Внимание! Регистрация на наш форум временно приостановлена. Для связи с администратором, используйте эл. почту

ШАНСОН - ПОРТАЛ Шансон - Портал - Галерея

ШАНСОН - ПОРТАЛ - ФОРУМ



Loading






Вернуться   Шансон - Портал - форум > Одесса музыкальная - вчера и сегодня > Одесские музыканты и артисты

Одесские музыканты и артисты Как это было и есть в Одессе

Ответ
 
Опции темы
  #1  
Старый 21.12.2008, 12:54
Аватар для haim1961
haim1961 haim1961 вне форума
Модератор
Ветеран форума
 
Регистрация: 29.01.2008
Адрес: Израиль.г Нетания
Сообщений: 2,148
По умолчанию ВУНДЕРКИНД ИЗ ОДЕССЫ

Матвей Гейзер

Название: фельцман.jpg
Просмотров: 37

Размер: 15.9 Кб

ВУНДЕРКИНД ИЗ ОДЕССЫ


Я беседую с Оскаром Борисовичем Фельцманом в его уютном кабинете. Сев за рояль, маэстро наиграл попурри из собственных песен: "Черное море мое", "Песня моего друга", "Ходит песенка по кругу", "Ничего не вижу"...
Оскара Фельцмана 23 года ругали за "Ландыши" Я беседую с Оскаром Борисовичем Фельцманом в его уютном кабинете. Сев за рояль, маэстро наиграл попурри из собственных песен: "Черное море мое", "Песня моего друга", "Ходит песенка по кругу", "Ничего не вижу". Его песню "Венок Дуная" распевали на разных языках в Будапеште, Вене, Братиславе, но не только в придунайских городах — она стала любимой в Токио, в Париже. Я не сомневался, что вот-вот зазвучат "Ландыши". Наверное, Оскар Борисович интуитивно уловил мою мысль и наиграл эту мелодию. Задумавшись, он сказал: "Я был молодым, когда меня попросили написать на слова Ольги Фадеевой мелодию к открытию танцевального сезона в саду "Эрмитаж". Сочинил ее быстро. Вскоре я уехал на юг отдыхать, а через две недели узнал: вся Москва поет "Ландыши". Песня стала шлягером. И чем больше была ее популярность, тем больше появлялось в прессе статей, в том числе и весьма грозных. Авторы отмечали, что я не только прививаю плохой вкус, но и растлеваю молодежь. Как это ни странно, нашлись и такие, кто заступился. Но это скорей были голоса вопиющих в пустыне. Потом я пытался подсчитать, сколько раз меня ругали за "Ландыши". Не сосчитал, но, поверьте, ругали двадцать три года. С другой стороны, если бы не "Ландыши", не было бы моего полного портрета. Это не значит, что это самая лучшая моя песня. Но она самая броская. Ее поют во всех странах, где я бываю, а когда я пою "Ландыши", мне подпевают на разных языках. Это замечательно". Тут я уловил, что Оскар Борисович "для разговора созрел". Мой приход к нему был вызван желанием узнать что-то новое о Леониде Утесове. "О-о-о! Это давняя история… Она восходит к Великой Отечественной войне. Меня отправили в Новосибирск и назначили ответственным секретарем Союза композиторов. Нетрудно подсчитать, что было мне тогда чуть больше 20, тем не менее я оказался руководителем Новосибирского отделения Союза композиторов. При мне в этот союз вступил Кирилл Молчанов… На заседания в Союз приходили Евгений Мравинский и его оркестранты. И как-то у меня все получалось. — Улыбнувшись, он добавил: — Не случайно в Одессе, еще в детстве, меня считали вундеркиндом. Так вот, о моем знакомстве с Утесовым. Случилось так, что в начале войны в Новосибирск был эвакуирован оркестр Утесова. Вот тогда-то я познакомился с Леонидом Осиповичем, которого до того знал лишь по фильму "Веселые ребята". Я стал бывать у него дома, подружился с его музыкантами. И тогда понял, что такое песня, может, потому, что ходил к нему на репетиции, и все было интересно, и все было в новинку. После окончания войны я вернулся в Москву и в 1946 году написал песню "Теплоход". Для меня она до сих пор — первая настоящая песня, которую я сочинил. Наиграл товарищам тот самый "Теплоход", и они сказали: "Беги скорей к Утесову. Утесов обязательно будет петь эту песню". Я говорю: "Да это полная чепуха, это неудачная песня, зачем я пойду к Утесову?" И вот я пришел к Утесову — он жил тогда близ Клуба железнодорожников. Долго извинялся, говорил, что эта песня неудачная, если в ней что-то и есть, то это слова, написанные Драгунским и Давидовичем. Но Леонид Осипович сказал: "Шлимазл, сядь уже за рояль и сыграй свою неудачную песню". Он очень внимательно слушал, а когда я закончил играть, сказал, что через неделю я услышу эту песню по всем радиостанциям. Так и получилось. Я молниеносно стал известным композитором, потому что Утесов часто пел "Теплоход" и на концертах, и по радио. До последних дней его жизни мы были в самых дружеских отношениях. И вообще в моей жизни Утесов сыграл немалую роль. Мой сын Володя Фельцман — один из выдающихся пианистов мира — живет в Америке уже пятнадцать лет. Леонид Осипович много лет назад, когда услышал Володю, позвонил мне по телефону и сказал, что тот играет замечательно… После одного из выступлений Володи мы случайно встретились, и он сказал мне на идише: "Ди вейст ныт веймен ди фармугст". Уловив, что идиша я не понимаю, Леонид Осипович повторил по-русски: "У тебя очень-очень талантливый сын. Гордись им"". "Последние годы я часто виделся с Утесовым в Москве, но мы при встрече мысленно возвращались в Одессу… — продолжил рассказ Оскар Борисович. — Надо ли говорить, что я родился в Одессе. Впрочем, где еще я мог родиться? В Одессе родились мои родители. Жили мы на Малой Арнаутской. Не на Большой, а именно на Малой. Эту улицу, в отличие от Большой Арнаутской, знают во всем мире. Может, потому, что, как сообщили Ильф и Петров в своем знаменитом романе, всю контрабанду делают на Малой Арнаутской. К тому же она на целый квартал ближе к Привозу, чем Большая Арнаутская. Мой папа был одним из известнейших в Одессе хирургов. Мог ли я при таком отце не учиться в школе Столярского? Еще задолго до ее открытия родителям советовали отправить меня, пятилетнего, учиться за границу, но папа отвечал: "Там же нет Столярского!" О Петре Соломоновиче я мог бы рассказать много. Сын потомственного местечкового скрипача стал блистательным музыкантом и виртуозным педагогом. Первую свою музыкальную школу — частную — Петр Соломонович открыл в Одессе за десять лет до моего рождения, в 1911 году. Школу же, известную во всем мире как музыкальная школа имени Столярского, он организовал — впервые в СССР — в 1933 году. В Москве, Ленинграде подобные учреждения возникли позже. Прошло несколько лет, и ученики Столярского были не только замечены, но и отмечены на международных конкурсах скрипачей. В 1937 году на конкурсе имени Изаи в Брюсселе первую премию присудили 19-летнему Давиду Ойстраху, а 4-ю — Борису Гольдштейну — моему соученику по школе Столярского. Тому самому Бусику, который позже стал героем знаменитой одесской песни:

Примером всем актером и актрисам Гольдштейн Бусик как маяк стоит. Пускай теперь он называется Борисом, Но все равно он стопроцентный одессит".

Само собой разумеется, что мы заговорили с маэстро о Борисе Гольдштейне — выдающимся скрипаче, о его стремительном взлете и почти бесславном и скромном закате… Фельцман рассказал: "В пору взлета Бусика Гольдштейна не менее знаменитой была его мама. О ней в Одессе рассказывали небылицы, легенды. Кажется, в 1938 году Борис был удостоен правительственной награды. Вручал ее то ли в Кремле, то ли в Колонном зале сам Калинин. Мама Бусика, узнав об этом, наказала сыну, чтобы, получая орден из рук Калинина, он пригласил его в Одессу "к нам домой". Бусик догадывался, что делать этого нельзя, но сопротивляться маме было бесполезно. И когда наступил момент получения награды, Бусик вместе со словами благодарности торжественно изрек: "Приезжайте к нам в Одессу. Мы будем рады видеть вас в нашем доме". В этот момент из притихшего зала донесся возглас: "Бусик, как можешь ты приглашать к нам домой такого большого человека? Ты что, забыл, что мы живем в коммунальной квартире?" И еще рассказал мне Оскар Борисович: "В молодости я написал концерт для скрипки с оркестром. Исполнителем его был Борис Гольдштейн, а оркестром дирижировал сам Натан Рахлин. Кто-то шутя заметил, что это произведение надо было бы назвать "концерт трех одесситов для скрипки с оркестром". В середине 80-х Оскар Борисович написал на стихи поэта Гарина цикл, состоящий из двенадцати еврейских песен, который исполнил Иосиф Давыдович Кобзон. "Сейчас я написал новое сочинение на еврейскую тему — посвященное жертвам Катастрофы, — поделился Оскар Борисович. — Оно состоит из двух частей. 18 февраля 2006 года, надеюсь, в концертном зале "Россия" состоится премьера этой симфонии для голоса с оркестром. Петь будет Иосиф Давыдович. Очень хочу верить, что я успею еще что-то написать".
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]
__________________
"МИР НА ФОРУМЕ"


Ответить с цитированием
  #2  
Старый 12.02.2009, 07:21
Аватар для haim1961
haim1961 haim1961 вне форума
Модератор
Ветеран форума
 
Регистрация: 29.01.2008
Адрес: Израиль.г Нетания
Сообщений: 2,148
По умолчанию

18 февраля легендарному композитору исполнится 88 лет.


Название: 20_01_00.jpg
Просмотров: 34

Размер: 11.2 Кб

Оскар Фельцман. Не только воспоминания


«ЧЕРНОЕ море мое», «Огромное небо», «Венок Дуная», «Я верю, друзья», «Баллада о красках», «Ходит песенка по кругу». А еще — знаменитые «Ландыши». Эти песни пела вся страна. А написал их Оскар Фельцман.


«Антисоветчина»

КОГДА я еще был молодым, я написал одну из первых своих песен — «Ландыши» на стихи Ольги Фадеевой. Написал и уехал на юг — первый раз в жизни. А через две недели получаю телеграмму: «Приезжай в Москву. «Ландыши» стали популярной песней». Я приехал — действительно, «Ландыши» вовсю транслируют по радио, а главное — народ запел эту песню. А потом грянул гром. «Наверху» было сказано, что «Ландыши» — пошлая песня, развращающая вкусы молодежи. В общем, антисоветчина. Меня ругали как только можно. Критика продолжалась… 23 года.

Но случались очень интересные вещи в те времена. Был такой автопробег от Москвы до Ленинграда — мы останавливались во всех городах на этом отрезке и давали концерты. Поехали Шостакович, Хренников, Туликов, Островский и я. Нам дали машины — хорошие «Волги». Первый концерт был на родине Чайковского — в Клину. Один из руководителей Союза композиторов говорит мне: «Надо обязательно «Ландыши» петь!» — «Как? Песня считается пошлой и антисоветской». — «Это не обсуждается. Это просьба секретаря обкома». Я пел «Ландыши» по просьбе партийных руководителей абсолютно во всех городах… И везде песню принимали «на ура». Когда вернулся в Москву, то по наивности радовался: «Наконец-то эта критическая эпопея с «Ландышами» закончилась». Но… Не-ет, ничего подобного! Меня еще больше стали ругать за эту песню.

Недавно мне сказали: «Слушай, а что ты так обращаешь на это внимание? Что, критику не переносишь?» Но человек — это человек. Это нервная система, это сосуды. И делать вид, что переживать травлю в течение многих лет ничего не стоит, — невозможно. От этого бывают и инфаркты, и инсульты.

Вы, наверное, знаете, что мой сын Владимир Фельцман — известный на весь мир пианист. Когда Вове было 4 года, он подошел к роялю и больше от него не отходил. Мне даже пришлось купить еще одно пианино и поставить его в другой комнате — чтобы сын мне не мешал.

Как только я заканчивал писать новую песню, Вова стучал в дверь: «Папа, скажи, ты умрешь, а эта песня останется?» — «Наверное, нет». И такая ситуация повторялась из раза в раз. Единственный раз я ему ответил: «Наверное, останется». Я говорил о песне «Я верю, друзья».

Володя 10 лет назад уехал в США. Он давал один-два концерта в месяц в Московской филармонии, а все остальное время играл в детских садах… Когда сын собрался уезжать из России, у нас с ним были очень серьезные разговоры. Я говорил: «Понимаю, что здесь такая ситуация, что ты никак не можешь развиваться. Это замкнутый круг». Я не мог сказать иначе. Человек такого масштаба не может не развиваться.

Когда сын приехал в Нью-Йорк, его встретили на аэродроме и тут же вручили свидетельство о том, что он становится пожизненным профессором нью-йоркского университета. Первый концерт Володи прошел в Белом доме у президента Рейгана. Следующий — в Карнеги-холле.

Я недавно разговаривал со своим племянником Семой (он, как и Володя, живет в Нью-Йорке). Сема спрашивает: «Как дела?» — «Все нормально. За исключением того, что на мой юбилейный концерт нет билетов, люди звонят, просят, а я ничего не могу сделать». — «В этом вы очень похожи на своего сына Володю. У него концерты в Германии в Альберт Фишер-холле, и он жалуется, что к нему едут люди, а он не может помочь им с билетами. На его концерты невозможно попасть. Билеты заказаны на полгода вперед. Зрители из других стран специально заказывают частные самолеты, чтобы побывать на его концерте». Я недавно позвонил Володиному импресарио: «Как Володя?» — «У него переаншлаги. Я не знаю, что делать».

У сына сейчас своя музыкальная школа. В его мастер-класс каждый год приезжают музыканты из разных стран повышать квалификацию. В этом году было 52 пианиста из 15 стран.

Время от времени Вова прилетает в Москву и дает концерты в Большом зале консерватории. В прошлом году он записывал по ночам все партии Баха и ноктюрны Шопена в Большом зале. Сын говорит, что лучшего зала, чем этот, нет в мире.
Бусина мама

СЕМЕЙНАЯ жизнь Володи не сложилась. Он уезжал в Штаты с молодой женой и маленьким сыном Даней. Но в Америке Вова развелся. В этом году мой внук будет поступать в один из университетов — уже разослал документы.

Вам, наверное, интересно, почему мой внук не будет музыкантом? Тогда небольшое отступление. Много лет назад в газете «Правда» был напечатан фельетон «Бусина мама». У знаменитого музыканта Буси Гольштейна была обычная еврейская мама. Она не очень хорошо говорила по-русски и, может быть, была не очень хорошо воспитана. Она сидела на пляже, когда Буся купался, и кричала: «Буся Гольштейн, выйди из воды!» Все над этим смеялись. Но эта Бусина мама посвятила сыну всю свою жизнь. Она водила его в Одессе к знаменитому профессору Сторлярскому на уроки… И потом, в Москве, всю себя посвящала заботам о сыне. Она была замечательная мама. А у моего внука Дани Бусиной мамы не было. А у Дани большие музыкальные способности — я проверял.

Однажды Даня сказал мне: «Папа говорил, что ты здесь популярный композитор. Я смотрю, правда: мы с тобой ходим по улицам, и с тобой многие здороваются». А потом мы пошли в Большой зал консерватории, и Даня был в шоке: «А почему тут нет твоего портрета?!» — «Тут другие композиторы, классики». — «А ты — не классик? Ты же такой известный». Он вообще не очень-то в нашей российской жизни разбирается.

Володя сейчас купил себе дом в Нью-Полсе (это под Нью-Йорком). Нью-Полс мне чем-то напоминает Пятигорск. Вовин дом находится на расстоянии 300–500 метров от соседского, никаких заборов нет. Когда сын только въехал в свое новое жилище, сосед ему сказал: «Я должен пожить с тобой неделю, чтобы познакомить тебя с животными». — «Какими животными?» — «У тебя же рядом с домом горная речка, туда приходят на водопой олени, кабаны, косули. Ты выйдешь на балкон, а они тебя не знают — как бы чего плохого не случилось». Володя познакомился с этими животными, и теперь они приходят к его балкону, как к себе домой… И это всего в 100 километрах от Нью-Йорка!
«Душа плакала…»

МОЯ жена Евгения Петровна Кайдановская была дирижером-хоровиком по профессии, она училась в Московской консерватории. Мы прожили вместе больше 50 лет. В августе прошлого года Женя умерла. Она болела практически всю жизнь (поэтому Володю мы родили только в 30 лет, я боялся за здоровье Евгении Петровны). У нее был полиартрит, воспаление всех суставов, несколько инфарктов, инсульт, перелом шейки бедра… Последний год жизни она вообще не вставала с постели. Женечка понимала, что скоро умрет, и говорила, что скорее бы все произошло — это было бы избавлением от ее нечеловеческих мучений. Ни я, ни Володя не плакали, видя, как она умирает. Мы редко плачем… Но дело не в слезах, которые видны, а в состоянии души. Душа плакала.

Я вот думаю: встретимся ли мы с женой на том свете?.. Один раз в жизни, много лет назад, у меня была клиническая смерть — из-за спазма мозговых сосудов. Там я увидел солнечный свет, огромное необозримое пространство и безграничный покой. А потом я вернулся и увидел, что врачи делают мне уколы. После того как я там побывал, я поверил, что люди встречаются после смерти. Но встречаются они, конечно, не на каком-то тротуаре, а душевно.

Мне кажется, что пройдут сотни лет, и люди смогут передвигаться не с помощью самолетов в пространстве, а с помощью одной лишь мысли. Вот вы представляете, Володя подумал обо мне, захотел приехать в Москву, и через минуту мы уже все вместе здесь сидим и разговариваем…


Ольга ШАБЛИНСКАЯ
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]
__________________
"МИР НА ФОРУМЕ"


Ответить с цитированием
Ответ


Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 
Опции темы

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход

Эл. почта администратора: - Главный сайт Шансон - Портала - Архив - Вверх

Внимание! Администрация Шансон – Портал – форума не несет ответственности за сообщения, размещенные участниками форума и за высказанные мнения в этих сообщениях. Так же администрация форума не несет ответственности за размещенные участниками форума ссылки, на какие либо материалы, расположенные на других Интернет ресурсах. Тем не менее, если Вы являетесь правообладателем материала, на который есть ссылка в каком либо сообщении Шансон – Портал – форума и считаете, что этим нарушены Ваши авторские или смежные права, сообщите пожалуйста администрации форума. Мы в кратчайшие сроки готовы удалить сообщение со ссылкой на Ваш материал, при предъявлении прав на указанный материал. Пожалуйста используйте форму обратной связи.

Powered by vBulletin® Version 3.8.4
Copyright ©2000 - 2017, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
© Шансон - Портал - Все права защищены

Подпишитесь на нашу ленту новостей