Показать сообщение отдельно
  #18  
Старый 10.09.2009, 21:13
Аватар для haim1961
haim1961 haim1961 вне форума
Администратор
Ветеран форума
 
Регистрация: 29.01.2008
Адрес: Израиль.г Нетания
Сообщений: 2,170
По умолчанию


ПРИМЕЧАНИЯ
:


1. Заметим, что все эти жанры присутствовали в творчестве Владимира Высоцкого. Высоцкий также был первым, кто соединил авторскую песню с блатной. Потому его, наряду с известным исполнителем блатного фольклора Аркадием Северным (1939-1980), по справедливости следует считать одним из основоположников рассматриваемого музыкального направления. Конечно, Владимиру Семеновичу вряд ли бы понравилось, если бы его творчество назвали “русским шансоном”. Не нравится это словосочетание и некоторым современным представителям жанра, в том числе весьма выдающимся, таким как Александр Новиков, Иван Кучин. Мы здесь пользуемся этим термином, поскольку он стал общеупотребительным применительно к одному из трех основных форматов современной русской музыки, пользующихся коммерческим спросом (эстрадная музыка или “попса”, шансон и рок).

2. В книге “Легенды русского шансона” (с. 168) и на некоторых интернет-сайтах содержится неверная информация о том, что Токарев якобы получил свое нынешнее имя от родителей: дескать, оно было образовано, в духе того времени, от инициалов Владимира Ильича Ленина. Это не так. “Дедушка русского шансона изначально был Василием, а Вилли он стал называться в Америке. Это подтвердил в личной беседе с пишущим эти строки старший сын певца, бывший ведущий Радио Петроград – Русский шансон Антон Васильевич Токарев. Правда, к настоящему времени Токарев-отец, следуя прихоти, характерной для многих звезд, узаконил свой псевдоним и зовется вполне официально, по своему российскому паспорту “Вилли Иванович Токарев”.

3. Это свидетельство Трофима о собственном творчестве не следует воспринимать слишком буквально. У него, действительно нет произведений, соответствующих традиционным канонам блатного жанра (“хорошие” воры, “плохие” менты, невинно страдающие зэки – все, что мы можем найти у того же Михаила Круга). Тем не менее, есть песни, в которых присутствуют криминальные персонажи и соответствующие сюжеты, в основном из жизни современной России, например “Братва”, “Танька” (альбом “Аристократия помойки-1”), “Природа”, “Босота…”, “Третий лишний” (“Аристократия помойки-3”), “Судьба”, “Жиган” (“Аристократия помойки-4”), “Запричитала мать” (“Бард-авангард”). Также в 1998 г. Сергей Трофимов выпустил альбом “Вести из колючего далёка”, где исполняет вещи из блатной классики, включая знаменитую “Мурку”.

4. Слово «лох» в языке современных бандитов заменило собой старое слова «фраер».

5. Эволюция в направлении от рок-н-ролла к шансону наблюдается сегодня не только в творчестве Шевчука, но также и у Гарика Сукачев и некоторых других, менее известных рок-музыкантов. Возможно, Александр Новиков (между прочим давний друг лидера ДДТ) не без основания утверждает, что рок “никогда не приживется в нашей стране и все равно переродится в шансон” ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации])

6. “Почему я закавычил слово “генерал” в названии? Потому что знаю изумительных генералов, настоящих отцов солдатам” - поясняет Шевчук в интервью АиФ ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]).

7. Под “шутом” К.Кинчев, как он неоднократно признавался, подразумевает самого себя и себе подобных: тех, кто свидетельствует перед обезбоженным миром о правде (православной истине) в непривычной, для многих шокирующей форме (например на языке “тяжелого рока”).

8. Прототипом Вадима Упорова является Вадим Иванович Туманов (род. 1927), друг Высоцкого, проведший 8 лет (с 1948 по 1956 г.) в колымских лагерях, после освобождения организовавший ряд старательских артелей золотодобычи на Колыме, в Якутии, на Охотском побережье, в Приморском крае, Сибири и на Урале. В настоящее время возглавляет многопрофильное акционерное общество "Туманов и Ко". Интервью с В.И.Тумановым можно прочитать в “Новой газете” от 25 июля 2005 г. (Анна Саед-Шах “Капитан золотого запаса” [Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]).

9. Пояснение для тех немногих, кто абсолютно “не в теме”: вором на языке уголовного мира называется не всякий вообще преступник, занимающийся кражами, а именно “коронованный” авторитет, получивший титул “вора в законе”.

10. Первый куплет песни М.Круга «Милый мой город» (из альбома «Зеленый прокурор», 1996 г.) звучит так:
Милый мой город печали и слёз,

Старой России надёжная твердь,

Ты засыпаешь под шёпот Тверцы и Волги.

Ты засыпаешь под шёпот берёз,

Спи, моя добрая матушка-Тверь,

И до утра ещё так далеко, так долго.

11. Вот, например, какими чертами в песне “Катя”, сюжет которой относится к эпохе коллективизации, Круг рисует образ представителя советской власти, разрушающего счастье главной героини:

“Но на ее беду в бурке большой, казачьей

Въехал в деревню ту опер для раскулачки.

Молод он был, красив, со стариками дерзок,

Кожаный френч носил, выпить любил и девок”.

- “Я учу сына, что у нас в жизни три врага: наркоманы, коммунисты и гомосексуалисты”, - говорил Круг журналисту газеты “Новости Петербурга” (Пешков Н. Михаил Круг молил бога, чтобы все было хорошо//Новости Петербурга, №27(247), 2 июля 2002 г).

12. В этом, кстати, принципиальное отличие современного русского общественного сознания от западного, обусловленное спецификой нашего исторического опыта в XX веке.

13.“Уголовным бардом” некоторые представители демократической прессы 90-х годов называли Александра Новикова. По отношению к автору “Извозчика” и “Шансоньетки” такая характеристика не вполне справедлива, зато она как нельзя лучше подходим ко многим его коллегам по шансонному цеху.

14. Розенбаум неоднократно категорически возражал против причисления его к шансону, более того, ему решительно не нравится этот французский термин, прилагаемый к русским песням. Мы не будем здесь спорить с уважаемым Александром Яковлевичем, который давно уже вышел за рамки жанра и приобрел официальный статус и на большой эстраде, и в российской политике (народный артист, депутат Госдумы от “Единой России”). Отметим только, что, несмотря на указанные обстоятельства, творчество этого автора-исполнителя до сих пор представлено в полном объеме лишь на радиостациях «шансонного» профиля; для станций же, ориентированных на эстрадную музыку многие его вещи (как из раннего, “одесского”, так и из позднейшего периода) были и остаются “неформатными”. Также несомненно то огромное влияние, которое оказал Александр Розенбаум и на Новикова и на Круга, и на Александра Звинцова и на многих других жанровых исполнителей.

15. Естественно, здесь имеется в виду воровской закон, а не УК.

16.“За все время правления Сталина количество заключенных, одновременно находящихся в местах лишения свободы, никогда не превышало 2 миллионов 760 тысяч (естественно, не считая германских, японских и прочих военнопленных). Таким образом, ни о каких "десятках миллионов узников ГУЛАГа" не может быть и речи… В январе 1950 года численность заключенных в СССР составляла 2.760.095 человек - максимальный показатель за все время правления Сталина. Население СССР на этот момент насчитывало 178 миллионов 547 тысяч. Получаем 1546 заключенных на 100 тысяч населения” (Пыхалов И.В. Время Сталина: факты против мифов. – СПб., 2001. – С.16). Общее число заключенных, побывавших в ГУЛАГе за все время его существования, согласно архивным данным составило около 9, 5 млн. человек (Там же. С.17).

17. Журналистка “кремлевского пула” в таких словах передавала своим друзьям впечатления от встречи с В.В.Путиным (тогда директором ФСБ) в декабре 1998 года: “Как ни странно, он не одноклеточный. Кажется, вполне среднего, советского, образования и заурядного интеллекта. Но гибкий. А временами с каким-то пацанским, дворовым (если не сказать подзаборным) обаянием...” (Трегубова Е. Байки кремлевского диггера. – М., 2003. – С.167). Много лет спустя это выражение – “пацанское обаяние Путина” было подхвачено известной ведущей “Эха Москвы” (а также певицей бардовского жанра) Нателлой Болтянской. Но авторство принадлежит именно Леночке Трегубовой.

18. Мы употребили здесь кавычки, поскольку существует толерантность или, лучше сказать по-русски, терпимость в хорошем смысле этого слова, означающая уважительное отношение к человеку другой культуры, нации религии, иных убеждений. Это уважительное отношение отнюдь не подразумевает отказ от собственной идентичности, принятие чужого мнения как своего, усвоение мировоззренческого релятивизма в качестве нормы мышления. Между тем в странах современного “цивилизованного мира” мы чаще всего имеем дело с так называемой “угнетающей толерантностью” принципы которой сформулировал известный философ, представитель Франкфуртской школы Г.Маркузе: “нетерпимость к правым движениям и терпимость к движениям левым” (цит. по: Бьюкенен П.Дж. Смерть Запада. – М.-СПб., 2004. – С. 124). На практике это означает подчеркнутую доброжелательность по отношению к революционным и деструктивным идейным течениям самого разного толка (от анархизма и феминизма до радикального исламизма) при одновременном нигилистическом отношении к традиционным ценностям европейской (и русской) культуры: религиозным, национально-государственным, морально-этическим; преувеличенный пиетет перед всякого рода “меньшинствами” и циничное игнорирование интересов и воли большинства. Частный пример такого рода избирательной “толерантности” - политика центральных российских телеканалов в 1990-х – начале 2000-х годов: активная и навязчивая раскрутка “звезд”, пропагандирующих всевозможные пороки и извращения и упорное игнорирование авторов-исполнителей русского шансона, несмотря на их популярность у огромной части населения. М.Круг, в частности был убежден, что единственная причина запрета для него доступа на “голубой экран” - его “резко отрицательное отношение к сексуальным меньшинствам” (Никитин Р. Михаил Круг. Эхо живой струны, с. 100). Надо сказать, что в последние годы ситуация отчасти переменилась к лучшему, и мы видим иногда по телевидению представителей данного жанра. Но все же не так часто, как хотелось бы: порочные традиции либеральной эпохи пока еще не полностью изжиты.

19. Александр Дюмин (род.1968) – яркий представитель так называемого “жесткого шансона”. Р.Никитин относит его к числу “знающих братву не понаслышке” (Михаил Круг. Эхо живой струны, с. 80). Правда, по сведениям других источников, судимостей, закончившихся реальным сроком, в биографии этого певца не было (возможно, лишь в силу счастливого стечения обстоятельств). Тем не менее, песни Дюмина (самые известные - “Пацаны”, “Люберцы”, “Тук-тук-тук”, “Шпана”, “Боль”, “Девчонка из Кургана”) несут на себе явную печать подлинности передаваемых в них событий и переживаний. Они производят сильное впечатление на многих слушателей не благодаря какой-то особой музыкальности или поэтичности, а благодаря обнажающей душу искренности, внутренней энергетике, которая чувствуется в интонации этого автора-исполнителя.

20. Автохарактеристика Юрия Юлиановича: “Я не жлоб, я очкарик” (из песни “Московская барыня”, альбом “Метель августа” - 2000 г.). Этот же эпитет Шевчук прилагает к себе в интервью журналу “Фома” (Ю. Шевчук: “Если Бога нет то жить вообще незачем”. – Фома. - № 5(28) - 2005).

21. Дабы никого не раздражать, уточним, что мы употребляем здесь слово “культура” не в высоком, а в широком его толковании – как всякий вообще продукт творческой и иной разумной деятельности человека.

22. Когда Виктор Ющенко во время оранжевой революции заявил что-де "украинцы не должны строиться в шеренги и петь Мурку" (будем, мол, подальше от этой бандитской России ), то автор этих строк выдал такой комментарий: "Не любите "Мурку" - тогда отдавайте нам Одессу!" Это ведь и впрямь несправедливо: Ростов-папу разлучили с Одессой-мамой. Папа у нас остался, а мама бедная - за кордоном.

23. Из книги-очерка Алексея Лишенкова о прошлом и настоящем знаменитой петербургской тюрьмы “Кресты”: “Это было в 1995 году во время выборов в Государственную думу. Один из кандидатов блока “Наш дом — Россия” выдвигался в избирательном округе, в который входили “Кресты”. Как известно, большинство обитателей этой тюрьмы еще не осуждены, а потому по закону имеют все гражданские права, в том числе право избирать и быть избранными. Так вот, говорят, что кандидат, приложивший изрядные усилия” чтобы заполучить эти голоса, с треском провалился по причине незнания “понятий”. Эмблемой блока “Наш дом — Россия” был петух... Увидев листовки с эдакой символикой, ни один уважающий себя арестант за подобный блок, понятное дело, не проголосовал...” (Лишенков А. Кресты. – СПб., 2002. – С. 126).

Что означает слово “петух” на лагерном жаргоне, думаю, пояснять никому не надо. Наша новая партия власти также избрала себе символ из числа представителей фауны, и гораздо более удачно. Всем понятно, что “русский медведь” - это круто. Однако, выбирая цвет партийного флага единороссовские политтехнологи явно что-то недодумали. Этим однажды воспользовались их политические противники – коммунисты, которые в 2007 г. провели избирательную кампанию в Красноярском крае под лозунгом: “Лучше красный, чем голубой”, и добились существенного успеха, в том числе у молодежи.

24. Евгений Евтушенко давно уже заметил в одном из своих стихотворений, что «интеллигенция поет блатные песни». В актуальности этих слов поэта-шестидесятника можно вы можете убедиться хотя бы если посмотрите или послушаете телерадиопрограмму Эдуарда Успенского и Элеоноры Филиной «В нашу гавань заходили корабли». Интересно и такое свидетельство Г.Кричевского, относящееся к совсем недавним временам: «Мне запомнился концерт в Москве в концертном зале Академии Наук. Было забавно – почтенные академики, которых я видел по телевизору, требовали от меня исполнять только блатные песни. Я специально подготовил для них нежную лирическую программу, а пел блатные» ([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]). Существует, конечно, определенная часть интеллигенции, которая принципиально отвергает блатной жанр и блатную стилистику в любых ее проявлениях, но эти люди не составляют абсолютного большинства в нашем образованном сословии.

25. Мы не оспариваем того, что Святая Русь жила и живет в ее святых подвижников и героев, что она существует как идеал в сердце православных русских людей. Мы здесь говорим лишь о том, что реальная жизнь российского государства и народа в целом была, как правило, от этого идеала очень далека.

26. «Бездуховные, во власти доллара, американцы? — переспрашивает Вилли Токарев. — Нет, не только доллар ими владеет. Они безумно любят свою родину. Патриоты великие. Помню, отдыхал после концерта в ночном клубе. Охрана — двое полицейских — стопроцентные американцы, один итальянского, другой — ирландского происхождения. Разговор, слово за слово... Разгоряченный ирландец и говорит: «Служа в полиции, я жизнь готов отдать за Америку, а если кто-то обидит ирландца, все мы — ирландцы — соберемся и пойдем разбираться».

Вообще, о США нужно судить не по Нью-Йорку или Чикаго, а по глубинке, по «одноэтажной Америке», как говорили еще Ильф и Петров. А никогда не отдыхающий мотор Нью-Йорка, этот агрегат может, засосав, покалечить кого угодно — да того же провинциального американца, добротой своей и отзывчивостью чем-то похожего на русского, кстати (Никитин Р. Легенды русского шансона, с. 182-183).

27. Счастливое исключение из этого правила представлял Советский Союз, где именно высокая культура усилиями партии, правительства и творческой интеллигенции активно «внедрялась в массы». Однако постсоветская Россия на наших глазах благополучно скатывается до уровня «мировых стандартов».

28. Для интересующихся: еврейское происхождение (из языка «идиш») имеют многие слова уголовного жаргона, некоторые из которых вошли ныне в жаргон общеупотребительный. Так, «пацан» происходит от еврейского сова «поц», означающего мужской половой орган. Из идиша заимствованы такие слова, как «фраер», «ксива», «хаза», «мусор» (применительно к милиционеру) и многие другие. Не будем дальше продолжать примеры, т.к. это не составляет главный предмет настоящей статьи, и к тому же под рукой нет соответствующего словаря. Как известно, всякий богатый язык богат, в числе прочего, и заимствованиями. В русском языке огромное количество грецизмов, латинизмов, тюркизмов, галлицизмов, наконец, американизмов. Непонятно, почему у некоторых вызывает особое негодование тот факт, что мы заимствовали нечто и из лексики «избранного народа».


Набор фотографий взят из сети интернета.
В работе над статьей автор использовал материалы следующих источников:


([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации])
([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]).
([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации])
([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации])
([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации])
([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации])
([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации])
([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]) .
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации])
([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации])
([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации])
([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации] ).
([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации])
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации])
([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]).
([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации])
([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации])
([Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]
- [Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]) (22)
__________________
"МИР НА ФОРУМЕ"



Последний раз редактировалось Admin; 10.09.2009 в 21:21
Ответить с цитированием