Памяти клавишника DEEP PURPLE
16 июля 2012 года так называемый «золотой состав» группы DEEP PURPLE понёс первую утрату. От рака поджелудочной железы в возрасте 71 года скончался Джон Дуглас Лорд. Давайте же сегодня помянем этого выдающегося музыканта и вспомним, каким он был.
Возможно, далеко не все знают, что именно Лорд, а не смутьян-гитарист Блэкмор или голосистый Гиллан, являлся центральным ядром группы, её скрепой и, по сути, самым старым участником. Именно он стоял в основании DEEP PURPLE с того момента, когда сосед по съёмной квартире – Крис Кёртис – увлёк Джона идеей основать группу в стиле прогрессивного рока. Крис проект замутил, нашёл продюсеров, но потом затею бросил. А Лорд остался.
Даже после появления Ричи Блэкмора Лорд оставался основным идеологом и рулевым DEEP PURPLE образца 1960-х (впрочем, он был и самым старшим в группе). Тогда Джон активно писал песни, делал все аранжировки и кое-где даже подпевал. Его орган звучал на записях ровней неистовой Блэкморовской гитаре. Достаточно послушать такие песни, как «Anthen», «Blind», «April».
На фото с обложки альбома «The Book of Taliesyn» (1969) мы можем видеть DEEP PURPLE без Гиллана (вокалистом был Род Эванс). Лорд - крайний слева
Ричи Блэкмор о песне «April» («Апрель»):
«Я родился в этом месяце. Поначалу у меня была просто маленькая случайно возникшая мелодия. Я показал ее Джону и он придумал «классический» кусок для средней части композиции. В свои двадцать пять лет я еще не слышал ничего подобного. Для того времени это было достаточно смело».
Вершиной личных амбиций Джона Лорда в DEEP PURPLE стал так называемый «Concerto for Group and Orchestra» («Концерт для группы с оркестром»). Дело в том, что наш герой с раннего детства воспитывался на классической музыке (его отец был саксофонистом), обожал Чайковского, Баха, Грига, Дворжака и планировал делать карьеру именно в этом направлении (для чего окончил Лондонский Королевский музыкальный колледж). Параллельно он увлекался театром (учился в Школе сценической речи) и даже успел поработать в адвокатской конторе, где и услышал по радио таких рокеров, как Джерри Ли Льюис и Бадди Холли.
Так как рок-музыка в 1960-х вышла из узких берегов и расплылась широким потоком, подхватывая самые разные стили и течения, Джон решил, что именно она луче всего подходит для самореализации. Уже в ранних работах DEEP PURPLE слышно это желание Лорда вплести классику в формат рока. А в 1969 году он созрел для рискованной и революционной идеи – написать сюиту, где рок-группа будет играть с симфоническим оркестром.
«Главная проблема заключалась в том, чтобы совместить две различные области музыки, классическую и бит-музыку. Я попрошу не судить нас строго, потому что это всего лишь первая попытка». (Д. Лорд)
Что же тут революционного? – спросите вы. А как же «Сержант Пеппер» БИТЛЗ? А группы PROCOL HA RUMи MOODY BLUES? Но дело в том, что Лорд не собирался использовать оркестр просто как приправу для рок-песни. Его цель была в том, чтобы классика и рок звучали на равных, и на равных нашли точки соприкосновения. Сумасбродную идею поддержал дирижёр Малькольм Арнольд. А вот участники самого оркестра играли с «волосатиками» явно без удовольствия.
Ричи Блэкмор:
«У меня был маленький усилок Vox, и каждый раз, когда я начинал играть, эти парни натурально затыкали уши: «Слишком громко»! Я, значит, пытаюсь, чтобы публика меня услышала, а рядом сидят эти скрипачи с пальцами в ушах. Можете представить, насколько меня все это вдохновляло».
«Концерт группы с оркестром» денег группе не принёс, но шума наделал. Однако Блэкмор и недавно появившийся Гиллан поняли, что дальше потакать амбициям Лорда не стоит, и заявили, что хотят более жёсткой и роковой музыки. Джон Лорд не противился, группа для него была важнее личных амбиций. К тому же он очень уважал талант и чутьё гитариста и вокалиста DEEP PURPLE.
Джон Лорд:
«Если и существует вообще формула PURPLE, то она такова: голос Гиллана, гитара Ричи. Остальное не так важно, и структура песни не играет роли. Ричи всегда найдёт подходящий рифф, а Гиллан всегда сориентируется в любой песне».
В результате на свет родился знаменитый альбом «In Rock» – один из столпов стиля «хард-рок». Лорд хоть и отошёл в тень Блэкмора и Гиллана, но его орган оставался «визитной карточкой» стиля группы (как и фирменные вкрапления классики в ткань тяжелого рока). Пассажи Джона звучали убедительно, плотно и мощно даже на фоне неистовой гитары Ричи (достаточно послушать хотя бы «Speed King», «Highway Star», «Child in Time», «Fireball», «Pictures Of Home»).
Джон Лорд:
«Я начинаю понимать, что значит слово «чувственность». Я всегда был холодным органистом. Технически компетентным, но без капли чувства. Я многому научился у нашего гитариста Ричи и кое-что почерпнул от барабанщика Яна. …Вообще-то, Ричи на самом деле большой любитель классической музыки. Но на сцене он умеет хорошо скрывать эту сторону своей личности (смеётся)».
Надо сказать, что первой и постоянной любовью клавишника был электроорган «Хэммонд», с которым он не расставался даже тогда, когда его коллеги перешли на синтезаторы. Тем не менее, Джон продолжал заниматься игрой и на фортепиано, чтобы, как он говорил,
«пальцы не становились ленивыми».
Несмотря на то, что Лорд в 1970-х уже не был главным музидеологом группы, именно он оставался её скрепляющим центром. Его учтивые манеры, тактичность и порядочность сделали его главным миротворцем на протяжении почти всей истории DEEP PURPLE.
«Моей первой и единственной любовью всегда останется DEEP PURPLE. Пока эта группа существует, я всегда буду играть в ней. Я просто не могу себя представить в иной роли, чем в качестве клавишника DEEP PURPLE». (Д. Лорд)
Джон Лорд:
«Я же всегда был одним из самых спокойных в группе, наиболее флегматичным. Оттого ко мне часто обращались: «Слушай, а то ты думаешь, Джон о том-то и о том-то?! Вот у нас пока разные мнения. Наверное, я дам ему в глаз?..» На «миротворчество» уходили силы, эмоции...».
Иногда силы убеждения Лорда не хватало. Но даже когда из группы ушли – сначала Гиллан с басистом Гловером, а затем и сам Блэкмор – Джон пытался сохранить группу до последнего. По сути, он да барабанщик Ян Пейс – были единственными неизменными участниками DEEP PURPLE. Кроме того они дружны и даже женаты на сёстрах-близняшках.
Джон Лорд:
«Причем каждый из нас уверен, что он-то и выбрал самую лучшую... Близнецы очень верны друг дружке: если моя жена куда-то уезжала, то ее сестра не забывала позвонить и узнать, как дела, не нужна ли помощь. Так что мы с Яном, в общем, выгодно женились – получили не одну жену, а две!»
Забавно, что в 1973 г. Лорд взял на место Гиллана Дэвида Ковердейла, а после распада DEEP PURPLE уже Ковердейл взял Лорда клавишником в свою группу WHITESNAKE. В 1984 г. DEEP PURPLE воссоединились, и Джон работал в группе вплоть до 2002 года. При этом за всю карьеру группы Лорд не забывал о своей старой страсти и выпускал сольники, где продолжал налаживать узы между классикой и роком.
Одним из самых популярных сольников Лорда был диск «Sarabande» (1976)
Джон Лорд:
«Иногда мне говорят: как ты можешь играть эту музыку, если ты одновременно делаешь совсем другую? Как ты можешь любить рок-музыку и классику? Для меня это звучит, как если бы кто-то спросил: как ты можешь есть мясо, если ты ешь картошку? Сейчас после каждого концерта слушаю в своей уборной только классическую музыку. Без Моцарта я бы, наверное, уже давно помер и лежал бы на кладбище!»
В 1999 году Джон отметил 30-летие своего «Концерта для группы с оркестром» и снова исполнил его на публике. Интересно, что утерянную партитуру буквально на слух восстановил датский музыкант Mojo de Goeij. Правда, как и прошлый раз, одна пожилая скрипачка строго сказала басисту Гловеру, чтобы тот её случаем не «оглушил», но после концерта она осталась довольна.
Сольно Джон Лорд посещал Россию дважды - в 2009 и 2011 году, где выступал в сопровождении оркестра
Джон Лорд:
«Через 30 лет эта музыка вернулась и снова изменила мою жизнь… Она дала мне смелости уйти и сделать новую карьеру, вне рок-группы».
Последние годы Лорд полностью ушёл в сольное творчество – во многом сложное и непонятное рядовому рок-меломану.
Так было вплоть до 2011 года, когда Джон объявил поклонникам о своём онкологическом заболевании. Перед Новым 2012 годом Лорд написал на своей интернет-страничке: «У меня всё хорошо, и я вернусь с большой новостью на следующей неделе или около того. Желаю вам успехов и счастья, и, прежде всего, желаю вам здоровья».
Большая новость оказалась совсем не хорошей. Джон Лорд не вернулся...
P.S.
Продолжаем поминать Джона Лорда:
читать дальше →
1) DEEP PURPLE. Начало. Еще нет Гиллана и Гловера. Поёт Род Эванс. Большинством аранжировок заправляет джон Лорд. И это слышно Музыка близка к прогрессивному року и очень красива.
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]
Песня целиком авторства Лорда.
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]
2) А вот эпоха "золотого состава" DEEP PURPLE. Лорд рулит не так, как прежде, уступая Блэкмору и Гиллану, но его орган звучит, как прежде мощно. Это хорошо слышно в нижеприведенных композициях. Шедевральную "Child in Time" не привожу - у меня на нее отдельные планы.
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]
Одна из любимых песен Лорда.
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]
Ричи Блэкмор о песне "Highway Star":
"Единственная вещь, соло для которой было придумано раньше, чем она начала записываться. Мне хотелось наложить соло из Моцарта на последовательность аккордов, также взятую из Моцарта".
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]
3) Лично я не большой фанат сольного творчества Джона Лорда и вообще направления арт-рок. Но его сольники всегда выполнены на высоком уровне, а отдельные вещи весьма хороши и для непродвинутого слушателя.
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]
Для справки: Бурре - это такой средневековый французский народный танец.
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации] [Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]