17 Jun 2017


 
Среди звуковых редакторов программа WaveLab отличается продвинутыми средствами для мастеринга, в том числе мастеринга DVD-Audio, которые появились еще в пятой версии. Поскольку в предыдущей статье о WaveLab рассматривалась четвертая версия, в этой статье будет рассказано о новых возможностях пятой и шестой версий.
 
Отметим, что в WaveLab звуковая обработка выполняется, в основном, в реальном времени с помощью плагинов мастер-секции или плагинов в среде Audio Montage. При этом офлайн-обработка представлена меньшим количеством алгоритмов по сравнению с другими звуковыми редакторами.
 
Как полагается, для начала познакомимся с системными настройками WaveLab.
 
Вкладка General
Попасть в окно предпочтений (Preferences) можно через меню Options — Preferences. Мы окажемся на вкладке General (рис. 1).
 

 
Рассмотрим назначение параметров.
 
Language — выбор языка (по умолчанию английский).
 
Show logo screen on startup — если вас раздражает появление логотипа программы при загрузке, можете снять флажок.
 
Open last window layout on startup — если флажок установлен, то при следующей загрузке программы открываются те же окна, которые были открыты в предыдущий раз (загрузка с нажатой клавишей Ctrl отменяет действие этого параметра).
 
Save preferences on exit — если активно, то настройки предпочтений автоматически сохраняются при выходе из программы. Отключать этот параметр не следует.
  
Use AES17 standard for RMS values — настройка касается алгоритма расчета уровня индикации RMS для синусоидальной волны полного масштаба (0 дБ Full Scale). Если флажок установлен, то уровень RMS равен 0 дБ в соответствии со стандартом AES17.
 
Pitch of A3 — установка референсной высотности редактора, алгоритмы преобразования frequency-to-note учитывают этот параметр.

Вкладка Audio device
Редактор WaveLab, начиная с четвертой версии, поддерживает программный интерфейс ASIO. Чтобы выбрать правильный ASIO-драйвер, перейдем на вкладку Audio device (рис. 2).
 

 
Познакомимся с параметрами настройки WaveLab на этой вкладке.
 
Playback/Record device — в этом списке выбирается правильный ASIO-драйвер (от производителя звукового оборудования). Отметим, что при установке фирменного ASIO-драйвера список Record Device становится недоступным, потому что вход и выход обеспечиваются одним драйвером.
 
Примечание. Правильный ASIO-драйвер обеспечит минимальное время задержки (latency) и максимальное использование звукового устройства. При выборе фирменного драйвера некоторые параметры становятся недоступными. Эти параметры мы не рассматриваем.
 
Buffer Number — объем оперативной памяти, выделяемый под буферизацию воспроизведения. Как правило, этот параметр не требует изменений, но можно поэкспериментировать с ним в сторону уменьшения, если кажется, что отклик редактора (например, на перемещение фейдеров уровня Audio Montage) слишком медленный.
 
ASIO, Connections — кнопка вызова окна виртуальной коммутации логических каналов редактора и физических ASIO-портов (рис. 3). Окно поделено на три секции:
- секция коммутации восьми каналов на восемь выходов (8 logical channels mapped to 8 ASIO outputs),
- секция коммутации внешнего устройства обработки (External Gear Connections),
- секция коммутации входов (Input mapping).
 

 
ASIO, Control Panel — вызов панели управления звукового оборудования.
 
ASIO, Start streaming at application startup — если при воспроизведении возникает задержка, то можно попробовать включить эту опцию, тогда ASIO-система будет инициализирована сразу при запуске редактора (решение о включении опции зависит от конкретного типа ASIO-устройства).
 
Perform short fade-in/out when starting/stopping playback — если опция активна, то вначале и в конце воспроизведения добавляются короткие фейды для устранения щелчков.
 
Transport settings are global to all windows — если требуются отдельные настройки управления транспортными функциями для разных окон, то опция должна быть отключена.
 
Release audio hardware... — эта опция позволяет использовать аудиооборудование другим приложениям в то время, когда программа WaveLab загружена.
 
Playback cursor, Get position from audio driver — эта опция должна быть включена, так как обеспечивает самую точную позицию курсора при воспроизведении. Однако, если аудиодрайвер "лжет", то можно отключить опцию и позволить редактору самому вычислить позицию курсора с помощью альтернативного метода.
 
Playback cursor, Correction — эта опция позволит сместить позицию курсора относительно актуальной позиции воспроизведения.
 
Вкладка VST
Перейдем к вкладке VST (рис. 4), где можно навести порядок в VST-плагинах.
 

 
Use VST plugin shared folder — если на компьютере установлены приложения Steinberg Nuendo или Cubase, то WaveLab может использовать VST-плагины из общей папки (shared folder). Опцию нужно оставить включенной.
 
Optional extra VST plugin folder (WaveLab specific) — в случае, если имеются VST-плагины в другой папке, можно указать путь к ней и тем самым обеспечить доступ к плагинам со стороны редактора.
 
Ignore plugins located... — можно запретить доступ редактора к папке (подпапке) с плагинами. WaveLab проигнорирует эту папку.
 
Do not load the following plug-ins — здесь можно исключить загрузку некоторых плагинов, например, VST-инструментов. Любые плагины, включенные в этот список, не будут загружаться в WaveLab.
 
VST Plugin knobs — установка предпочтительного режима для регуляторов редактора:
- Circular mode — поведение виртуального регулятора напоминает реальный, ручку можно вращать, а щелчком мыши ее можно установить в заданное положение;
- Circular mode (relative movement) — работает так же, как и Circular mode, но нельзя позиционировать ручку щелчком мыши;
- Linear mode — в этом режиме ручку можно поворачивать вертикальным движением мыши, как будто это не ручка, а фейдер. Режим удобный, потому что для успешного вращения виртуальных ручек в других режимах нужно приобрести специфический навык.
 
Faster graphics refreshing (consumes more computer power) — эта опция ускоряет работу графических дисплеев VST-плагинов, например, плагинов-измерителей.
 
Force plug-in detection at next launch — если нажать эту кнопку, то WaveLab просканирует VST-плагины при следующем запуске программы.

Вкладка File
На вкладке File также находятся важные системные настройки (рис. 5).
 

 
Познакомимся с ними более подробно.
 
Temporary file resolution — список выбора разрядности временных файлов. В работе WaveLab сохраняет промежуточные результаты редактирования в виде временных файлов. Чтобы не потерять качество, следует оставить максимальную разрядность — 32 бита с плавающей запятой (32 bit float).
 
Allow opening of dual mono files — разрешить открывать два монофайла как стереофайл.
 
Warn when opening a file with a malformed header — при загрузке файла с дефектным заголовком WaveLab выдаст предупреждающее сообщение.
 
Create optimized audio file headers — создание оптимизированных заголовков для звуковых файлов. Опция позволяет выровнять первый отсчет (семпл) звукового файла на дисковом секторе. Некоторые приложения могут читать такие файлы некорректно, тогда опцию следует отключить.
 
Support RF64 file format — поддержка формата RF64. Стандартный стереофонический WAV-файл может быть не больше 2 Гб. Формат RF64 снимает это ограничение. WaveLab 6 работает следующим образом: пока при записи размер файла не превышает 2 Гб — это стандартный формат WAV. Как только размер файла превысил порог в 2 Гб, файл автоматически переводится в формат RF64 без изменения расширения. Такой файл можно будет открыть только в приложениях, поддерживающих формат RF64. При записи длинных сессий такая опция будет полезна.
 
Save audio files in the background — опция, разрешающая сохранять аудиофайлы в фоновом режиме.
 
Write markers in WAV file header — опция, разрешающая сохранять маркеры в заголовке аудиофайла для других аудиоприложений. "Для себя" WaveLab автоматически создает специальный MRK-файл.
 
Create peak files in an independent folder — создавать peak-файлы (файлы с графической формой отображения звуковой волны) в отдельной папке. Если опция отмечена, появляется кнопка Edit с диалогом установки пути к заданной папке.
 
Create peak files when... — при активной опции WaveLab автоматически создает peak-файлы (GPK). В дальнейшем аудиофайл с сохраненным peak-файлом быстрее загружается.
 
Delete peak files when... — опция автоматического удаления peak-файлов.
 
Performance, Disk block buffer size — опция управляет размером буфера жесткого диска. Увеличение буфера может потребоваться, если часто используются 24- или 32-битные файлы, а также при использовании функции Audio Montage с большим количеством дорожек.
 
Use system cache — опция по умолчанию отключена; это означает, что WaveLab читает файлы в обход системного кэша Windows. С современными жесткими дисками включать эту опцию нет необходимости.
 
Окно Wave
В WaveLab редактирование аудиофайлов осуществляется в окне Wave. Можно создать новое пустое окно (File — New — Wave) или просто загрузить файл через меню File — Open — Wave. Пустое окно Wave можно создать еще проще, для этого достаточно в главном окне редактора выделить рамкой произвольную область.
 
При создании окна через File — New — Wave появляется диалоговое окно Audio properties (рис. 6).
 

 
В этом окне можно определиться с частотой дискретизации, разрядностью и количеством каналов. Для удобства добавлены пресетные шаблоны, например, DVD-A Highest.
 
Как и в предыдущих версиях WaveLab, звуковая офлайн-обработка файла или его выделенной области может выполняться через пункты меню Process. Онлайн-обработка реализуется через цепочку плагинов мастер-секции (рис. 7).
 

 
Пресет мастер-секции для файла
Отметим полезное нововведение шестой версии. Теперь каждый файл (а также и Audio Montage) может иметь свой собственный пресет мастер-секции. В пресете сохраняется вся цепочка плагинов мастер-секции. Чтобы сохранить пресет, достаточно щелкнуть по кнопке M с нажатой клавишей Ctrl (рис. 8).
 

 
После этого нажатие кнопки M вызовет загрузку пресетной цепочки плагинов. Для перезаписи пресета нужно опять щелкнуть по кнопке M с нажатой клавишей Ctrl.
 
Данное нововведение весьма прогрессивно. Сравним WaveLab с Samplitude Professional, где каждый загруженный файл имеет свою отдельную мастер-секцию. Поэтому в Samplitude каждый файл обрабатывается собственной цепочкой плагинов. В WaveLab сохранение пресета мастер-секции позволит либо применять для каждого файла отдельную цепочку плагинов, либо воспользоваться мастер-секцией как общей цепью для обработки (отказаться от пресетов файла).
 
Офлайн-обработка файла
Офлайн-обработка файла (или выделенной области файла) реализуется через меню Process. Здесь нет существенных отличий от конкурирующих звуковых редакторов. Обрабатывается либо весь файл, либо выделенная область.

Процесс Pitch quantize
В качестве примера рассмотрим офлайн-процесс Pitch quantize (Process — Pitch quantize). Данный алгоритм делает высотную коррекцию (исправляет интонацию) материала в соответствии с темперированным строем или квантует по высотности. Есть и ограничения — алгоритм работает только с одноголосными партиями, например, с вокалом или солирующими инструментами.
 
Рассмотрим интерфейс диалогового окна процесса (рис. 9).
 

 
Reference frequency — опорная частота, по умолчанию нота Ля (440 Гц).
 
Tolerance — допуск в центах (сотых долях полутона), например, если вокалист отклонился на 25 центов, а допуск установлен 10 центов, то в результате коррекции нота будет сдвинута на 15 центов.
 
Slur time — время адаптации алгоритма, или задержка исправления. Для естественного звучания вокала начало алгоритма исправления лучше задержать, потому что вокалист как бы подстраивается в начале ноты и эту фазу лучше не корректировать.

Плагин (процесс) нормалайзер громкости Loudness Normalizer
В шестой версии WaveLab появился процесс Loudness Normalizer (Process — Loudness Normalizer). Этот плагин выполняет нормализацию громкости — этап, необходимый при мастеринге альбома. Нормалайзер громкости также доступен и в окне пакетной обработки Batch process, поэтому с помощью нормалайзера можно автоматически выровнять громкость у группы звуковых файлов, например, будущих треков Audio CD.
 
Выравнивание громкости — это одна из основных задач премастеринга. Миксы, полученные в разных условиях (даже в разных студиях), как правило, не совпадают по громкости. Однако слушатель будущего альбома должен быть избавлен от необходимости крутить громкость на воспроизводящем устройстве после каждого трека.
 
Теперь решение этой сложной задачи автоматизировано. Достаточно набрать группу звуковых файлов (миксов) в процессор пакетной обработки и применить Loudness Normalizer. Рассмотрим интерфейс нормалайзера громкости (рис. 10).
 

 
Desired Loudness — желательная (целевая) громкость (RMS); установка уровня громкости, который плагин должен достичь. WaveLab выдаст предупреждающее сообщение в случае, если установлено недостижимое для алгоритма значение громкости. Рекомендуется пользоваться сбором статистики (кнопка Statistics) для оценки работы алгоритма, например, будет ли применяться пиковое ограничение (Peak Limiting), рис. 11.
 

 
Sliding interval (keep maximum) — если опция не отмечена, алгоритм оценивает усредненный уровень RMS на всем звуковом файле. Для файлов с большим динамическим диапазоном рекомендуется включить опцию Sliding interval.
 
Compensate for ear’s frequency sensitivity — компенсация чувствительности уха. Человеческое ухо наиболее чувствительно к средним частотам слышимого диапазона (это иллюстрируют кривые Флетчера-Мансона). Данный параметр коррекции поможет выровнять громкость, если в сигнале много баса; при нормализации звуковых файлов нужно установить одинаковую желательную громкость (Desired Loudness) и одинаковую компенсацию, тогда и файлы будут звучать одинаково громко.
 
Catch loudness from audio selection — установка значения желательной (целевой) громкости по средней громкости, найденной в выделенном диапазоне или звуковом файле.
 
Peak Limiter, Max peak level — установка максимального пикового уровня для результата обработки. Уменьшение пикового уровня уменьшит громкость.
 
Peak Limiter, Softness — мягкость работы пикового лимитера. С помощью этого важного параметра нужно найти компромисс между громкостью и неизбежными искажениями в результате работы алгоритма.
 
Remove DC offset — удаление смещения по постоянному току, рекомендуется оставить опцию включенной.
 
Attempts/Analysis, Desired precision — точность алгоритма нормализации громкости. Если уровень целевой громкости настолько высок, что уже требуется пиковое ограничение, то нужно учесть, что само по себе пиковое ограничение также снизит громкость; все параметры алгоритма не могут быть вычислены заранее, поэтому вычисления осуществляются в несколько проходов.
 
Attempts/Analysis, Maximum number of passes — максимальное количество проходов алгоритма. WaveLab произведет столько проходов, сколько необходимо для обеспечения требуемой точности. Эта опция ограничивает максимум.
 
Attempts/Analysis, Authorized peak compression — слишком большое сжатие (пиковая компрессия) может ухудшить качество. Эта опция определяет предел для сжатия.
 
Warn if unmatched — опция активизации предупреждения в случае, если желательная громкость и точность не могут быть достигнуты алгоритмом.
 
Statistics — кнопка вызова статистики.
 
Loudness distribution — вызов одноименного окна распределения громкости, где можно оценить, насколько часто определенный уровень громкости встречается в звуковом файле (диапазоне), рис. 12.
 

 
Для нормализации группы звуковых файлов нужно загрузить файлы в окно Batch Processing (Tools — Batch Process), и в окне Processor List загрузить в секцию Sequence плагин Loudness Normalizer (рис. 13).
 

 
Совет. С помощью пакетной обработки (см. далее) можно нормализовать громкость звуковых файлов проекта Cubase 4. Это могут быть файлы из папки Audio проекта Cubase 4 или файлы заморозки из папки Freeze. После подобной процедуры процесс сведения значительно облегчается. Вместо плагина Loudness Normalizer можно использовать плагин Meta Normalizer, но со значительно меньшей точностью и возможностью регулировки.

Онлайн-обработка файла (через мастер-секцию)
Как уже говорилось, основное преимущество WaveLab по сравнению с конкурентами — это наличие удобной мастер-секции. С ее помощью легко организовать сложную звуковую обработку цепочкой плагинов в реальном времени. В наших прошлых публикациях мы неоднократно утверждали, что современные требования к звуку высоки, и поэтому звуковая офлайн-обработка безусловно проигрывает онлайн-обработке. Скорости уже не те, да и трудоемкость снижать надо. Звук требует постоянного прослушивания и вращения ручек, виртуальных и "железных". Результат контролируется в реальном времени, что избавляет от излишней траты времени на эксперименты с постоянным нажиманием кнопок Undo и Redo. Ну и самое главное: на одну операцию рендеринга приходятся восемь алгоритмов плагинов — по количеству слотов в мастер-секции. Кроме того, плагины можно менять местами, перетаскивать из слота в слот, экспериментировать с цепочкой (рис. 14) в режиме воспроизведения.
 
Окно Effects мастер-секции содержит восемь слотов для плагинов, обработка производится по цепочке, последовательно сверху донизу.
 
Подключение плагинов осуществляется предельно просто: сначала нужно щелкнуть в слоте или на кнопке с номером слота, затем выбрать в раскрывающемся списке подключаемый модуль (плагин).
 
Слева у каждого слота расположены две кнопки: On включает/выключает плагин, Solo оставляет для контроля только обработку выбранного плагина, остальные переводятся в режим Bypass.
 
Совет. Для быстрого вызова/удаления панелей плагинов, загруженных в слоты, нужно воспользоваться правой кнопкой мыши. Щелчок по кнопке On вызывает/скрывает панель плагина, а по кнопке Solo вызывает панель выбранного плагина, одновременно скрывая панели остальных плагинов.
 
Каждая панель управления плагином содержит кнопки Bypass, Mute и Preset. Назначение кнопок Bypass и Mute обычное: обход эффекта и приглушение. А кнопка Preset открывает путь к управлению пресетами.
 
В нижней части окна Effects расположена кнопка Bypass, щелчок по которой позволяет обойти все плагины. Расположенная рядом кнопка Presets вызывает диалоговое окно Master Section Presets (рис. 15), предназначенное для сохранения общих конфигурационных пресетов цепочек плагинов.
 

 
Эта функция позволяет сохранить, а затем вернуться к однажды найденному удачному звучанию, полученному с помощью конкретной цепочки. Сохраняются пресеты в файле MasterSectionPresets.set, путь к которому C:\Program Files\Steinberg\WaveLab 6\Presets\MasterSection. Рекомендуем архивировать этот файл для случая переустановки системы.
 
В окне Master нужно контролировать уровень сигнала. Кнопка Mono позволяет оценить совместимость стереообработки с монорежимом.
 
Рендеринг
После того, как процесс экспериментирования завершен, нужно заморозить обработку. Этот процесс в WaveLab называется рендеринг. Для его запуска предназначена кнопка Render, вызывающая диалоговое окно Rendering preferences for… [название файла] (рис. 16).
 

 
Для начинающих пользователей никаких дополнительных настроек производить в этом окне не нужно. Если заранее была выделена область файла, то в секции Range активирован переключатель Selection. При обработке файла целиком переключатель в позиции Whole file. Кнопка Batch вызовет диалог пакетной обработки файлов, где цепочку плагинов мастер-секции можно будет применить к группе звуковых файлов (о пакетной обработке далее).
 
Рендеринг через внешнее устройство
В WaveLab 6 появилась возможность подключения внешнего устройства в слот мастер-секции так же, как и обычного плагина. Таким устройством может быть, например, популярный мастеринг-процессор TC Finalizer. Предварительно нужно сконфигурировать входы и выходы. Для организации внешней цепи потребуется дополнительная пара входов и выходов. Зайдем в меню Options — Preferences на вкладку Audio Device. В секции ASIO нажмем кнопку Connections. В окне ASIO Audio connections назначим ASIO-порты в секции External Gear Connections (Master Section plugin) — см. рис. 3.
 
После этих приготовлений можно загружать плагин External Gear в мастер-секцию редактора (ASIO — External Gear), рис. 17.
 

 
WaveLab 6 позволяет произвести рендеринг звукового файла через внешний процессор так же, как и через обычный плагин. Если регулятор Latency плагина External Gear установлен в положение Auto, то WaveLab автоматически компенсирует задержку.

Дизеринг
Разрядность обработки — очень важный параметр для сохранения качества. Не будем останавливаться на этом подробно, но дадим ряд практических рекомендаций.
 
Предположим, мы загрузили в редактор 16-битный файл, затем обработали его цепочкой плагинов. Высокая разрядность обработки обеспечивается автоматически редактором и плагинами. Однако после обработки разрядность должна быть понижена до исходной. Этот процесс — понижение разрядности — характеризуется специфическими цифровыми искажениями, которые называются ошибками квантования. Для их маскировки применяют специальный алгоритм дизеринга (Dithering) и нойз-шейпинга (Noise Shaping). Алгоритм должен стоять последним в цепочке плагинов, поэтому окно Dithering расположено внизу мастер-секции.
 
Почему мы об этом говорим? Потому что Audio CD — это 44100 Гц и 16 бит. По современным меркам — маловато. Но что поделать, новые носители только прокладывают себе дорогу. А тут еще мода на скачивание, распространение сжатых форматов (mp3, AAC и проч.). Количество стало важнее качества.
 
Так вот, чтобы качественный WAV-мастер (например, 48/96 кГц и 24 бита) упаковать в узкие рамки CD Audio, нужно выполнить ресемплинг, специфическую звуковую обработку (об этом дальше) и дизеринг с нойс-шейпингом, так как разрядность понижается до 16 бит.
 
В раскрывающемся списке окна Dithering нужно выбрать дизеринг-процессор. Не станем советовать штатный UV 22 HR, так как есть лучшее решение. Для этого предварительно проинсталлируем iZotope Ozone 3, затем зайдем в меню Options — Organize Master Section Plug-ins и в одноименном окне установим флажок в столбце PM в строке плагина iZotope Ozone 3 (рис. 18).
 

 
Такая настройка позволит загружать плагин в окне Dithering. Раскроем панель плагина iZotope Ozone 3 и нажмем кнопку Loudness Maximizer. В поле Dithering Type выберем алгоритм MBIT+ (рис. 19), он автоматически предустановлен по параметрам для оптимального понижения разрядности до 16 бит. Подчеркнем, что никакой другой обработки в этом плагине применять не нужно. Выбираем только алгоритм дизеринга.
 

 
Если мы не занимаемся мастерингом CD, то на каком основании нужно принимать решение об использовании дизеринга? Это определяется с помощью специального измерителя (битскопа) Bit Meter (Analysis — Bit Meter), рис. 20.
 

  

responsive

  
Если столбики битскопа занимают диапазон в 24 бита, зажигается сегмент индикатора below, горит сегмент inter, а нам нужно корректно преобразовать файл в целочисленный формат (16, 24 бита), то дизеринг необходим. При этом в окне Rendering preferences for... нужно снять флажок Process in place и установить флажок Create named file, затем указать путь к папке сохранения. После этого щелкнуть по ссылке Wave (PCM), и в окне Audio File Format установить необходимые параметры (рис. 21).
 

 
Примечание. Сегмент below указывает на то, что алгоритм плагина использует обработку с разрядностью, превышающей 24 бита. Сегмент inter указывает на то, что данные не могут быть выражены в правильном масштабе в 24 битах, так как обработка идет в формате чисел с плавающей запятой. Это типичная ситуация для профессиональных плагинов.

Архивирование проектов Cubase/Nuendo
Для переноса проекта Cubase/Nuendo на другой компьютер или в архив можно воспользоваться великолепными средствами архивирования WaveLab.
 
Предварительно в Cubase/Nuendo нужно выбрать команду File-Save Project to New Folder для сохранения проекта в новой пустой папке. При этом в диалоговом окне Save Folder Options должны быть установлены все флажки. Задействованные банки виртуальных семплеров также должны быть сохранены в отдельном каталоге в архивируемой папке проекта Cubase/Nuendo.
 
После всего этого сильно уменьшенный в размерах и сохраненный в новой папке проект архивируется в WaveLab с помощью команды File — New — Backup Plan. В окне проекта архивирования нужно установить флажки в секции Filter — Include.
 
В окне Backup Plan Options (вызывается кнопкой Execute, Simulate или Settings в окне проекта архивирования) должен быть установлен флажок Use OSQ Compression for audio files (WAV), рис. 22.
 
Формат OSQ (Original Sound Quality) используется в WaveLab и предназначен для сжатия целочисленных (не Float) WAV-файлов без потери качества (lossless-алгоритм). Данный алгоритм может очень эффективно сжать аудиоматериал. Процесс начнется после нажатия кнопки Backup.
 

 
Рассмотрим интерфейс окна Backup Plan Options более детально. Вкладка Settings содержит основные установки сжатия.
 
Backup File Name — название архива.
 
Add current date and time after the name — добавление даты и времени к названию архива.
 
Destination, CD/DVD — архивирование с записью на CD/DVD:
- Temporary path — путь к папке временных файлов (лучше выбирать путь, исходя из критерия свободного дискового пространства),
- Create ISO image — создание ISO-имиджа без записи CD/DVD сразу после архивирования,
- CD/DVD size — размер диска CD/DVD, необходимый для разделения архива на тома при архивировании большого объема информации (один том равен размеру, установленному для CD/DVD).
 
Destination, Standard media — архив размещается на жестком диске:
- Storage path — путь к папке архива,
- Split every — разбиение архива на тома с размером, заданным в соседнем поле.
 
Options, Use Password — архивирование с паролем.
 
Options, Store Absolute Path (from the partition root) — архивирование с использованием абсолютного пути от корневой папки диска. Эта опция позволяет извлекать файлы в первоначальное положение на жестком диске.
 
Options, Store relative paths (from the parent...) — архивирование с использованием относительного пути. Сохраненные пути начинаются с папки выше самой верхней общей родительской папки.
 
Options, Store relative paths (from the top most folder) — архивирование с использованием относительного пути. Сохраненные пути начинаются с самой верхней общей родительской папки. В этом режиме доступна префиксная опция для добавления префикса к фактическому пути.
 
Compression, Compression level — степень информационного сжатия.
 
Compression, Use OSQ compression for audio files (WAV) — режим сжатия без потерь (аудиофайлы получат расширение OSQ).
 
Compression, Don’t compress files with these extensions — не сжимать файлы со следующими расширениями (в строке вводятся через точку с запятой расширения файлов, как правило, других архивов).
 
Вкладка Expert содержит экспертные настройки (рис. 23).
 
Global Filters — общие настройки фильтра, которые действуют независимо от индивидуальных настроек:
- Only include files modified since the following date — фильтр по дате, можно исключить из архива старые файлы;
- Only include files if their archive attribute is set — фильтр по архивному атрибуту файла, если архивный атрибут установлен, то файл архивируется (флажок ниже стирает архивный атрибут с файла после архивации);
- Always exclude files with the following extensions — фильтр по расширению, исключает файлы с перечисленными расширениями;
- Always exclude the following specific files — фильтр по названию, позволяет исключить, например, системные файлы;
- Always include filter description files, if any — функция Externalize создает маленький резервный файл описания в каждой папке, для которой установлен фильтр, когда эта опция активизирована, резервные файлы описания будут всегда включаться в резервную копию, независимо от параметров настройки фильтра для папок.
 
Special — секция специальных настроек:
- Run the following application before the backup — запуск выбранного приложения до процесса архивирования (в поле под флажком нужно указать путь к приложению);
- Run the following application after the backup — запуск выбранного приложения после процесса архивирования (в поле под флажком нужно указать путь к приложению);
- Open archive at the end — открыть архив после процесса сжатия.
 

 
Мастеринг CD
Сразу оговоримся, что речь пойдет о домашнем демо-мастеринге, которого вполне достаточно для выпуска демо-CD.
 
Сформулируем цель. Основная задача мастеринга — достижение максимального качества на конкретном коммерческом носителе. Иными словами, мастеринг представляет собой процесс, включающий в себя специальную высококачественную звуковую обработку (премастеринг) с монтажом альбома и последующей нарезкой CD Audio по стандарту Red Book. По нашему мнению, манипулируя плагинами, можно добиться приемлемого качества мастеринга в WaveLab. Задача эта не совсем благодарная, требующая квалификации и оборудования. Поэтому в этой статье расскажем о приемах автоматизации этого сложного процесса.
 
Примечание. По опыту авторов этой статьи, DVD-Audio с параметрами Stereo, 24 bit и 48 kHz, созданный средствами WaveLab из 24-разрядного аудиофайла с частотой дискретизации 48 кГц, звучит намного лучше, чем CD Audio. И, самое главное, требуется значительно меньше времени на премастеринг (вполне достаточно одного Waves L2 и, при необходимости, эквалайзера). Но, к сожалению, этот замечательный во всех отношениях формат до сих пор не вытеснил устаревший CD Audio.
 
На этапе премастеринга нужно заботиться о том, чтобы прослушивание альбома было комфортным. Все композиции должны быть одинаковыми по громкости и частотным характеристикам, чтобы слушателю не приходилось постоянно крутить ручки, выравнивая эти параметры.
 
В WaveLab предусмотрено средство автоматизации — специальный алгоритм Meta Normalizer, позволяющий автоматически выровнять громкость всех композиций альбома. Кроме того, с помощью плагина Voxengo Curve EQ и измерителей спектра WaveLab можно облегчить процесс эквализации — выравнивания частотных характеристик альбома. Порекомендуем алгоритм Meta Normalizer также и тем исполнителям, которые выступают в клубах под "минус" (фонограмму, из которой исключена основная вокальная партия). Это поможет избавиться от распространенной проблемы — необходимости постоянно подстраивать баланс между фонограммой и голосом при переходе от песни к песне.
 
Предложенный алгоритм состоит из самых необходимых и простых операций, которые всегда можно изменить или дополнить.
 
Итак, например, в папке расположена группа звуковых файлов (миксов) в формате 24 бита и 44100 Гц, которые получены из Cubase (Nuendo) или других многодорожечных программ. Из них составим монтаж будущего CD Audio.
 
Для начала создадим виртуальную среду редактирования Audio Montage (File — New — Audio Montage). Затем в окне Sample rate оставим без изменения параметр базовой частоты дискретизации аудиомонтажа — 44100 Гц — подходящей для мастеринга CD Audio (рис. 24).
 

 
После этого загрузим исходные файлы-миксы. Делается это так:
- щелкнем правой кнопкой мыши на пустой виртуальной дорожке аудиомонтажа и выберем пункт контекстного меню Insert audio file (s),
- в диалоговом окне Select file (s) следует выделить все файлы-миксы и нажать кнопку Open,
- в следующем окне Insert Audio Files (рис. 25) нужно проследить за переключателем How to layout the files, который должен быть в позиции Line up on the current track,
 

 
- затем нажать OK, и файлы будут импортированы в виде последовательности клипов в окно Audio Montage.
 
Порядок следования клипов соответствует порядку следования треков будущего CD Audio. Клипы можно перетаскивать, менять местами с образованием, в случае необходимости, виртуального кроссфейда (почти как в Samplitude Professional). Для перетаскивания за клип нужно ухватиться ниже линии огибающей уровня (в нижней половине). После того, как правильный порядок чередования песен установлен, рекомендуем сохранить монтаж с помощью меню File — Save в файл MON.
 
Вся обработка в окне Audio Montage производится виртуально, то есть никак не затрагивает оригинальные аудиофайлы. Поэтому можно баз опасений подрезать границы клипов (смещать границы) или управлять маркерами Fade In и Fade Out (рис. 26).
 

 
Если нужно создать фейд определенной формы, то потребуется вызвать контекстное меню маркера Fade, а затем выбрать один из предложенных пресетов в субменю Fade-in ROM presets или Fade-out ROM presets.
 
После выполнения операций монтажного редактирования нужно в окне Audio Montage перейти на вкладку CD и нажать кнопку CD Wizard с пиктограммой волшебной палочки (рис. 27).
 

 
Если не используются виртуальные кроссфейды, то в диалоговом окне CD Wizard можно не изменять настройки по умолчанию (рис. 28).
 

 
Чтобы маркеры в позициях кроссфейда были расставлены автоматически, следует отметить флажок Create markers at crossfade points (рис. 29). Эта функция позволит создать CD без пауз.
 

 
На этом этап монтажа можно считать завершенным и переходить к этапу звуковой обработки (премастерингу). Для эквализации каждого клипа рассмотрим VST-плагин Voxengo Curve EQ. Плагин представляет собой продвинутый эквалайзер с линейной фазой и с возможностью максимайзинга (пресет Loudness Maximizer), а также другими функциями. Для автоматической эквализации воспользуемся функцией клонирования спектра, реализованной в Voxengo Curve EQ лучше, чем в прототипе Steinberg FreeFilter.
 
Загрузим в редактор образцовый трек с фирменного CD. Трек должен быть максимально близок по звучанию к трекам нашего CD. Загрузим эквалайзер Voxengo Curve EQ в слот мастер-секции временно, только на этапе сканирования образцового спектра. Клонируем спектр образцового трека.
 
1. Для этого во время воспроизведения нажмем на эквалайзере кнопку C (Capture), которая тут же превратиться в кнопку S (рис. 30).
 

 
2. Затем через некоторое время нажмем кнопку S и остановим сканирование спектра.
 
3. Нажмем клавишу F и выберем пункт меню Save captured spectrum. Сохраним образцовый спектр как файл и удалим эквалайзер из слота мастер-секции.
 
4. Вернемся к аудиомонтажу и щелкнем правой кнопкой мыши на первом клипе. В контекстном меню выберем пункт Add effect slot. В окне эффекта с помощью кнопки Effects загрузим VST-плагин Voxengo Curve EQ.
 
Совет. Для изучения интерфейса и возможностей этого довольно сложного эквалайзера можно загрузить его фирменные пресеты с помощью кнопки Presets (рис. 31).
 

 
5. Загрузим плагин в первый слот каждого клипа монтажа.
 
6. Затем с помощью кнопки C плагина просканируем спектр первого клипа. Нажмем и удержим кнопку F и выберем пункт Match saved spectrum, X bands (где X — количество полос, от 7 до 60). В следующем диалоговом окне требуется только загрузить ранее сохраненный файл образцового спектра CQS (рис. 32).
 

 
Как правило, требуется ручная доводка частотной кривой эквалайзера. Затем пункт 6 следует повторить для каждого клипа монтажа.
 
Совет. Не следует увлекаться большим количеством полос, например, 60. Начинать следует с 7 (12), образцовый спектр можно загружать неограниченное число раз.
 
В следующий слот "по правилам" (хотя никаких правил нет) рекомендуется загрузить многополосный компрессор. Это не всегда нужно, если микс, например, сводился через многополосный компрессор в мастер-шине. Тогда после алгоритма Meta Normalizer можно будет ограничиться максимайзером и дизеринг-процессором в мастер-секции WaveLab.
 
Рассмотрим "классический" случай и загрузим во второй слот каждого клипа плагин MultiBand Compressor (рис. 33). Читатель может выбрать себе любой другой плагин, что называется, "по вкусу".
 

 
Максимальное число полос плагина — пять. Каждая частотная полоса управляется тремя маркерами, два из которых определяют границы полосы, а третий — уровень. Если требуется увеличить число полос, например, с трех, то следует просто переместить к центру самый крайний маркер полосы (слева или справа).
 
Для каждой частотной полосы можно построить по точкам амплитудную характеристику компрессии. Дисплей Characteristic отображает активный график для выделенной частотной полосы. Каждый щелчок на линии графика добавляет новую точку, а щелчок по точке с нажатой клавишей Shift удаляет точку с линии. Установленные точки просто перетаскиваются мышью, таким образом, строится характеристика компрессора.
 
В секции Compressor рекомендуется кнопкой Complex включить режим, обеспечивающий меньшие искажения при сжатии динамики сигнала.
 
Таким образом, для каждого клипа должна быть выполнена эквализация и компрессия. При мастеринге нужно производить контроль за RMS-уровнем (Root Mean Square — среднеквадратический), который наилучшим образом соответствует ощущению громкости, воспринимаемой ухом. В шестой версии WaveLab появился более тонкий измеритель громкости.

Режим измерения громкости K-System
Известнейший инженер мастеринга Bob Katz предложил систему измерения громкости K-System. Подробное ее описание находится на сайте www.digido.com.
 
В WaveLab 6 система K-System доступна в качестве режима измерителя громкости Level Meter (рис. 34).
 

 
В данной системе измерения точка 0 дБ расположена ниже, чем в стандартной, что позволяет лучше отслеживать переходные процессы и пики, а также избегать перекомпрессии.
 
Нужно отдавать себе отчет, что режим K-System — это не более, чем изменение масштаба измерителя. Но в таком отображении при правильной интерпретации результатов измерения намного больше шансов получить хороший звук при мастеринге.
 
Для полноценного использования K-System потребуется откалибровать мониторную систему таким образом, чтобы 0 дБ измерителя уровня соответствовал 83 дБ SPL монитора.
 
WaveLab 6 поддерживает три режима измерения K-System:
K-System 12 — точка 0 дБ понижена относительно стандартного режима VU-метра на 12 дБ, такой режим предназначен для радиовещания (подготовки аудиоматериала к эфиру);
K-System 14 — точка 0 дБ понижена относительно стандартного режима VU-метра на 14 дБ. Этот режим предназначен для поп-музыки, рок-музыки и R&B;
K-System 20 — точка 0 дБ понижена относительно стандартного режима VU-метра на 20 дБ. Данный режим предназначен для музыки с большим динамическим диапазоном, например, для классической (рис. 35).
 

 
Совет. Пользователи WaveLab 5 могут применить плагин InspectorXL фирмы Elemental Audio Systems в модификации Multimeter 2ch. На рис. 36 курсором мыши отмечен переключатель систем измерения (выбрана система K-14/RMS).
 

 
Система K-System позволит избежать чрезмерной перекомпрессии, так как она наглядно показывает начало этого процесса (красные сегменты столбика RMS предупреждают об опасности перекомпрессии). Чрезмерно компрессированный звук способен, скорее, утомить слушателя, нежели вызывать у него желание послушать эту музыку еще раз.
 
Алгоритм Meta Normalizer в окне Audio Montage
Итак, клипы смонтированы, эквализация и компрессия выполнены. Следующий этап — применение недеструктивного алгоритма Meta Normalizer в аудиомонтаже.
 
Для его вызова нужно в окне Audio Montage перейти на вкладку Edit, а затем в меню Special выбрать пункт Meta Normalizer.
 
В диалоговом окне Non-destructive Meta-Normalizer должны быть отмечены флажки Equalize Clip Volume (выровнять громкость клипов), Normalize Mix (Master Section Input) (нормализация микса на входе Мастер-секции) и Global (глобальное действие алгоритма для всего монтажа). Должен быть установлен переключатель в позицию Equalize Loudness (RMS) — выровнять громкость (RMS). В этом случае алгоритм в несколько проходов оценит уровень громкости (RMS) каждого клипа и затем виртуально выровняет их таким образом, чтобы уровень на входе мастер-секции не превысил 0 дБ. Процесс начнется после нажатия кнопки Process.
 
Отметим, что не следует отмечать флажок Exclude clip effects, так как алгоритм мета-нормализации должен учитывать виртуальную обработку эффектами клипов.
 
По окончании процесса громкость клипов, а, следовательно, и треков будущего CD Audio, будет выровнена. В мастер-секции можно дополнительно повысить RMS-уровень с помощью любого максимайзера (например, Waves L2, но в нем нужно установить разрешение 24 бита). В слот окна Dithering загружаем iZotope Ozone 3, где включаем только дизеринг-процессор MBIT+ на разрешение 16 бит (см. ранее раздел "Дизеринг").
 
Теперь можно приступать к записи CD Audio. Нужно снова перейти на вкладку CD в окне Audio Montage и затем нажать кнопку Write CD (рис. 37).
 

 
В появившемся диалоговом окне Write CD нужно обязательно отметить флажок Render to temporary file before burning. Выбрать скорость записи и количество копий (рис. 38).
 

 
Так как перед началом записи WaveLab пересчитывает весь монтаж во временный файл большого размера, то на жестком диске должно быть достаточно места для проведения этой операции.
 
Примечание. В списке Device отображается устройство для записи — СD/DVD-рекордер. Если нажать кнопку i, то можно получить информацию о его возможностях.
 
Запись при снятом флажке Render to temporary file before burning ("на лету") не рекомендуется, потому что нагрузка на CPU во время сложных вычислений звуковой обработки достаточно велика. Во избежание сбоев флажок лучше установить.
 
Отметим, что предложенная технология мастеринга не является единственно возможной. Это лишь "первые шаги в профессии". В следующем разделе познакомимся с технологией MS-мастеринга.

MS-мастеринг
MS-стерео (Middle-Side) можно получить из обычного LR-стерео путем преобразования L+R=M (моно, суммарный сигнал) и L-R=S (разностный сигнал). После преобразования M отвечает за центр, а S — за окружающее звуковое пространство.
 
Обратное преобразование выглядит так: M+S=L, M-S=R. Нетрудно догадаться, что оба преобразования выполняются с помощью одного плагина. В WaveLab этот плагин называется Tools One, у которого должна быть нажата кнопка MS Process (рис. 39).
 

 
Данное преобразование расширяет возможности мастеринг-инженера. Подробное описание данной технологии можно найти в книге Боба Катца "The secret of the mastering engineer". Здесь рассмотрим реализацию данной технологии в WaveLab.
 
Самое простое решение — это MS-эквализация, то есть процесс, состоящий из преобразования LR в MS, раздельной обработки каналов эквалайзером (раздельную обработку каналов поддерживают многие эквалайзеры, в частности, Waves REQ 6 и Firium компании Elemental Audio System), затем обратное преобразование в LR. MS-эквализация по своему действию отличается от LR-эквализации, так как позволяет управлять звуковым пространством более эффективно.
 
Один из способов реализации — цепочка Waves S1-MS Matrix, Waves REQ 6 и Waves S1 Stereo Imager в режиме Input Mode: M-input-S. Такая цепочка обеспечивает MS-эквализацию одновременно с управлением стереоимиджем. Предложенная цепочка может использоваться не только в WaveLab, но и в Cubase (Nuendo) для обработки групп субмикширования.
 
Вернемся в WaveLab. Проделаем следующее:
- преобразуем обычный стереофайл в MS с помощью плагина Tools One, выполним рендеринг в режиме Process in place;
- затем установим курсор мыши в верхнюю половину дорожки M, дважды щелкнем для полного выделения и перетащим ее в главное окно редактора (таким способом мы вытащили канал M);
- то же самое проделаем с каналом S, теперь есть возможность сохранить каналы M и S как два монофонических аудиофайла;
- создадим пустой аудиомонтаж и импортируем каналы M и S на две соседние дорожки в режиме Place each file on a different track (окно Insert audio files);
- с клавишей Shift уведем регулятор уровня R на дорожке M и регулятор L на дорожке S (рис. 40);
 

 
- в Мастер-секции первым плагином поставим эквалайзер, например, Firium в режиме раздельной эквализации каналов, а затем Tools One в режиме MS Process; следующими плагинами в цепочке могут быть многополосный компрессор и максимайзер.
 
Совет. В разрыв трека S (через кнопку "no fx") можно подключить компрессор Waves C1 (через VST Waves Shell) и выбрать пресет Upward Compressor. Низкоуровневая компрессия канала S расширит стереобазу.
 
Таким образом, MS-мастеринг обеспечивает больше возможностей для манипулирования с аудиоматериалом, чем обычный LR-мастеринг.

DVD-Audio
Возможность записи DVD-Audio — серьезное конкурентное преимущество WaveLab. Есть надежда, что DVD-Audio все-таки вытеснит с рынка устаревший CD Audio, поэтому функция записи DVD-Audio была добавлена еще в WaveLab 5.

Структура проекта DVD-Audio
Рассмотрим структуру проекта. Односторонний диск DVD-Audio может содержать один альбом. Альбом может содержать до девяти групп. В WaveLab группа соответствует аудиомонтажу и может рассматриваться как плей-лист для дорожек. Каждая группа может содержать до 99 дорожек. Дорожки определяются Start- и End-маркерами в монтаже.
 
На конкретную дорожку можно сослаться более чем одной группой. Одна группа может состоять из полного и законченного списка песен, которые запускаются в определенном порядке. Другая группа может состоять, например, из акустических или медленных песен. Все группы базируются на одном и том же исходном материале. Например, группа может содержать альтернативные миксы материала или только отдельные треки.

Состав проекта DVD-Audio
Спецификация DVD-Audio разрешает три основных содержания (контента) группы.
 
1. Аудиоконтент. На DVD-Audio можно размещать аудиофайлы с разной канальной конфигурацией (например, 5.1) и разным разрешением, например, стерео с разрядностью 24 бита и Surround-формат вплоть до шести каналов. Каждая группа (в терминологии WaveLab соответствует одному аудиомонтажу проекта) может иметь разные конфигурации каналов и разрешения (рис. 41).
 

 
Существует ограничение для максимального потока группы. Для DVD-Audio спецификация учитывает, что максимальный поток ограничен скоростью 9,6 Мбит/с при использовании аудиоформата PCM. Например, группа, содержащая материал 24 бита 96 кГц в формате 5.1, превысила бы предел в 9,6 Мбит/с. Такая группа недопустима в DVD-Audio. Для соответствия условиям ограничения можно воспользоваться таблицей (рис. 42).
 

 
2. Дополнительный контент. В проект могут быть добавлены текст и картинки (фотографии). Совместимый DVD-плеер отобразит текст и фото во время воспроизведения песни.
 
3. Видеоконтент. Может быть добавлен в папку Video_TS. Такой диск называется гибридным. Потому что аудиоконтент (DVD-Audio) расположен в папке Audio_TS, а видеоконтент — в папке Video_TS.
 
Таким образом, проект DVD-Audio может содержать:
- группу 5.1 с текстом и фотографиями;
- группу с теми же песнями в стерео разрешением 24 бита и 192 кГц;
- группу с разными плей-листами тех же песен;
- файлы видео (интервью, реклама и т. д.).
 
Структура данных диска DVD-Audio
Данные DVD-Audio сохраняются в папку Audio_TS (Audio Title Set), которая содержит аудиоконтент, фото (картинки), текст и визуальные данные меню.
 
Для аудиомонтажа, который включен в структуру проекта DVD-Audio, нужно использовать аудиофайлы PCM. В любом случае, независимо от первоначальной разрешающей способности, на диске они будут сохранены как файлы 16 или 24 бита.

Запись DVD-Audio
Несмотря на длинное введение, сам процесс записи DVD-Audio в WaveLab незначительно отличается от записи СD Audio. Поэтому рассмотрим процесс как практикум по созданию группы стерео, 24 бита, 48000 Гц (существует точка зрения, что для музыки High Resolution Stereo предпочтительнее, чем формат 5.1. Это связано с условиями восприятия фонограммы. Формат 5.1. больше подходит для кино, для которого он и создан, и для концертов). Перейдем к практике.
 
Создадим Audio Montage с частотой дискретизации 48000 Гц и разрешением 24 бита.
 
Импортируем группу стереофонических аудиофайлов в режиме Line up on the current track.
 
Перейдем на вкладку CD и нажмем кнопку DVD (рядом с кнопкой CD).
 
Нажмем кнопку с пиктограммой гаечного ключа (Edit DVD — Audio Options). В одноименном окне установим переключатель на 24 бита (рис. 43).
 

 
Нажмем кнопку DVD Wizard с пиктограммой волшебной палочки, и в одноименном окне нажмем кнопку Apply. Программа автоматически расставит маркеры.
 
В столбце Track Name аудиомонтажа изменим, при необходимости, названия треков, для этого дважды щелкнем на каждом названии. (В мастер-секцию при необходимости загрузим мастеринг-плагины и выполним мета-нормализацию, как и в случае с мастерингом CD).
 
Сохраним аудиомонтаж (File — Save) и нажмем кнопку Create DVD Audio Project с красной пиктограммой диска.
 
В окне DVD Audio creation отметим флажок Test (рис. 44).
 

 
В окне проекта (рис. 45) нажмем кнопку Settings с пиктограммой гаечного ключа и в окне Main settings в строке Album Name введем название альбома.
 

 
В окне проекта нажмем кнопку Edit Menus, и протестируем проект в окне Menu Generation. В этом окне можно изменить формат, шрифт и цвет меню со списком песен.
 
Далее нажмем кнопку Create с пиктограммой красного диска, затем в окне DVD-Audio Creation снимем флажок Test. В строке Output Folder укажем путь к папке файлов DVD-Audio (рис. 46), и завершим диалог кнопкой OK.
 

 
После рендеринга будет создан DVD-проект для записи DVD-Audio, где достаточно нажать кнопку Write DVD.
 
Подведем итог. Такой, на первый взгляд, сложный процесс, как запись DVD-Audio, реализован в WaveLab просто и красиво.
 
Пакетная обработка файлов в WaveLab
Пакетная обработка позволяет применить один алгоритм звуковой обработки к группе звуковых файлов.
 
Во-первых, пакетная обработка избавляет от рутинных операций с файлами, во-вторых, она полезна для мета-алгоритмов, то есть для алгоритмов, которые работают с группой файлов в несколько проходов, собирая групповую мета-информацию. Например, Meta Normalizer сначала измерит уровень RMS каждого файла группы, а затем уже выполнит преобразование всей группы.
 
Окно Batch Processing, где и осуществляется пакетная обработка, вызывается через меню Tools — Batch Process. В качестве примера выполним мета-нормализацию файлов папки Audio проекта Cubase (Nuendo). После этого выполнять сведение намного легче.
 
Загрузим в окно Batch Processing (рис. 47) группу звуковых файлов из папки Audio с помощью кнопки Browse and add audiofile (c пиктограммой раскрытой папки).
 

 
Перейдем на вкладку Output, и в строке Destination Folder с помощью кнопки выберем переменную (рис. 48).
 

 
Здесь же нажмем кнопку секции Output Format, и в окне Audio File Format оставим тип Wave (Microsoft). Остальные параметры установим без изменений, пункт No Change (рис. 49).
 

 
Вернемся на вкладку Input, где нажмем кнопку Edit batch plugins (рис. 50).
 

 
В окне Processor List сформируем цепочку плагинов DC Remover (для устранения постоянной составляющей), Meta Normalizer и дизеринг-процессор для маскировки ошибок квантования (рис. 51).
 

 
Причем разрядность дизеринг-процессора (рис. 52) установим равной исходной разрядности аудиофайлов (в нашем случае 16 бит).
 

 
Запустим процесс кнопкой Run в окне Batch Processing-Input.
 
Алгоритм мета-нормализации за первый проход просканирует аудиофайлы, а затем выполнит нормализацию громкости. По окончании процесса можно будет открыть проект в Cubase (Nuendo) и начать сведение.
 
Совет. Мета-нормализацию с тем же успехом можно применять и к замороженным VST-инструментам (аудиофайлам папки Freeze).
 
Подведем итоги. По нашему мнению, WaveLab доведен до очередного уровня совершенства. Теперь этот редактор можно уверенно считать самым удобным инструментом для мастеринга на РС. Добавлены новые алгоритмы и системы измерения, возможность рендеринга через внешний процессор и многое другое. Внешняя сложность интерфейса редактора воспринимается таковой только на первый взгляд. Немного практики, и WaveLab 6 станет для вас незаменимым инструментом аудиоредактирования.
   

---------------------------
Авторы: 
© Евгений Медведев, © Вера Трусова
Источник:
http:// www moinf.info/articles/steinberg-wavelab-6
  

«Шансон - Портал» основан 3 сентября 2000 года.
Свои замечания и предложения направляйте администратору «Шансон - Портала» на e-mail:
Мнение авторов публикаций может не совпадать с мнением создателей наших сайтов. При использовании текстовых, звуковых,
фото и видео материалов «Шансон - Портала» - гиперссылка на www.shanson.org обязательна.
© 2000 - 2024 www.shanson.org «Шансон - Портал»

QR code

Designed by Shanson Portal
rss