть такая народная премия - "Светлое прошлое" (Олег Митяев скромно умолчал о том, что это он ее и придумал. – П. Л.). Ею награждают и политиков, и писателей, и артистов, и спортсменов. Ее получили Александр Градский, Анатолий Карпов, Вячеслав Быков, Сергей Макаров, Сергей Стариков и многие другие. Последние трое - это наши выдающиеся хоккеисты. Видимо, такой вот шлейф всеобщего народного увлечения хоккеем проявился наиболее ярко в Челябинске. Может быть, это из-за радиации.

- Говорят, что после проекта "Звезды на льду" чуть ли не самым дефицитным товаром в России стали коньки. И существуют очереди в секции фигурного катания. Все родители хотят, чтобы их дети стали фигуристами...

- Да, вот это я почувствовал на себе. С большим трудом я нашел своей дочери коньки 35-го размера.

- Наверное, многие вам завидуют белой завистью - вы объехали столько стран и видели столько городов. Есть ли среди них места, которые как-то особо выделяются на карте вашей души?

- Я думаю, что не каждый человек завидует мне. Есть люди, которым нравится путешествовать, а есть люди, которым не нравится. Я и сам с удовольствием сидел бы дома, видимо, уже вдоволь напутешествовался. Тем не менее есть места, которые я очень люблю. Мне очень понравилась Сардиния, вот недавно мы были на острове Маврикий, недалеко от Мадагаскара – тоже очень здорово там, и Париж – это тоже замечательно, и Барселона… От Израиля у меня всегда остается ощущение, что это вообще один город, причем не особо большой. Только не обижайтесь. Но самый красивый и самый дорогой для меня город – родной Челябинск.

- Как вы проводите свободное время?

- Я очень люблю встречаться с интересными людьми на даче. Меня всегда радуют своими успехами такие люди, как, например, кинорежиссер Сергей Урсуляк. Не всегда ему удается выбраться, так как он очень много работает, но когда удается – это праздник. Приезжают разные люди, у нас собирается прекрасная компания. И когда есть возможность все это запланировать, то потрясающие вечера получаются.

- Ваша жена Марина Есипенко – тоже творческая личность…

- Да, она актриса, играет в Театре им. Вахтангова в спектаклях "Принцесса Турандот", "Без вины виноватые", "Дон Жуан и Сганарель", "Дядюшкин сон", "Пиковая дама"… Моя дочка учится во втором классе, а сыновей у меня трое. Один ходит в третий класс, а остальные сыновья занимаются организацией концертов.

- Как вы относитесь к "пиратским" копиям своих дисков?

- С большой радостью я отношусь к ним. У меня уже 120 пиратских копий моих дисков, оформленных, и я все это вывешиваю на сайте. Но я готов поменять радость пополнения пиратской коллекции на радость получения гонораров от всех этих тиражей.

- Вы поете на корпоративных вечеринках, праздниках?

- Конечно. Это обыкновенная история. Существуют концертные организации, которые занимаются такими вещами, помогают артистам зарабатывать деньги. И что в этом плохого?

- Если бы на вас снизошло вдохновение, о чем бы вы сейчас написали песню?

- У меня есть много недописанных. Надо сначала их дописать.

- У вас много замечательных песен. Если бы вам предложили выбрать какую-нибудь одну, чтобы она осталась в истории как "Синий платочек", например, что бы вы выбрали?

- Вы знаете, если бы то, что я выбрал, хоть как-то подействовало, тогда можно было бы об этом рассуждать. Но что об этом говорить, когда это зависит не от нас?

- А какая песня, написанная вами, лично вам нравится больше остальных?

- Все нравятся!