11 Oct 2018
Роман Карцев
Роман Карцев
     
Роман Карцев - Раки

 

     Смотрю на фотографии в своем альбоме. Все меньше остается людей, с которыми судьба предоставила возможность встретиться и пообщаться. Так устроена жизнь. Одним из таких был Народный артист России Роман Андреевич Карцев. В апреле 2004 года я участвовал в организации его выступлений в Казани и Альметьевске, это был моноспектакль по рассказу Семена Альтова «Зал ожидания». Карцев предложил сделать этот спектакль для него и сам скомпоновал.Спектакль о том, что мы на этой земле проводим короткое время – остановка в вечности. Люди несутся по железной дороге, по воздуху, по жизни, и очень важны остановки, когда можно осмыслить прошедший путь, предугадать предстоящий…
  

  
     Роман Андреевич говорил об этом спектакле так: «Я играю сегодня шесть или семь персонажей в моноспектакле «Зал ожидания». Тех, кто сидит в аэропорту. Грустного грузина, который говорит о войне и крови, о том, что Бога забыли. Или ростовского парня, такого шустрого, которому все равно, лететь – не лететь, он рассказывает анекдоты про Путина, Брежнева с прибаутками. Есть еще там такой псих, который всегда в аэропорту нервничает, грозит всех пассажиров взять в заложники, если опоздает на рейс. Я сейчас боюсь играть этого персонажа, черт его знает, как над этим шутить теперь. Это сегодняшний день, мы все нынче без профессии, без привычек, без дома, без себя, мы только ждем. Мы все живем в зале ожидания».
     Встречал я его на вокзале. Роман Андреевич вышел из поезда немного усталый. Оказалось, что с ним в вагоне ехали футбольные болельщики на матч в Казань (в этот день казанский «Рубин» играл с московским «Спартаком») и естественно, всю ночь никто не спал. На вопрос об отношении к футболу сказал: «К футболу у меня особенное отношение. Дело в том, что мой отец был профессиональным футболистом, играл просто замечательно. Был левша, но и правой бил дай Боже! Потом он стал футбольным судьей. И сам я тоже играл в футбол, ведь в Одессе футбол - это национальная игра.
Казань была не очень сильна в футболе - всегда во втором эшелоне, я же знаю, слежу за этим. Но вдруг появилась замечательная, интересная команда. Есть у вас и прекрасная баскетбольная команда».
     - А вы сами за кого болеете?
     - Ни за кого. Я даже за киевское "Динамо" сейчас уже не болею. Болел еще за одесский "Черноморец", а сейчас мне болеть уже поздно. Только с удовольствием смотрю по кабельному телевидению игры футбольного итальянского первенства.
  
Р.Карцев и В.Урецкий, г. Казань, 24.04.2004г.
Р.Карцев и В.Урецкий, г. Казань, 24.04.2004г.
  
     Информационным спонсором моноспектакля выступила газета «Казанские ведомости», у читателей была возможность лично пообщаться с любимым актером по телефону во время прямой связи, на которую мы поехали. В течение часа артисту звонили в гримерку, где был установлен телефон, и задавали вопросы, на которые Роман Андреевич с удовольствием отвечал. Вот некоторые из них:
    
     - Роман Андреевич, здравствуйте, меня зовут Елена. Скажите, пожалуйста, с чем сейчас в России шутить опасно?
     - С огнем. В Москве и Подмосковье сейчас неимоверное количество пожаров. Шутки с огнем плохи. А в смысле юмора опасности большой нет - говорить пока можно все, что хочешь.
     - Это Аня вас беспокоит. Хотелось бы узнать, кто на современной эстраде в разговорном жанре вам наиболее интересен?
     - Пожалуй, нет таких. Я вообще к эстраде не отношусь. Всю жизнь играю в театр - в театр миниатюр. Сейчас в моде легкий такой юмор - шутки ради шутки. Галкин вот неплохо пародирует, но он становится однообразным. Хорошо работает Песков. Есть, есть талантливые ребята... Но в основном все скатываются в банальную пошлость. Сердючка, например, грудь надела и уже десять лет сводит всех с ума. В прямом смысле этого слова, потому что нормальный человек смеяться над этим не может.
     - Но ведь Сердючка собирает целые стадионы...
     - Это как раз показатель того, что у нас в стране много ненормальных.
     - Здравствуйте, это Михаил Александрович. В чем, по-вашему, феномен успеха новых русских бабок?
     - Здравствуйте. Вот только что мне задавали почти такой же вопрос. Что сказать... Какое время, такая и эстрада. Постепенно все это пройдет. Но будет продолжаться до тех пор, пока на эстраде не появятся личности. А пока личностей нет. Есть желание развлекать публику. Они выходят на сцену, несут чушь, а публика ржет. А я люблю нормальный здоровый смех, а не ржание.
     - Это Дима, мне 7 лет. Интересно, кто ваш самый любимый сказочный герой?
     - Спасибо за вопрос... Знаешь, в детстве у нас не было телевизора и сказочными героями для нас были Павлик Морозов, Марат Казей, другие пионеры-герои, а еще герои сказок Михалкова, Маршака. Но в принципе мне больше нравятся герои с фантазией, вымыслом, юмором, такие как Мюнхгаузен.
     - Роман Андреевич! Это Ольга Гаврилова. Чувство юмора вредило вам в жизни?
     - О, много раз... Я иногда болтал ТАКИЕ вещи и ТАКИМ людям, что просто потом не мог очухаться и сам себе удивлялся. Были случаи, когда это мое безрассудство здорово вредило нашей работе. Я все понимал, но поскольку очень вспыльчивый, часто просто не мог остановиться... Даже осмелился сказать самому Райкину, что мой юмор лучше, чем его! И сразу же после этого пришлось написать заявление об уходе из его театра.
     - И как отреагировал на это Райкин?
     - Как... Он подписал заявление. Тут же...
     - Вы пишете книги, я не знала...
     - Это случилось неожиданно для меня самого. Уже после смерти Вити я летел в самолете, летел долго, 16 часов, и вдруг что-то накатило... И начал писать воспоминания о том, как мы встретились, как работали. Лет десять прошло, пока это кто-то прочитал и посоветовал продолжать.
     - Роман Андреевич, вам звонит Анна Сергеевна. Часто вам приходилось встречаться с такими людьми, как Швондер, которого вы сыграли в "Собачьем сердце"?
     - Конечно! В России эти долбодубы неистребимы. Швондеров много и в Думе, и в жизни. И Шариковых много. Знаете, я давно так не смеялся, когда смотрел по телевидению, как спорят Жириновский с Ампиловым. У меня была настоящая истерика. Такого хохота от себя я не помню.
     - Светлана Матвеева вам звонит, здравствуйте! Совсем недавно по телевидению показывали фильм "Небеса обетованные". Сколько раз его смотрю, столько и плачу...
     - Спасибо за добрые слова. Фильм действительно хороший. Это первый мой фильм с Рязановым, сделан вовремя и точно. Там были и юмор, и сатира, и слезы... Дальше я снялся еще в двух картинах Рязанова: "Предсказание" и "Старые клячи". Но в них сам себе не понравился.
     - Меня зовут Людмила Чебурова. Скажите, намечается ли у вас что-то новое в кино?
     - Позавчера я вернулся из Санкт-Петербурга, где дал согласие участвовать в фильме "Мастер и Маргарита". Думаю, мне повезло. Этот фильм будет снимать Владимир Бортко, режиссер "Собачьего сердца". В "Мастере и Маргарите" у меня небольшая роль дяди из Киева.
     - А вы видите себя в серьезных ролях, может быть, в трагедии?
     - Да, я мечтаю сыграть короля Лира.
  
responsive

  
     После окончания спектакля, который прошел с успехом, мы долго беседовали с Романом Андреевичем за ужином о юморе, Райкине, Ильченко…Вот что он рассказал:
  
Р.Карцев и В.Урецкий, г. Казань, 24.04.2004г.
Р.Карцев и В.Урецкий, г. Казань, 24.04.2004г.
  
     «Я как одессит, очень люблю серьезное искусство. Люблю трагикомедию, Фелини , где нужно думать и смеяться. Например, комедии Леонида Гайдая никогда не любил. Это все ускоренные съемки, хотя были прекрасные трюки, он был хороший режиссер, но мне это не нравилось. У моего любимого Чарли Чаплина всегда был смысл. То, что он сделал, должно быть учебным пособием для комических актеров.У него всегда есть чувство меры, это же фантастика, что он делал! Нельзя падать три раза, а можно только два. Вот кажется, что он сейчас опять упадет, а он не падает. Когда я впервые увидел телевизионный фильм «Семнадцать мгновений весны», я истерически хохотал! Думал что это фарс , потому что такого идиотизма быть не может. Разведчика, который засекречен, могли поймать и расстрелять уже в первой серии! Единственное что, там снимались хорошие актеры. То, что мы делали с Витей Ильченко, ни один человек на эстраде не делал ни до нас, ни после, ни сегодня.
  
В. Ильченко и Р. Карцев в миниатюре «На складе», 1990г.
В. Ильченко и Р. Карцев в миниатюре «На складе», 1990г.
  

Роман Карцев и Виктор Ильченко - На складе
  
     Например, миниатюра « На складе». Я говорил в зал , его не видел на сцене, он стоял сзади меня. А сейчас смотрю по телевизору, как он работал. Юмор не бывает выдуманный, он должен родиться. Когда мы приходили на Дальнем востоке на эти склады, чтобы получить какой нибудь дефецит, женщины, у которых мы его вырывали, нас ненавидили. Витя, стоявший сзади и игравший этого человека, делал такую «мину», мол, что это за идиот попался, кто его сюда привел? Об этом написал Жванецкий, а мы изобразили.Вообще, наша троица: Витя, Миша Жванецкий и я, была очень профессиональная и очень жесткая. Жванецкий был во главе. Он не давал нам расслабиться. Но мы с Мишей - одесситы, люди темпераментные. А Витя был спокойный, сдержанный, и он цементировал нашу троицу, сглаживал все конфликты. Это был уникальный человек. И сейчас, когда прошло много лет после его ухода, я мог бы наговорить ему массу ласковых слов.Тридцать лет жизни, тридцать лет работы. Это дуэт загадочной русской души и загадочной еврейской души. Мы никогда с Витей не ссорились. Один раз только было дело. Из-за девушки. Такая благородная была ссора. Не помню кто ее привел, но она была очень красивая и мы оба стали за ней ухаживать. И посорились , неделю играли вместе спектакли но не разговаривали . Потом мы ее выгнали чтобы не портила нам жизнь.
  
Аркадий Райкин – Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда
Аркадий Райкин – Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда
  
     Аркадий Райкин для нас был царь и Бог. Это великий актер которого мы наблюдали. Я семь лет стоял за кулисами каждый день, он взял нас из самодеятельности без театрального образования. Посмотрев наш спектакль во время гастролей в Одессе по пьесе Жванецкого «Я иду по улице», Аркадий Исаакович меня вдруг пригласил в свой театр, сказав: «Если вы согласны переехать в Ленинград, тогда идите и ждите — через два месяца мы пришлем вызов». Я тут же побежал, уволился с работы и сел ждать. Чудо свершилось — дождался. Едва начал работать, Райкин посоветовал: «У тебя слишком короткая фамилия, ее не запомнят, придумай что-нибудь другое — подлиннее». Хотя меня моя фамилия Кац устраивала, пришлось подчиниться.
     Он меня допускал слушать, как репетирует монологи, это очень интимная вещь. Я знаю по себе, у меня много монологов, я сейчас работаю один. Было любопытно, как одну миниатюру он отщлифовывает, и она с каждым разом становится лучше и лучше. Он добивался , чтобы получилось блестяще. В этом была специфика нашего театра. Какая была атмосфера в театре, культура. Он требовал профессионализма, строжайшей дисциплины, высокой трудоспособности. В театре был полный запрет на спиртное. Не дай Бог от тебя будет пахнуть спиртным, даже на следующий день, сразу увольнял. А еще Райкин не терпел запаха чеснока . Он меня выгнал однажды со сцены в Одессе. Мы приехали на гастроли, я жил дома и мама приготовила мне котлетки с чесноком. Я их съел и пришел играть интермедию с Райкиным, он играет и говорит: «Ты что, ел чеснок?», я подумал, что он импровизирует, и отвечаю : «Да! Аркадий Исаакович, я ел котлеты у мамы». Он говорит: «Ну иди доешь». Я ушел, а он сам доиграл сцену.
     Во время моего первого отпуска я приехал в Одессу, там же в санатории им. В.Чкалова с семьей отдыхал Райкин. Мои родители пригласили их к нам домой на обед. Мама три дня готовилась к приему, все жарилось, фаршировалось, варилось. Но Аркадий Исаакович почему-то пришел один. Я в первый и последний раз видел, чтобы он так много ел. Мне 22 года, назначил свидание с девушкой, сидел и все поглядывал на часы. Разговора за столом не было, только трапеза. И чтобы уйти придумываю причину пойти за хлебом, хотя его на столе было достаточно. Райкин все понял и сказал: « Да! Сходи! И не торопись – выбирай свежий». Когда я ушел, стали говорить обо мне, мама сказала, что Аркадий Исаакович меня хвалил. Я любил импровизировать, приходил на репетицию и 15 раз приносил новый вариант. Райкин говорит: «Рома! Остановись уже, хватит, остановись». Есть такой закон в драматическом искусстве, когда нужно закрепить материал, а я продолжал импровизировать. Меня несло все время, что - то придумывал. Райкин не выдержал, подошел раздраженный и говорит: «Вы не то делаете». Я говорю «Давайте еще раз попробуем». Он разозлился и говорит: « Ты понимаешь юмор лучше, чем я?». Я сказал: «Видимо да». И тут же прямо на сцене написал заявление об уходе из театра. Ни Витя Ильченко, ни Миша Жванецкий даже не успели пикнуть, как Райкин моментально подписал заявление. На следующий день я уехал домой в Одессу. Аркадий Исаакович никогда никого, не удерживал, от него сами не уходили. Через некоторое время я вернулся в театр. А когда мы ушли от него втроем Миша, Витя и я, его это очень разозлило. Он нас уважал, брал на свои левые концерты, давал возможность заработать. Эти концерты были в Баку, Одессе, Ташкенте, в июле в жару. Мы были в отпуске, Райкин нам звонил и говорил, что завтра нужно быть. Сколько получал Райкин не знаю, ему тоже не хватало денег, а нам платили за эти концерты 19 рублей, я вспоминаю о нем только хорошее.
     Быстро промчалось время, нужно было ехать в гостиницу. Роман Андреевич попросил на завтрак привезти ему докторскую колбасу, и утром мы с ним пили чай в его гостиничном номере. В моей памяти остались самые теплые воспоминания о встрече с этим замечательным человеком.
  
Видео из архива Владимира Урецкого «Беседа за ужином»
г. Казань, 24 04.2004г.
Видео из архива Владимира Урецкого «Беседа за ужином» г. Казань, 24 04.2004г.
  
Большое спасибо Владимиру Урецкому, за подготовку статьи
к публикации и предоствленные материалы из личного архива.

  

© Владимир Урецкий,
город Казань.
© Шансон - Портал
12 октября, 2018 г.

  
  

«Шансон - Портал» основан 3 сентября 2000 года.
Свои замечания и предложения направляйте администратору «Шансон - Портала» на e-mail:
Мнение авторов публикаций может не совпадать с мнением создателей наших сайтов. При использовании текстовых, звуковых,
фото и видео материалов «Шансон - Портала» - гиперссылка на www.shanson.org обязательна.
© 2000 - 2024 www.shanson.org «Шансон - Портал»

QR code

Designed by Shanson Portal
rss