Внимание! Регистрация на наш форум приостановлена. Для связи с администратором, используйте эл. почту

ШАНСОН - ПОРТАЛ   |    ШАНСОН - ПОРТАЛ - ГАЛЕРЕЯ

ШАНСОН - ПОРТАЛ - ФОРУМ

Поиск по Шансон - Порталу >>>


Вернуться   Шансон - Портал - форум > Русский шансон > Петр Лещенко

Петр Лещенко Обсуждаем творчество Петра Лещенко. Поиск редких записей и других материалов

Ответ
 
Опции темы
  #1  
Старый 13.04.2008, 17:06
Аватар для haim1961
haim1961 haim1961 вне форума
Администратор
Ветеран форума
 
Регистрация: 29.01.2008
Адрес: Израиль.г Нетания
Сообщений: 2,170
По умолчанию О Петре Лещенко - "И льется песня свободно, звонко..."

Даша Белоусова
ЧУБЧИК
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]
1942 год. Славная, добрая Одесса переживает период оккупации. Румынская армия, воевавшая на стороне фашистской Германии, чувствует себя в городе довольно свободно. Население принимает непрошенных гостей по разному. Одни сопротивляются изо всех сил: воюют, взрывают... Другие настроены более спокойно. А некоторые, которым советская власть принесла лишь нищету с полной конфискацией, – пытаются вспомнить коммерческие навыки. Очередная попытка частного предпринимательства... Многонациональный свободолюбивый город продолжает жить своей жизнью. Каждый житель Одессы, как и всегда, продолжает переживать о своих близких, родных, любимых…
Весна приходит и во время войны. О, что это? Что это за невозможное видение? По цветущим улицам величаво движется шикарный автомобиль с открытым верхом. На обозрение почтенной публике в авто гордо восседает дивной красоты пара. Причем оба увлечены только друг другом. Да кто это? Как? Вы не узнали? Да, да, вы не ошиблись. Это Петр Лещенко и Вера Белоусова. Потерявшие голову от любви. На минуточку забывшие о горькой войне...
Все смешалось в жизни Петра Лещенко. Уроженец наших краев, житель виноградной Бессарабии, столичная бухарестская штучка... Полмира он объездил с гастролями. А пластинки с его голосом разлетелись по всему большому миру на радость слушателям. Как объяснить врожденную аристократичность Петра Константиновича? Этому не научишься. Или есть – или нет. Малограмотная мама, обладая абсолютным музыкальным слухом, с большим чувством исполняла украинские народные песни. Маленький Петя с раннего детства пел, а иногда выступал и на импровизированных представлениях в родном селе Исаево под Одессой. После переезда в 1909 году семьи в Кишинев (рано ушел из жизни отец, и мама вторично вышла замуж) Петра устроили в церковно-приходское училище. Там он постигал не только азы певческого искусства, но и азбуку сценического движения. Вообще карьера Лещенко выстраивалась неоднозначно. Все никак не удавалось определиться с жанром. Всесторонне одаренный юноша занимался всем сразу. Чего только стоят его лезгинки и арабские танцы с клинками? По воспоминаниям его современников, танцевал он превосходно. Еще бы! Ведь свое мастерство он оттачивал в балетной школе самой Веры Трефиловой (блистала на подмостках Мариинского театра) в самом гламурном городе Европы – Париже. В этой же балетной школе училась красавица Зинаида Закит, рижанка. Так в 1925 году Петр Лещенко познакомился со своей будущей супругой.
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]

Выступления танцевального дуэта Лещенко – Закит имело оглушительный успех по всей Европе. Танцы были настолько разножанровыми, что пара могла самостоятельно выступать, в течение часа удерживая внимание публики. Часто в концертах, уже после танцевальных дивертисментов, Петр брал в руки гитару, подаренную отчимом, и с удивительным шармом исполнял цыганские песни и романсы. Тут нужно оговориться, что наполненное смыслом пение появляется чаще всего на основе определенных жизненных испытаний, питающих духовный цветок под названием мудрость. Еще в 1917 году Петр повоевал на Первой мировой. Был ранен. Бурное было время в начале 20 века… Пока Лещенко залечивал раны в госпитале, в Бессарабии сменилась власть. Теперь это была Румыния.
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]
Главным все же оставалось искусство. Со временем Петр Лещенко виртуозно овладел гитарой и даже начал писать собственные довольно приличные песни. Голос у Петра был необыкновенный. Мягкость и глубина его бархатного баритона никого не оставляла равнодушным. Немного в мире певцов, которые не пропевают, а проживают песню. Среди наших мастеров нельзя не вспомнить о таланте Клавдии Шульженко, которая иногда, почти проговаривая песню, доносила всю суть. Или Алла Баянова. Начинала ведь она с Петром Лещенко в 1935 году (в то время дела у Петра Константиновича шли неплохо, он имел свой ресторан в Бухаресте под названием «Лещенко», в котором выступали две его младшие сестры и Алла), только нащупывая свой путь в искусстве пения романса.
Так как же все-таки Петр остановил свое внимание на пении? В 1929 году он вместе с супругой Зинаидой Закит возвратился в Кишинев. Они танцевали в лучших залах города (например отеля «Лондон»). Петь в больших залах Петру Константиновичу было трудновато. При всей самобытной красоте, голос не обладал большой силой, а с микрофонами мир был еще не слишком знаком. В 1931 году пара вынуждена была приостановить танцевальную карьеру. Они ожидали первенца. Петр и Зинаида переехали на родину супруги, в Ригу. Это тоже был счастливый случай. Петру пришлось больше внимания уделять вокальным тонкостям. Но есть еще одна, пожалуй, даже главная составляющая успеха певца. Это хороший репертуар. В Риге Петр Константинович начал сотрудничать с блестящими авторами того времени. Это были Оскар Строк («Черные глаза», «Мое последнее танго», «Спи, мое сердце», «Мусенька, родная») и Марк Марьяновский («Татьяна», «Вино любви», «Марфуша», «Дуня»). Лучшие шлягеры 30-40-х годов были написаны ими, а исполнены Петром Лещенко. Когда он открыл для себя возможность звукозаписи, его известность стала набирать обороты. Он записывался на лучших студиях мира: «Коламбия», «Парлофон», «Беллакорд», «Электрекорд» и др. Его называли «грамофонным певцом», но это его не обижало.
Петр Лещенко …Когда в Бухаресте в его ресторан стали захаживать немецкие офицеры, он как бы не придавал значения. А когда его направили с концертами в оккупированную Одессу, воспринял это как профессиональную обязанность. Пел в ресторане «Северный» на румынском и русском языках.
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]
Здесь я делаю лирическое отступление, т.к. с этого момента жизнь Петра Константиновича переплелась с огромным генеалогическим древом моей семьи. Моя бабушка, Ольга Наркизовна Белоусова, является двоюродной сестрой Веры Георгиевны Белоусовой. Когда Вера Георгиевна приезжала из Москвы в родной город, они встречались и подолгу вспоминали молодость. В нашей семье одно время не разрешкали упоминать на людях о родстве с Лещенко, т.к. его творчество аж до 80-х годов считалось запрещенным. Хотя понятно было, что многие его слушали невзирая на табу. «Чубчик» знали все. А подлинно о знакомстве Петра и Веры я узнала от дедушки моей близкой подруги Владимира Вотрина. Он всю жизнь исполнял партию ударных инструментов в оркестре Одесского оперного (вы могли его запомнить в эпизодической роли в фильме «Любимая женщина механика Гаврилова». Он там играл самого себя).
Так вот, со слов Владимира Вотрина:
«Вера замечательно играла на аккордеоне. Аккомпанировала себе, исполняя всякие песенки. Училась она тогда в консерватории. Половина консерватории была влюблена по уши в темпераментную девятнадцатилетнюю брюнетку. И вот в городе появляется Петька. При первой же встрече между ними, по-моему, пробежала молния и грянул гром. Сначала Петька попросил меня познакомить его с красавицей черненькой. Затем и Вера обратилась ко мне с аналогичной просьбой. И все это почти одновременно. Их так потянуло друг к другу, что никакая сила уже не могла их удержать...»
А потом пришлось вновь бежать в Румынию. Петра Лещенко арестовали вместе с молодой женой. Ей дали 25 лет, но она сидела недолго. Он погиб в 1954 году в тюрьме в Бухаресте.
Это была самая настоящая любовь, которую Вера Георгиевна хранила в своем сердце долгие годы.
В этом году – 110 лет со дня рождения Лещенко. Вспомнит ли кто? Вот зашла в магазин «Диски та Касети» – а и нет там такого исполнителя...

Даша Белоусова
Журнал «Фаворит» январь 2008 N 1
Миниатюры
leschenko_5.jpg  
Ответить с цитированием
  #2  
Старый 13.04.2008, 20:15
Аватар для Admin
Admin Admin вне форума
Администратор
Местный труженик
 
Регистрация: 22.04.2006
Сообщений: 915
По умолчанию

Если кто-то захочет прочитать доп. материал по Петру Лещенко, заходите к нам на сайт [Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации] В разделе "Печатные материалы" есть еще одна хорошая статья.
__________________


[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]

[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]
Ответить с цитированием
  #3  
Старый 28.05.2008, 12:42
Аватар для Admin
Admin Admin вне форума
Администратор
Местный труженик
 
Регистрация: 22.04.2006
Сообщений: 915
По умолчанию О Петре Лещенко - "И льется песня свободно, звонко..."

Ирина ЛУКЬЯНОВА (Нью-Йорк)

"И льется песня свободно, звонко..."

Говорят, что время не властно над талантом. Но мы, в России, не помним многого. Наша способность забывать удивительна! Сейчас растет целое поколение, которое ничего не знает о своих предках, не ведает, какие таланты рождались на российской земле. Мы не рассказываем нашим детям об их прабабушках и прадедушках. Многое рассеялось в нашей памяти. Другое время. Другие ценности. А жаль... Ведь только познав культуру своего народа, можно быть истинным патриотом.

Петр Лещенко
Когда-то в 70-х годах моему отцу принесли магнитофонную кассету с невероятно приятным, бархатным мужским голосом. Это были удивительно красивые танго, романсы, народные песни. Не могу сказать, нравились они мне или нет. Тогда в моде была другая музыка, а я была слишком юным существом. Но у этого голоса была магия. В нем чувствовалась тайна глубоко страдающего сердца. И меня, девчонку, эти звуки просто завораживали! Хотелось остановиться и слушать. В них была печаль и грусть, боль утраты и радость обретения человеческой любви. Понять всего я, конечно, тогда не могла, но подсознательно чувствовала всю необыкновенную мощь этого удивительного таланта. Взрослые рассказали, что это русский эмигрант - Петр Лещенко, который жил в Румынии, и в конце войны был убит нашими спецслужбами в Бухаресте. С тех пор меня не покидало желание узнать как можно больше о нем.
В 1982 году я пришла работать на Центральное телевидение. О том, чтобы сделать передачу о Лещенко, в то время я даже не могла и мечтать. Но время шло, и в 1993 году такая возможность, как мне казалось, появилась. Тогда я уже знала, что Петр Лещенко, он же Мартынович, родился в 1898 году под Одессой, в селе Исаево. Его увлечение музыкой началось с пяти лет. Сначала он развлекал своих односельчан, затем пел в церковном хоре. Мать - простая крестьянка, рано оставшаяся без мужа. Отчим потакал увлечению юного Петра и к его 17-ти годам подарил гитару. Видимо, с этого момента и началось становление великого артиста. Он стал понемногу сочинять, импровизировать.
Вскоре, в поисках лучшей доли, семья переезжает в Бессарабию, в Кишинев. В 1918 году Румыния оккупировала Бессарабию, и тысячи русских людей оказались "эмигрантами без эмиграции". Среди них была и семья будущего певца. В начале 20-х годов он уезжает учиться в Ригу. Там знакомится со своей первой женой - Зинаидой Закит. Счастливая случайность - встреча с композиторами Оскаром Строком и Марком Марьяновским - дает первый результат. Появляются знаменитые шлягеры тех лет. Записанные на пластинках рижской студии "Беллакорд" эти песни расходятся буквально по всей Европе.
И в Россию попадали записи Лещенко. Особенно много его пластинок появилось в 1940 году, когда в состав СССР вошли Бессарабия и Прибалтика. Они продавались на черном рынке по баснословным ценам. На знаменитом одесском "привозе" диск с портретом певца в плотном картонном футляре стоил до 300 рублей (бутылка водки тогда стоила 6 рублей 5 копеек).
В Россию пришли знаменитые "Ах, эти черные глаза", "Чубчик кучерявый", "Андрюша". Петра Лещенко называли "пластиночным певцом" - тираж граммофонных записей по тем временам был огромный. Пластинки с песнями Лещенко издавались на четырех континентах, во всех цивилизованных странах, где были общины иммигрантов из России, кроме, естественно, Советского Союза. При этом певец был крайне далек от политики.
В 1935 году Лещенко приглашают в Лондон на радио. Голос его звучит в прямом эфире. Певец гастролирует в Европе, Африке, Индонезии.
В начале 30-х годов Петр Константинович с семьей переезжает в Бухарест. Там открывает свое дело - небольшой ресторан "Наш домик", а затем - фешенебельный "Петр Лещенко", где и выступает почти каждый вечер.
"Аккуратный зал с дансингом и небольшой эстрадой посередине, столики по углам, на них - настольные лампы с разноцветными абажурами. Это создавало почти домашний уют, во время представления входить и выходить из зала просто-напросто строго воспрещалось. И никому не приходило в голову сей запрет нарушать: публика в ресторане Лещенко собиралась "отборная". Цвет русской эмиграции (достаточно многочисленной в Румынии), местная интеллигенция, некоторые члены королевской фамилии, иностранные гости, привлеченные русской экзотикой (ресторан был оформлен в стиле "гранд-рюсс") и, конечно же, именем владельца и главного солиста. Чтобы услышать его полуночное выступление, соглашались платить за еду и напитки едва ли не в пятикратном размере по сравнению с обычными ценами".[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]
В 1941 году Румыния становится союзницей Германии в Великой Отечественной войне. В это непростое время Петр Константинович собирается на гастроли в оккупированную Одессу. Они состоялись в мае 1942 года. Там и произошло знакомство знаменитого, умудренного опытом человека с начинающей молодой певицей, Верой Белоусовой.

Петр Лещенко и Вера Белоусова-Лещенко
Здесь я хочу отступить от моего рассказа и перенестись в 1993 год. Изучая материалы о Лещенко, я даже не предполагала, какая меня ждет удача. В одной из газет я нашла маленькую заметку о ретро-концерте, в котором принимала участие вдова Петра Лещенко - Вера Георгиевна Белоусова-Лещенко. Через знакомую из редакции одного московского журнала удалось договориться о встрече с В.Г. "Верочка - человек не простой, - объяснили мне. - Далеко не всех людей к себе допускает. Если понравишься, разговор получится, нет - извини". И вот я морозным московским вечером еду в Останкино, где в однокомнатной квартирке живет легендарная женщина, десять лет жизни которой прошли рядом с "маэстро". Волнуюсь страшно! Мне открывает дверь, конечно, уже немолодая, невысокая, но очень обаятельная женщина, как говорят, со следами былой красоты. Прохожу в квартиру и слышу:
- Я, детка, угощу тебя варениками с картошкой. Мама моя их любили готовить и меня научила.
От сердца отлегло. И я слушала до поздней ночи историю любви.
- Я благодарна Господу Богу, - говорит Вера Георгиевна, - за то, что мне, молодой девчонке, выпало десять лет жизни провести с этим удивительным человеком! Самые счастливые дни в моей жизни!
Я родилась в Одессе в 1923 году, в семье нас было трое детей. Старший, младший брат и я - средняя. Мой отец был убежденным коммунистом и в первые дни войны ушел на фронт. Вскоре мать получила похоронку. После школы я поступила в музыкальное училище по классу "аккордеон". Родителям не очень нравилось мое увлечение музыкой, тогда были в почете рабочие специальности. Но возражать не стали. С началом войны пришлось прервать учебу - Одесса была оккупирована румынами. В мае 1942-го я узнаю, что в наш город на гастроли приезжает знаменитейший в то время певец, кумир, как говорят сейчас, Петр Лещенко. Концерты будут проходить в Русском драматическом театре. И какая счастливая случайность, друзья-музыканты приглашают на репетицию его первого выступления. После репетиции меня подвели и представили ему.
- Познакомьтесь, Петр Константинович, это наше юное одесское дарование - певица Верочка Белоусова.
От смущения я вся красная. А Петр Константинович улыбнулся мне и говорит:
- Может быть, вы нам что-нибудь споете?
Я стала отнекиваться. А мои ребята:
- Да, Петр Константинович, у нее есть замечательная песня "Мама" Модеста Табачникова.
Я взяла аккордеон и запела. Когда закончила, П.К. подошел и поцеловал мне руку.
- Жду вас вечером в свой концерт.
Прихожу домой и рассказываю маме:
- Мама, мне сам Лещенко руку поцеловал.
А мама:
- Ну что ж, он артист, ты не обольщайся.
Вечером собираюсь на концерт. Единственное простенькое платье, единственная пара туфель и мамино пальто. Подхожу к театру - огромная толпа народа. Зрительный зал набит битком. Место у меня было в ложе, рядом со сценой. В этот вечер я поняла, какой великий артист Петр Лещенко. Он вышел с гитарой в руках, в расшитой косоворотке и красных сапогах на русский манер. Какой у него был удивительный голос! Как величественно и грациозно держался он на сцене. В первом отделении звучали русские и украинские народные песни, а во втором он пел самые свои популярные романсы. Зал ревел! После концерта я даже не могла подойти к нему, поблагодарить. Его на руках унесли за кулисы.
Домой возвращалась, как на крыльях. А в доме голод. Есть нечего. Одни семечки. И вдруг стук в дверь. Открываю. На пороге - Лещенко с огромным букетом белых роз.
- Ну что ж вы так быстро убежали? Я вас искал после концерта.
От неожиданности я потеряла дар речи. Он прошел в нашу бедную комнатку и все понял.
- Я скоро вернусь.
Через час он появился с продуктами. А на следующий день были прогулки по весенней Одессе. Вот так красиво начался наш роман. Через несколько месяцев мы обвенчались в маленькой церквушке на Старопортофранковской улице (эта церковь существует до сих пор. - И.Л.). Со своей первой женой он был в разводе. От первого брака у него оставался сын - Игорь.
- Вскоре, - продолжает свой рассказ Вера Георгиевна, - мы переехали жить в Бухарест. Встретили меня очень холодно. Частенько слышала за спиной: "Коммунистку привез!" Но я была влюблена и на такие глупости внимания не обращала. Да и Петр Константинович старался ограждать. Он не просто любил меня, а относился по-отечески, баловал. Нанял учителей по музыке, этикету, французскому языку. Я ведь была на 25 лет моложе его.

Петр Лещенко
Вскоре мы начали петь вместе. Появился дуэт - Петр и Вера Лещенко. Объездили всю страну. В 1944 году в Румынию вступила Советская Армия. Нас стали приглашать выступать перед советскими военными. Я исполняла "Синий платочек", Петр Константинович - "Темную ночь", а вместе - танго "Любимая". Он ведь хотел вернуться на Родину, даже стал ходить в посольство. Документы какие-то заполнял. Но не пришлось...
Его арестовали в 52-м на концерте в городе Брашове. Пришли за кулисы и забрали. Один раз мне разрешили свидание с ним. Это было в тюрьме под Бухарестом. Разговаривали мы через проволоку. Петр Константинович очень плохо выглядел. Был бледный, сильно похудевший. Я все время плакала, а он меня успокаивал:
- Ты только знай, девочка, что бы тебе ни говорили, я ни в чем не виноват.
Это была наша последняя встреча. Больше я не получала от него никаких известий.
Вскоре арестовали и меня. Пришли люди в штатском и увели. Я только успела на себя шубу набросить. Холодно было. Потом эту шубу, подарок Петра Константиновича, охранник на моих глазах резал на куски. Наверное, искали какой-то компромат. А что там могло быть? За связь с иностранцем и шпионаж меня приговорили к высшей мере. Но потом "милостиво" заменили 25-ю годами лагерей и отправили на Урал. Было трудно, но там сидело много порядочных людей. И еще мне оставили мой аккордеон - подарок Петра Константиновича. Это и помогло выжить в то трудное время.
Освободили меня после смерти Сталина. Узнала, что Петр Константинович умер в тюрьме. Возвращаться в Одессу не хотелось, слишком много было тяжелых воспоминаний. Мне предложили выступать с концертной бригадой, тогда такие существовали, и я с радостью согласилась. Объездила полстраны.
Потом попала в Москву, вышла второй раз замуж. Муж был художник, талантливый человек, но рано умер.
Какое-то время работала в Москонцерте.
В тот вечер мы долго говорили с Верой Георгиевной, и я думала, как много у этой женщины, пережившей все эти потери, мужества.
К сожалению, мне не удалось завершить работу над фильмом, хотя большая часть материала была отснята. С режиссером Леной Карцевой мы ездили в Одессу. Договорились о съемке в Русском драматическом театре, на сцене которого Лещенко выступал. Все это сохранилось. Планировали поездку в Бухарест, где до сих пор существует здание знаменитого когда-то ресторана "Петр Лещенко" и живет его внучка Кристина. Однако "могущественные" спонсоры, не объясняя причины, не захотели больше вкладывать деньги в проект. Работа остановилась. Но "рукописи не горят..." И мой рассказ о судьбе Петра Константиновича Лещенко - дань его светлой памяти.
1 А.Галяс, В.Гридин "Чубчик кучерявый". - журнал "Огонёк", №35, август 1991 г.



Источник: Номер 11(270) 22 мая 2001 г
Миниатюры
vestnikonline.gif  
__________________


[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]

[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]

Последний раз редактировалось Admin; 28.05.2008 в 12:46
Ответить с цитированием
  #4  
Старый 26.10.2008, 11:05
Аватар для Тамада
Тамада Тамада вне форума
Участник
 
Регистрация: 19.10.2008
Адрес: Подмосковье
Сообщений: 86
По умолчанию ещё некоторые странички биографии

Петр Константинович Лещенко


3 июля 1898 года в селе Исаево близ Одессы родился эстрадный певец Петр Константинович Лещенко

«Мать - Мария Константиновна - была бедной, неграмотной крестьянкой. Об отце известно лишь, что он умер, когда сыну было три года. Не исключено, что Петр явился плодом внебрачной любви. Отца ему заменил отчим Алексей Васильевич Алфимов - простой, добрый человек, не лишенный к тому же любви к музыке и умевший играть на гармонике и гитаре. Много позже в семье Марии Константиновны и Алексея Васильевича родились сестры Петра: Валентина - в 1917 году и Катерина - в 1920-м.

С ранних лет Петр Лещенко жил как многие дети из бедных деревенских семей: учеба в сельской школе, пение в церковном хоре, приобщение к труду и самостоятельному заработку. Ему повезло, что отчим Алексей Васильевич разглядел в мальчике, которого он полюбил как собственного сына, артистические наклонности и подарил ему свою гитару.

Летом 1914 года началась Первая мировая война. Лещенко под влиянием патриотических настроений попадает в кишиневскую школу прапорщиков. А когда Румыния, воевавшая на стороне Антанты, начала терпеть одно поражение за другим, Петр Константинович в составе русских войск, мобилизованных для помощи румынской армии, досрочно был отправлен на фронт.

Октябрьская революция застала прапорщика Лещенко в военном госпитале, куда он попал после тяжелого ранения, полученного в бою. Тем временем политическая ситуация в регионе изменилась. Из недавнего еще союзника новая, уже советская, Россия стала непримиримым врагом Румынии. В сложной обстановке, когда многие международные договоры царской России утратили свою юридическую значимость, Румыния без лишней дипломатической волокиты, в одностороннем порядке решила давний территориальный спор в свою пользу - в январе 1918 года она оккупировала Бессарабию, отторгнув ее от России.

Лещенко в одночасье, против своей воли и желания, стал эмигрантом».

Самин Д. К. Самые знаменитые эмигранты России. - М.: Вече, 2000, с. 345 - 346.

«Решающим оказалось знакомство Лещенко на одном из вечеров с Оскаром Строком (в Риге, на родине первой жены Лещенко, танцовщицы Зинаиды Закис - В.К.). Строк, уезжая в Лиепаю, включил его в программу концерта. Но в большом концертном зале голос Лещенко потерялся.

Успех пришел к нему после выступлений в небольшом уютном кафе под названием «А.Т.». В кафе играл маленький оркестр под управлением прекрасного скрипача Герберта Шмидта. Во время одной из пауз в игре оркестра Шмидт подошел к столику, где сидели Строк и Соломир. Они уговорили его поработать с Лещенко, а Строк взялся помочь с репертуаром. Петр, узнав об этом, разумеется, очень обрадовался.

Начались репетиции, и через две недели состоялось первое выступление певца. Это было в конце 1930 года, который и можно считать началом певческой карьеры Петра Лещенко как сольного исполнителя.

Первые две песни, спетые им, прошли с успехом, но когда объявили, что будет исполнено танго Оскара Строка, публика, видя в зале самого автора, стала аплодировать ему. Строк поднялся на сцену и сел к роялю. Это окрылило Петра, и он проникновенно исполнил новое произведение композитора «Мое последнее танго». Зал разразился бурными овациями, танго пришлось бисировать...

Зинаида родила сына, которого по желанию отца назвали Игорем, хотя родственники Закис хотели дать ему латышское имя.

Да, в Риге пробил звездный час Лещенко. Петр стал регулярно выступать в кафе «А.Т.». На фирме «Беллакорд» Лещенко записал шестьдесят одно произведение. Среди них сочинения самых разных авторов, либо музыка, либо то и другое вместе. Но славу ему принесли в основном танго и фокстроты Оскара Строка и Марка Марьяновского.

Строк открыл дорогу Лещенко в мир грамзаписи, сделал его королем пластинок, а певец, в свою очередь, обессмертил прекрасные танго Оскара Строка.

Но самой популярной песней Лещенко стало танго Марьяновского «Татьяна». В СССР ей досталось как «шедевру пошлости», наверное, больше всех остальных подобных произведений вместе взятых. Что, вероятно, лишь способствовало народной популярности «Татьяны». Ее знали наизусть, переписывали с магнитофона на магнитофон и слушали, слушали, слушали...

Татьяна, помнишь дни золотые,
Кусты сирени и луну в тиши аллеи?
Татьяна, помнишь грезы былые?
Тебя любил я, не вернуть нам юных дней.

Упали косы, душистые, густые,
Свою головку ты склонила мне не грудь.
Татьяна, помнишь дни золотые?
Весны прошедшей мы не в силах вернуть.

В 1932 году Петр Константинович выступал в Майори, в летнем ресторане, каких множество на Рижском взморье. Его пение так понравилось двум англичанам, что они пригласили артиста к себе в пансион, где он своим мелодичным голосом разбередил их души. Очевидно, ему встретились деловые люди, потому что по их совету некая английская фирма организовала вояж Лещенко через Ла-Манш в туманный Альбион для участия в развлекательной программе на светском рауте. Исполнение Лещенко произвело сенсацию, последовало приглашение на английское радио. Позже певец совершил вторую поездку в Лондон и в течение месяца выступал в респектабельных ресторанах «Трокадеро», «Савой», «Палладиум».

В первой половине тридцатых годов Лещенко переезжает на постоянное жительство в Бухарест. Основавшись на новом месте, Лещенко перевез туда всю свою кишиневскую родню, купив для этой цели небольшой домик. Некоторое время он поет в кафе «Галерея Лафайета» с хорошо оборудованной эстрадой и новинкой - висячим микрофоном, сводящим на нет все изъяны акустики.

В 1933 году Геруцкий, Кавура и Лещенко открыли в Бухаресте небольшой ресторан «Наш домик». Капитал вложил представительный на вид Геруцкий, который и встречал гостей. На кухне хозяйничал опытный повар Кавура, а Лещенко с гитарой создавал настроение в зале. В гардеробе посетителей принимали отчим и мать Лещенко.

Дела в «Нашем домике» пошли хорошо: посетители валили валом, столики брались, как говорится, с боя, и появилась необходимость в перемене помещения.

Осенью 1936 года, а может, и раньше, на главной улице Бухареста, Виктории, был открыт новый ресторан, который так и назывался - «Лещенко». Поскольку Петр Константинович пользовался в городе большой популярностью, ресторан посещало изысканное русское и румынское общество. Играл замечательный оркестр. Зинаида сделала из сестер Петра - Вали и Кати - хороших танцовщиц. Выступали все вместе, но гвоздем программы был, конечно, сам Лещенко... Интересно, что в ресторане выступала и знаменитая позднее Алла Боянова.

Диски же Лещенко, расходившиеся фантастическими тиражами, крутили и по радио, и на вечеринках, и в ресторанах. Песни в его исполнении составляли, если так можно сказать, бытовой музыкальный фон в русскоязычных колониях за рубежом».

Самин Д. К. Самые знаменитые эмигранты России. - М.: Вече, 2000, с. 347 - 349.

«Пластинки Петра Лещенко проникали в Советский Союз и в тридцатые годы, но особенно много их появилось на черных рынках и базарах Бессарабии и Прибалтики, включенных в 1940 году в состав СССР. По радио они, как и прежде, не звучали - ведь Лещенко жил в Бухаресте и считался эмигрантом».

Самин Д. К. Самые знаменитые эмигранты России. - М.: Вече, 2000, с. 349.

В октябре 1941 года «...немецко-румынские войска оккупировали Одессу. В том же месяце Лещенко получает повестку явиться в свою часть. Петр Константинович игнорирует вызов. Его вторично предупреждают о явке в полк. Снова со стороны певца никакой реакции. Третий вызов... Лещенко упрямо не желает идти в действующую армию и тем более воевать против своего народа.

В конце концов его судили так называемым офицерским судом чести и на некоторое время оставили в покое - он был все-таки заметной фигурой в артистической среде Бухареста.

В мае 1942 года Лещенко приезжает в Одессу. Его концерт был назначен в Русском драматическом театре. В городе начался настоящий ажиотаж: очереди за билетами выстраивались с раннего утра...

День концерта стал подлинным триумфом Петра Константиновича. Небольшой театральный зал был полон до отказа, многие стояли в проходах. Певец поначалу огорчил: первые вещи вдруг стал петь... по-румынски - оказалось, по требованию властей. Потом зазвучали уже хорошо известные, любимые многими танго, фокстроты, романсы, и каждая вещь сопровождалась неистовыми аплодисментами слушателей. Завершился концерт подлинной овацией...»

Самин Д. К. Самые знаменитые эмигранты России. - М.: Вече, 2000, с. 349 - 350.

«В июле 1942 года Петр Константинович неожиданно получает вызов в 13-ю дивизию для работы переводчиком (он владел несколькими языками). Ему казалось, что на него как на потенциального военнослужащего давно махнули рукой, ан нет - вспомнили. И снова Лещенко, будто следуя старой традиции, не торопится подчиниться приказу. Почти год Лещенко правдами и неправдами удается уклоняться от ношения военной формы. Знакомые врачи даже сделали ему фиктивную операцию, и артист некоторое время провел в больнице, но окончательно комиссоваться ему так и не удалось. В октябре 1943 года Петра Константиновича все же призвали и отправили в Крым, где он работал в должности заведующего офицерской столовой».

Вся его «служба» с октября 1943-го по март 1944 года проходила на воинских пунктах питания в Крыму - не с винтовкой или армейским черпаком, а с неразлучной гитарой, которой он - в приказном порядке, разумеется, баловал холеное офицерье оккупационных войск».

Самин Д. К. Самые знаменитые эмигранты России. - М.: Вече, 2000, с. 350.

«Лещенко уже за пятьдесят. В соответствии с возрастом меняется его репертуар - певец становится более сентиментальным. Уходят из программ темповые шлягеры, типа «Моей Марусички» и «Настеньки», появляется вкус к лирике, романсам, окрашенным тоской и грустью. Даже в его пластиночных записях, сделанных в 1944-1945 годах, доминирует отнюдь не радостная тональность: «Бродяга», «Колокольчик», «Сердце мамы», «Вечерний звон», «Не уходи».

Петр Константинович продолжает выяснять возможность возвращения в Советский Союз, обращается в «компетентные органы», пишет письма Сталину и Калинину. Лучше бы он этого не делал - может быть, тогда ему удалось бы спокойно прожить остаток жизни.

В марте 1951 года Петр Константинович был арестован. Это произошло на концерте в Брашове. Много лет спустя его жена узнала о том, что Петр Константинович умер в лагере летом 1954 года не то от язвы желудка, не то от отравления...»

[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]

песни альбомы
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]
Ответить с цитированием
  #5  
Старый 24.11.2008, 15:36
Вера Лещенко Вера Лещенко вне форума
Новичок
 
Регистрация: 02.11.2008
Адрес: Москва
Сообщений: 8
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от haim1961 Посмотреть сообщение
Даша Белоусова
ЧУБЧИК
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]
1942 год. Славная, добрая Одесса переживает период оккупации. Румынская армия, воевавшая на стороне фашистской Германии, чувствует себя в городе довольно свободно. Население принимает непрошенных гостей по разному. Одни сопротивляются изо всех сил: воюют, взрывают... Другие настроены более спокойно. А некоторые, которым советская власть принесла лишь нищету с полной конфискацией, – пытаются вспомнить коммерческие навыки. Очередная попытка частного предпринимательства... Многонациональный свободолюбивый город продолжает жить своей жизнью. Каждый житель Одессы, как и всегда, продолжает переживать о своих близких, родных, любимых…
Весна приходит и во время войны. О, что это? Что это за невозможное видение? По цветущим улицам величаво движется шикарный автомобиль с открытым верхом. На обозрение почтенной публике в авто гордо восседает дивной красоты пара. Причем оба увлечены только друг другом. Да кто это? Как? Вы не узнали? Да, да, вы не ошиблись. Это Петр Лещенко и Вера Белоусова. Потерявшие голову от любви. На минуточку забывшие о горькой войне...
Все смешалось в жизни Петра Лещенко. Уроженец наших краев, житель виноградной Бессарабии, столичная бухарестская штучка... Полмира он объездил с гастролями. А пластинки с его голосом разлетелись по всему большому миру на радость слушателям. Как объяснить врожденную аристократичность Петра Константиновича? Этому не научишься. Или есть – или нет. Малограмотная мама, обладая абсолютным музыкальным слухом, с большим чувством исполняла украинские народные песни. Маленький Петя с раннего детства пел, а иногда выступал и на импровизированных представлениях в родном селе Исаево под Одессой. После переезда в 1909 году семьи в Кишинев (рано ушел из жизни отец, и мама вторично вышла замуж) Петра устроили в церковно-приходское училище. Там он постигал не только азы певческого искусства, но и азбуку сценического движения. Вообще карьера Лещенко выстраивалась неоднозначно. Все никак не удавалось определиться с жанром. Всесторонне одаренный юноша занимался всем сразу. Чего только стоят его лезгинки и арабские танцы с клинками? По воспоминаниям его современников, танцевал он превосходно. Еще бы! Ведь свое мастерство он оттачивал в балетной школе самой Веры Трефиловой (блистала на подмостках Мариинского театра) в самом гламурном городе Европы – Париже. В этой же балетной школе училась красавица Зинаида Закит, рижанка. Так в 1925 году Петр Лещенко познакомился со своей будущей супругой.
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]

Выступления танцевального дуэта Лещенко – Закит имело оглушительный успех по всей Европе. Танцы были настолько разножанровыми, что пара могла самостоятельно выступать, в течение часа удерживая внимание публики. Часто в концертах, уже после танцевальных дивертисментов, Петр брал в руки гитару, подаренную отчимом, и с удивительным шармом исполнял цыганские песни и романсы. Тут нужно оговориться, что наполненное смыслом пение появляется чаще всего на основе определенных жизненных испытаний, питающих духовный цветок под названием мудрость. Еще в 1917 году Петр повоевал на Первой мировой. Был ранен. Бурное было время в начале 20 века… Пока Лещенко залечивал раны в госпитале, в Бессарабии сменилась власть. Теперь это была Румыния.
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]
Главным все же оставалось искусство. Со временем Петр Лещенко виртуозно овладел гитарой и даже начал писать собственные довольно приличные песни. Голос у Петра был необыкновенный. Мягкость и глубина его бархатного баритона никого не оставляла равнодушным. Немного в мире певцов, которые не пропевают, а проживают песню. Среди наших мастеров нельзя не вспомнить о таланте Клавдии Шульженко, которая иногда, почти проговаривая песню, доносила всю суть. Или Алла Баянова. Начинала ведь она с Петром Лещенко в 1935 году (в то время дела у Петра Константиновича шли неплохо, он имел свой ресторан в Бухаресте под названием «Лещенко», в котором выступали две его младшие сестры и Алла), только нащупывая свой путь в искусстве пения романса.
Так как же все-таки Петр остановил свое внимание на пении? В 1929 году он вместе с супругой Зинаидой Закит возвратился в Кишинев. Они танцевали в лучших залах города (например отеля «Лондон»). Петь в больших залах Петру Константиновичу было трудновато. При всей самобытной красоте, голос не обладал большой силой, а с микрофонами мир был еще не слишком знаком. В 1931 году пара вынуждена была приостановить танцевальную карьеру. Они ожидали первенца. Петр и Зинаида переехали на родину супруги, в Ригу. Это тоже был счастливый случай. Петру пришлось больше внимания уделять вокальным тонкостям. Но есть еще одна, пожалуй, даже главная составляющая успеха певца. Это хороший репертуар. В Риге Петр Константинович начал сотрудничать с блестящими авторами того времени. Это были Оскар Строк («Черные глаза», «Мое последнее танго», «Спи, мое сердце», «Мусенька, родная») и Марк Марьяновский («Татьяна», «Вино любви», «Марфуша», «Дуня»). Лучшие шлягеры 30-40-х годов были написаны ими, а исполнены Петром Лещенко. Когда он открыл для себя возможность звукозаписи, его известность стала набирать обороты. Он записывался на лучших студиях мира: «Коламбия», «Парлофон», «Беллакорд», «Электрекорд» и др. Его называли «грамофонным певцом», но это его не обижало.
Петр Лещенко …Когда в Бухаресте в его ресторан стали захаживать немецкие офицеры, он как бы не придавал значения. А когда его направили с концертами в оккупированную Одессу, воспринял это как профессиональную обязанность. Пел в ресторане «Северный» на румынском и русском языках.
[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]
Здесь я делаю лирическое отступление, т.к. с этого момента жизнь Петра Константиновича переплелась с огромным генеалогическим древом моей семьи. Моя бабушка, Ольга Наркизовна Белоусова, является двоюродной сестрой Веры Георгиевны Белоусовой. Когда Вера Георгиевна приезжала из Москвы в родной город, они встречались и подолгу вспоминали молодость. В нашей семье одно время не разрешкали упоминать на людях о родстве с Лещенко, т.к. его творчество аж до 80-х годов считалось запрещенным. Хотя понятно было, что многие его слушали невзирая на табу. «Чубчик» знали все. А подлинно о знакомстве Петра и Веры я узнала от дедушки моей близкой подруги Владимира Вотрина. Он всю жизнь исполнял партию ударных инструментов в оркестре Одесского оперного (вы могли его запомнить в эпизодической роли в фильме «Любимая женщина механика Гаврилова». Он там играл самого себя).
Так вот, со слов Владимира Вотрина:
«Вера замечательно играла на аккордеоне. Аккомпанировала себе, исполняя всякие песенки. Училась она тогда в консерватории. Половина консерватории была влюблена по уши в темпераментную девятнадцатилетнюю брюнетку. И вот в городе появляется Петька. При первой же встрече между ними, по-моему, пробежала молния и грянул гром. Сначала Петька попросил меня познакомить его с красавицей черненькой. Затем и Вера обратилась ко мне с аналогичной просьбой. И все это почти одновременно. Их так потянуло друг к другу, что никакая сила уже не могла их удержать...»
А потом пришлось вновь бежать в Румынию. Петра Лещенко арестовали вместе с молодой женой. Ей дали 25 лет, но она сидела недолго. Он погиб в 1954 году в тюрьме в Бухаресте.
Это была самая настоящая любовь, которую Вера Георгиевна хранила в своем сердце долгие годы.
В этом году – 110 лет со дня рождения Лещенко. Вспомнит ли кто? Вот зашла в магазин «Диски та Касети» – а и нет там такого исполнителя...

Даша Белоусова
Журнал «Фаворит» январь 2008 N 1
Цитата:
Здесь я делаю лирическое отступление, т.к. с этого момента жизнь Петра Константиновича переплелась с огромным генеалогическим древом моей семьи. Моя бабушка, Ольга Наркизовна Белоусова, является двоюродной сестрой Веры Георгиевны Белоусовой. Когда Вера Георгиевна приезжала из Москвы в родной город, они встречались и подолгу вспоминали молодость. В нашей семье одно время не разрешкали упоминать на людях о родстве с Лещенко, т.к. его творчество аж до 80-х годов считалось запрещенным. Хотя понятно было, что многие его слушали невзирая на табу. «Чубчик» знали все. А подлинно о знакомстве Петра и Веры я узнала от дедушки моей близкой подруги Владимира Вотрина. Он всю жизнь исполнял партию ударных инструментов в оркестре Одесского оперного (вы могли его запомнить в эпизодической роли в фильме «Любимая женщина механика Гаврилова». Он там играл самого себя).
Так вот, со слов Владимира Вотрина:

Я почему-то не помню такую родственницу, а что все боялись даже имя Петра Константиновича называть, это правда. Но, когда он был в Одессе в 42 году, на руках носили, у гостиницы, а потом у моего дома на Островидова караулили. Тогда не боялись. Нет, я не осуждаю, никого. Сама страха натерпелась. А вот с трудом верится, что Вотрин мог сказать: Петька. Он был очень почтителен с Петром Константиновичем. Низкий ему поклон! Он нас познакомил с Петром Константиновичем.

Последний раз редактировалось Вера Лещенко; 24.11.2008 в 15:38 Причина: цитату надо убрать, она есть в письме
Ответить с цитированием
Ответ


Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 
Опции темы

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход

Эл. почта администратора: - Главный сайт Шансон - Портала - Архив - Вверх

Внимание! Администрация Шансон – Портал – форума не несет ответственности за сообщения, размещенные участниками форума и за высказанные мнения в этих сообщениях. Так же администрация форума не несет ответственности за размещенные участниками форума ссылки, на какие либо материалы, расположенные на других Интернет ресурсах. Тем не менее, если Вы являетесь правообладателем материала, на который есть ссылка в каком либо сообщении Шансон – Портал – форума и считаете, что этим нарушены Ваши авторские или смежные права, сообщите пожалуйста администрации форума. Мы в кратчайшие сроки готовы удалить сообщение со ссылкой на Ваш материал, при предъявлении прав на указанный материал. Пожалуйста используйте форму обратной связи.

Powered by vBulletin® Version 3.8.4
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot
© Шансон - Портал - Все права защищены

Подпишитесь на нашу ленту новостей