Поиск по Шансон - Порталу >>> |
|
|
Одесские музыканты и артисты Как это было и есть в Одессе |
![]() |
|
Опции темы |
#1
|
||||
|
||||
![]() Симфоджазу Евгения Болотинского - 50лет Взрослые дети молодых людей 50-летие со дня основания одесского симфоджаза Евгения Болотинского отметил 23 ноября на сцене Русского театра, молодежный биг-бенд под управлением Николая Голощапова, вместе с бывшими музыкантами и вокалистами легендарного коллектива, покорившего когда-то Ленинград и Прибалтику. Концерт на радость любителям джаза стал возможен благодаря материальной поддержке бизнесмена Алексея Ставницера — когда-то концертмейстера группы альтов симфоджаза и организаторской работе продюсерского центра Андрея Нейченко. ЭТО БЫЛ вечер ностальгический и веселый. Концерт-воспоминание «Как пройти на Дерибасовскую... 50 лет спустя» увлекательно провели музыковед Елена Шевченко и автор многих монографий о джазе, ударник Анатолий Горбатюк. Слово «ударник» нынче подзабыто. Не ударник труда, конечно, хотя и это словосочетание уже приходится разъяснять; ударник — барабанщик в эстрадно-джазовом оркестре: ныне модно говорить замысловатее — «перкуссионист». От этого джазовый колорит выдыхается. А именно колорит, живую традицию хранит обаятельный оркестрик Николая Голощапова (кстати, всем, кроме чиновников от культуры, понятно, что этот музыкант-педагог давно уже заслужил ходить в «заслуженных»!). Эх, как они наяривали джазовые темы из золотого репертуара Гленна Миллера, Дюка Эллингтона, Бенни Гудмена! И сам Анатолий Горбатюк тряхнул стариной за барабанами... ПЯТЬДЕСЯТ ЛЕТ назад эстрадно-джазовый оркестр, состоящий из студентов консерватории и просто любителей, родился в Одессе при ДК имени Леси Украинки. Пятьдесят человек! Собрал их и возглавил Евгений Болотинский, он же стал главным дирижером коллектива. Первая концертная программа одесского симфоджаза называлась «У самого синего моря» и была посвящена памяти Гленна Миллера, — тогда ведь как раз весь советский народ пищал от «Серенады солнечной долины». А музыкальным руководителем оркестра, его композитором и аранжировщиком был Александр Красотов. Евгений Наумович Болотинский умер в 1997 году. Профессор Александр Александрович Красотов, воспитавший в Одессе целую обойму незаурядных композиторов авангардного направления, умер нынешней осенью. В программе «Как пройти на Дерибасовскую» оркестр Голощапова сыграл пьесу Красотова «Ожидание» — из репертуара его симфоджаза; сыграл по партитуре, написанной рукою «Сан Саныча»... Валентина Олейникова спела ту же песню «Платаны», которую пела в той первой программе симфоджаза, будучи студенткой Одесской консерватории. В зале сидела еще одна бывшая симфоджазовая солистка — профессор Алиса Джамагорцян, заслуженная артистка Украины. Собственно, они тогда были единственные в том оркестре солистки-«профи». Остальные — как бы самодеятельность, и существовал оркестр на великом энтузиазме. Просуществовал так лет восемь. Ничего себе «самодеятельность»! Ругай не ругай «совок», но «крамольному» джазу из южного областного центра государство (или профсоюзы, что в те времена, собственно, не особо разнилось, — партия контролировала все и вся) устроило гастроли в Кишинев, Москву, Ленинград, Ригу и Таллинн. Да не на какие-нибудь фестивали самодеятельного творчества, — полноценные гастроли, с платными концертами. В 1962 году одесский симфоджаз ДК Леси Украинки «поставил на уши Ленинград», играя концерты каждый день на протяжении месяца! «ПОПЫТКА РЕСТАВРАЦИИ» оркестра произошла в 1967 году, программой «Гамбринус-67». Наверное, у каждого музыканта, игравшего в том коллективе, найдется своя версия, почему оркестр «не зажился». Можно предположить простейшую: текучесть состава всегда была и остается бичом полупрофессиональных творческих коллективов — тот женился, тот выучился и уехал. В программе «Гамбринус-67» впервые вышел на сцену Михаил Бакальчук, теперь уже народный артист Украины. В общем, оркестр, с перерывами, меняя «место приписки», просуществовал до середины 90-х. Его второй дирижер, тромбонист, аранжировщик Станислав Калинин живет теперь в США. ...НЕ ТОЛЬКО у оркестра нынче юбилей. На днях отметил свое 70-летие бывший его концертмейстер группы тромбонов и вокалист Виктор Доронин. И на вечере музыкальных воспоминаний выдал итальянские песни в ритмах джаза — ну, совсем молодым баритоном, под овации публики. А гитарист Анатолий Кравченко теперь — заслуженный строитель Украины, почетный работник морского флота Украины, но с гитарой не расстается. За роялем снова Эдуард Букреев — первый пианист симфоджаза. В зале — Юрий Германов, первый контрабасист у Болотинского. На сцене — вокалист Олег Золоев, написавший в 1999 году песню памяти маэстро — для концерта, посвященного Е. Н. Болотинскому. Владимир Прудников, теперь киевлянин, а 50 лет назад — выпускник Одесского политеха, спел «Я Одессу люблю без кокетства», на музыку Павла Ваймана, а слова, что интересно, принадлежат львовянину... «Иных уж нет» — нет среди живых трубача Якова Файнштока, бывшего известным далеко не только Одессе. А среди тех, кто «далече», — Аркадий Астафьев: в Гамбурге живет он, «золотая труба Одессы». Нынче трубачи молодежного биг-бенда Владимир Вакулович и Вячеслав Ширяев исполняли музыкальные пьесы в честь Астафьева. Вспоминали на вечере и вокалиста Ефима Лернера, и многих других. Классический музыкант, солист Национального одесского филармонического оркестра, заслуженный артист Украины Владимир Томащук блеснул на своем кларнете как джазмен. И ВОТ ОНИ, теперешние «дети», звездочки неизменно юного и задиристого джаза — Екатерина Олейник и Тамара Лукашова, обе — выпускницы училища искусств и культуры имени К. Данькевича, одна в нынешнем, другая в прошлом году. Тамара Лукашова учится теперь в Донецкой консерватории, уже была допущена к участию в Одесском джаз-карнавале Юрия Кузнецова. Интересные солистки, большущего сценического обаяния и неподдельного драйва. И, если не изменят джазу, легкого пути ждать не приходится: из самого демократического музыкального искусства джаз давно откочевал в разряд элитарных, для сравнительно узкого круга. То ли дело попса — и шумиха, и «бабки». Бывшая одесситка Лариса Долина, к примеру, это сразу сообразила. Одесситка Татьяна Боева — хранит верность. Удивления и преклонения достойны они, те, кто хранят верность. Кто держит марку и длит традицию. Помню, несколько лет назад я попыталась спросить у Валентины Пономаревой — потрясающая ведь джазовая солистка, ах, что выдает! — а как же джаз в ее репертуаре. «Не спрашивайте, ладно?» — горько, с сердцем, ответила исполнительница страдания «А напоследок я скажу»... Спасибо же от души — Голощапову с его задорным биг-бендом, Юрию Кузнецову, всем, кто, как говорится, хранит и приумножает. Тина АРСЕНЬЕВА. "ВЕЧЕРНЯЯ ОДЕССА" №103 (8840) от 15 июля 50-летие со дня основания одесского симфоджаза Евгения Болотинского отметил 23 ноября на сцене Русского театра, молодежный биг-бенд под управлением Николая Голощапова, |
#2
|
||||
|
||||
![]() К моему,огромному сожалению,автор не указал,что первой солисткой симфоджаза под управлением Болотинского («Гамбринус-67»)- была Майя Розова. Ныне проживающая в Лос-Анжделесе.США. |
#3
|
||||
|
||||
![]() Рецепты их молодости Вечер памяти Евгения Болотинского и Александра Красотова в Русском театре стал настоящим праздником для одесской интеллигенции. Анонсированным в афишах поводом к этому вечеру стало 50-летие популярнейшей эстрадной программы «Как пройти на Дерибасовскую». Тогда, в уже таком далеком для нынешней молодежи 1957-м году, в равной мере «антисоветски-стиляжными» считались и широкие брюки «клеш», и зауженные «дудочки». А Евгений Болотинский собрал свой джаз-банд. И состоялось рождение программы, которую мы только что называли. В ней были заняты моряки, строители, студенты… да кого только не было тогда в числе молодых парней, в которых играла кровь, и в чьих душах кипели бунтарские страсти! Глотком свободы, невероятной и немыслимой отдушиной для них стал джаз Болотинского. И такой же свежей, созвучной молодости и явно вырывавшейся за рамки догм и канонов оказалась для них музыка Александра Красотова. Потом их московских сверстников и единомышленников назовут шестидесятниками… Строитель и литератор Анатолий Горбатюк рассказывает у рампы о друзьях по тем временам, когда он был юн и задорен. Он вспоминает — и на сцену один за другим выходят его герои. Они поют — то поют, что пели полвека назад. И молодые музыканты современного джаз-оркестра Николая Голощапова играют классику жанра. Играют так, что человек, не знавший эпохи Болотинского-Красотова, но поверивший в то, что «старики» играли не хуже потомков, останется восхищен их, стариков, талантом и мастерством. Ну, в самом деле: раз им, «болотинцам» (а нередко, увы, только уже их памяти!) посвящают свое выступление такие замечательные мастера-«голощаповцы», значит, и впрямь те, «предки», были классиками! А между тем, и музыковед Елена Шевченко, и дирижер Николай Голощапов, и, конечно же, Анатолий Горбатюк, входят в раж: ведь вслед за программой «Как пройти на Дерибасовскую» была программа «У самого синего моря», а дальше — «Гамбринус-67»… Эстрада середины прошлого века. Молодой кумир публики — конферансье Михаил Бакальчук. Прошедшая испытание академическими подмостками певица Валентина Олейникова. Тромбонист Виктор Доронин, впоследствии оказавшийся талантливым вокалистом. Удивительно точно уловивший веяния времени и тончайшие нюансы музыкальной моды Ефим Лернер. Уезжавший в Киев с песней о Киеве, чтобы вернуться в Одессу с песней об Одессе — Владимир Прудников… Они были на гребне славы 50 и 40 лет назад. Когда еще не было ни понятия «шоу-бизнес», ни «чеса зеленой капусты». Только-только «выходили на публику» Виктор Ильченко с Романом Карцевым и Михаилом Жванецким. И такими же молодыми были тогдашние поклонники новой волны нашей эстрады — юрист Иосиф Бронз, артист Валерий Бассэль, режиссер Эдуард Чечельницкий, комсомольский секретарь Тамара Сазонова… Теперь они — кто на сцене, кто в зале. Но нет, увы, ни среди них, ни среди всех нас Давида Макаревского, Виктора Ильченко, Евгения Болотинского. Вот и совсем недавно не стало воспитывавшего в последние годы музыкантов в Китае Александра Красотова. Но по его, Красотова, от руки написанным нотам по-столичному солидно играет его музыку оркестр Голощапова. А вот и Анатолий Горбатюк — уже за ударными, и так он ими по сей день владеет, что поневоле задумаешься: а стоило ли ему уходить с эстрады?! Честно говоря, вечера подобного типа в Одессе за последнее время и припомнить-то не удается. Домашний, добрый и теплый, с некоторыми помарками и накладками, неизбежными в таком деле, но лишь свидетельствующими о том, что и впрямь все — «с колес», искренне и спонтанно. Это ж вам, извините, не шоу «мега-звезд» фанеры! Ах, да, конечно: они все очень немолоды, почетные гости и почетные участники этого импровизированного концерта. И даже звание народного артиста страны у одного из них или заслуженного артиста Украины — у другого никак не убавляет им ни седины, ни морщин. Только вот, право же, хоть на два с половиной часа, которые продолжался вечер, они явно помолодели. Нет, скажу точнее: на эти два с половиной часа каждый из них стал моложе ровно на пятьдесят лет. И лишь одно-единственное обстоятельство вызывает сожаление — это отсутствие портретов Болотинского и Красотова. А ведь в зале-то, к счастью, были и молодые, не только старики! Журналист: Евгений Женин 29/11/07г [Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации] |
#4
|
||||
|
||||
![]() ![]() Остальные фотографии симфоджаза п/у Евгения Болотинского можно посмотреть здесь: [Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]
__________________
|
#5
|
||||
|
||||
![]() ![]() Александр Слабинский.
Музыкант принимавший участие в этом концерте.
__________________
|