Вход

Просмотр полной версии : Регтайм в одесском ритме


haim1961
10.08.2008, 18:02
Регтайм в одесском ритме


Вместо вступления

Если взять полнометражный фильм о моей жизни и вырезать из него отдельные кадры, пропуская, скажем, два, три, пять лет получились бы немые слайды примерно такого содержания.

Вот первый кадр. Красавица Одесса, улица Жуковского 23. Дом в котором я родился. На деревьях уже покраснели листья. Осень.

А вот он - я, в костюмчике Адама. Родился, все таки. Ротик открыт. Кричу, значит. Глаз не открываю. Уже тогда было предчувствие чего-то.

И оно меня не обмануло.

А этот кадр надо обрезать. Традиционный обряд. Тут смотреть не на что.

Следующий кадр. Война. Я под полуторкой, накрытый чьими-то телами. Над нами самолеты с крестами. На бреющем. И огонь из пулеметов.

Вот мы в эвакуации. Бухара. Тоже красиво. Я стою рядом с ишаком. Ишак скалит зубы. Кричит, значит. Я молчу.

Вот я в Бухарской школе. Вгрызаюсь в гранит науки, теряя последние молочные зубы.

А вот все вместе. Мама, папа, тетка, двоюродная сестричка. Смеются, целуются. Радуются, что освободили Одессу.

Вот снова Одесса. Удручающий кадр. Развалки. Там, где были окна, зияют пустоты . Я держу в руках немецкую каску с дырой от пули.

Моя школа номер 39. На стене надпись “Проверено! Мин нет”. Кто-то добавил мелом “ру” перед словом “мин”. Получается “румин нет”.

А вот и Привоз. Я ворую яблоко, пока торговка отгоняет моего кореша.

Наш двор. Теперь уже на Ремесленной 32. Я стою посреди двора в боксерских перчатках. В глухой защите. А рядом двое, Борька и Игорь.

Постарше меня. Тоже в перчатках. Стараются отбить мне печенку.

Ага! Интересный кадр. Мой первый привод в милицию. Меня освобождают. Я выхожу в сопровождении милиционера - соседа дяди Вани и отца со злым лицом. Значит дома ждут пощечины. Нужно успеть намазать лицо гуталином. Может не захочет пачкаться.

Вот я иду в школу в сопровождении мамы. Сказали без нее не приходить.

Новый кадр. Я иду под конвоем родителей в Оперный театр. Очень хотели, чтобы научился отличать Глинку от Мусоргского .

На этом кадре я у ворот дома с пневматическим пистолетом, купленным на украденные у отца деньги. На меня орет Вовкина мама. Я прострелил ему ухо. Вовка тоже орет, держась за окровавленое ухо.

Вот наш первый трофейный приемник, и я слушаю станцию “Голос Америки”. Ведет передачу Виллис Коновер. Передают джаз. Передача начиналась с мелодии “Та k е the А-Т rain ”. Я уже знал, кто такие Армстронг, Фитцджеральд, Круппа.

Вот фото. Я стою с дружками Витькой и Васькой. Только освободились. Оба рецидивисты.

А вот я студент Строительного Института. Целуюсь с Линкой, а надо бы сидеть в аудитории.

А здесь я уже на четвертом курсе. Стою с женой Ольгой Никифоровой в деревне, где она преподает английский. Оля уже беременна. Пока не видно. Всего полчаса назад. Дальше кадры пошли быстрее.

На этом кадре я инженер арцизского винзавода. Стою в подвалах завода, упираясь обеими руками в винную бочку.

Вот я снова вернулся в Одессу. Управление механизации. Я подписываю шоферам липовые накладные.

Вот кадр, где я в шляпе, как положенно быть начальнику ремстройуправления на праздновании Первого Мая. Под руки меня поддерживают два пьяных начальника участков.

Душещемящий кадр. Наша опустевшая квартира. Дети Инна и Саша сидят на ящиках перед отъездом в Израиль.

На этом кадре прощание с Родиной. Последний плевок Оли на родную землю. Дальше кадры пошли сменяться еще быстрее.

Вот я с ружьем охраняю израильские объекты во время войны Судного дня.

А вот я в Иране. По контракту. Строю для шаха военную базу на Персидском заливе. Жара дикая. На мне пот, на нем мухи.

Кино и немцы. И я уже в Германии. Беседую с графиней Аллой Владимировной Игнатьевой перед поездкой на прием к княгине Голициной и Александру Колчаку (племяннику того самого).

И вот я наконец-то в Америке. Инженер. Начальник проекта.

Новый кадр. Я вдруг стал поэтом-песенником. Выступаю с песней об Одессе -”Пахнет морем”. Тут же мои старые одесские друзья Борька “Ташкент”, Игорь ”Доха”. Аккомпанирует мне аранжировщик моих песен джазовый пианист Костя Швуим. Тут же и Миша Шуфутинский, который потом увезет мою песню в Одессу и скромно умолчит об авторе.

На этом кадре пора остановить киножурнал и перейти к первой серии.

А то я все о себе, да о себе - любимом.

Были и другие участники, сыгравшие ту или иную роль в событиях моей жизни, о которых я хочу рассказать.

Мои песни можно послушать на сайте в Интернете www . odessamore . со m или почитать стихи в моей книге “Пахнет морем”.

Хотел назвать эту главу введением, но Бальзак сказал, что введение - непристойное слово.

haim1961
10.08.2008, 18:05
Отрывок из книги Евгения Кричмара:
Регтайм в одесском ритме

ОХ, ОДЕССА

Все стало чужим. Ничего не будило чувств, не воскрешало память.

Что со мной произошло за время эмиграции?

То ли отвык от хорошего, то ли привык к лучшему.

Я бродил из угла в угол моей памяти, стараясь найти, что же это я упустил в Одессе.

Как-то, в конце восьмидесятых, на праздновании одного из моих дней рождения в Лос Анджелесе мой гость, журналист Володя Надеин - корреспондент газеты “Известия”, сказал, что в недалеком будущем Россия превратится в отсталую капиталистическую страну.

Может быть, это засело в моей памяти, когда я смотрел на яркие уличные зонтики с надписью “Marlboro” и “Coka Cola” , которые никак не вписывались в “уголок старой Одессы” в конце улицы Гоголя и не украшали аллею Аркадии.

Выступая по приезде в Лос Анджелесе с “отчетным” концертом в доме моих друзей Люды и Фреда Бесс, где обычно собираются одесситы и к ним примкнувшие, я всячески старался украсить одесские картинки, но звучал как-то неестественно.

В небольшой зал шикарного дома Бессов, которых я знал еще со школьных времен, приглашались все местные и залетные знаменитости и на таких концертах закрытого типа я позволял себе разные вольности, включая стихи и песни с матом, которые меня просили исполнить.

В тот вечер я вел себя сдержано. Даже милейшая Людка, которой я никогда не мог отказать, не смогла меня растормошить.

Я решил поехать на двухсотлетие с тем, чтоб глянуть на Одессу еще разок и разобраться в своих чувствах.

По словам Паустовского, для того чтобы любить места своей юности не нужно к ним больше возвращаться. Может, в этом была моя ошибка.

Когда утихли шумные гуляния, выступления, всякие теле- и газетные интервью, после личного приема у мэра города Гурвица с вручением диплома Почетного гостя Одессы, торжественного бала у Жванецкого с приемом в члены Всемирного Общества Одесситов, я понял, почему Одесса изменилась.

“Средь шумного бала, случайно” меня осенило.

Больше не видно одесских лиц, а с ними пропал весь одесский лоск.

Те же дома, те же улицы, так же пахнущий Привоз, такие же вкусные пирожки с горохом и кровяная колбаса, по которой я столько времени так скучал, но...

Нет, я не перестал быть одесситом. Это неизлечимо.

Но Одессу наводнили иногородние, пришедшие на смену уехавшим коренным одесситам. Возле ресторанов и магазинов крутятся крутые бритоголовые бугаи.

Самое недорогое средство украшающее лицо - улыбка, а улыбок я не видел ни на улицах, ни на эстраде, ни в магазинах. Исчезла характерная одесская речь, а с ней и юмор.

Куда подевалась одесская морячка в юбочке по “ватерлинию” , с длинными ногами “от коренных” ? Где бабушки, на ходу запихивающие в розовощеких карапузов манную кашу, причитая при этом:

-Кушай уже, кому говорю? Не пей мою кровь. Кушай!

Растаяла размахивающая руками, орущая толпа болельщиков “Черноморца”, где обсуждались не игра и не команда, а тезисы главного болельщика Гроссмана. Говорили, что если Гроссман уедет, то его будут провожать все три игрока “Черноморца” .- Почему три? -А кто еще играет?… Я вспомнил слова нашего школьного учителя математики Якова Абрамовича: -“Начинаем контрольную. Все шпаргалки спрятать. Пользоваться только мозгами, если есть. И никаких “писять”!”

Действительно, для меня это была очередная контрольная без шпаргалок из прошлого. Какое-то странное чувство. Я, вроде, хожу по своей Одессе, но она чужая. Скорее всего это можно сравнить с состоянием птички в клетке, которую взяли в самолет. Она тоже летит...

Единственный маленький островок, где теплится одесская жизнь - Всемирный Клуб одесситов - кое-как цепляется за прошлое. Там собираются настоящие коренные одесситы, чтобы хотя бы почувствовать дух прежней Одессы, пообщаться на родном языке.

Честь им и хвала. Я много раз наблюдал, как из корней погибшего растения вдруг появляется маленький зеленый росток. За ним еще росток и оживает растение, становясь еще сильней и краше прежнего.

Главное - чтобы жили одесские корни. Их уничтожить невозможно... Ну а мне пора возвращаться в Америку. Домой.

Как говорил наш капитан:

- Завтра будет утром.

haim1961
10.08.2008, 18:08
"Регтайм в Одесском ритме"

...Я мчусь по улицам Лос Анджелеса.Из кассетника звучит,полюбившаяся мне,
песня "Пахнет морем" Слова и музыка по особому залегают в душу,так близко
и понятно мне чувство человека к тому,что осталось там.Я мечтаю о встрече с автором,который по своим ощущениям становится мне духовно близким.
Спустя много лет наша встреча состоялась.
Похоже,жизнь не баловала его,штриховала черным по белому,не обделив талантом.Он застенчив.Немногословен,но так ярок в вырежении своих чувств в стихах и в музыке...
Женю,как он сам говорит,не раз выручало увлечением музыкой.Он небыкновенно
чувствует ее.Не будучи музыкально образованным он абсолютно органично
переносит ее в свои стихи.
..."Город детства позабыть нельзя...
Одесса.Женя безумно влюблен в нее.С ней связаны все его первые чувства.И это на всю жизнь.
Одесса.Я не одесситка,но давно полюбила этот город и бывала в нем не раз.
Его особенность - люди.Не знаю,похож ли Женя на всех одесситов,но все они в нем одном.У него свой особый нрав,особый вкус,особый взгляд,глаза...
в них вся его душа.
А вы виделиих? В них столько чувств и боли...

В них плещутся воспоминанья,
Одесский двор,былая юность,
И в жизни первое свиданье,
И звезды в них...Какая лунность.

О,эти черные глаза!
Не утонуть бы уплывая.
В двух каплях моря,как слеза
Листва весенняя,трамваи...

Одесса-мама, те года,
И молодость,что там осталась,
И этот долгий путь сюда
О,как немало им досталась.

Сегодня - Женя автор книги воспоминаний "Регтайм в одесском ритме!
А Вы читали ее?Она написана талантливым человеком - Евгением Кричмаром.
В ней - его вчера,сегодня...- "А завтра будет утром"

Б.Гостомельская.

Все материалы любезно предоставлены автором.
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки]