- Главная страница
- Новости Портала
- Живой звук
- Печатные материалы
- Авторские стихи и тексты песен
- Жанровая песня - тексты
- Литературный раздел - проза
- Владимир Урецкий представляет
- Творчество незрячих
- Видео материалы
- Партнёры
- Технический раздел
- Юмор
- Аркадий Северный - слушать концерты
- ProПесни с Максимом Кравчинским
- Форум
- Галерея
- Переводчик
- SpeedTest
03
Jun
2017
В «оркестр», помимо Сашки, входили и браться Вересковские: Константин Николаевич (баян) и Игнат Николаевич (фортепиано). Обычно они исполняли попурри из оперетт, вальсы, романсы, например, «Не для меня придет весна...», бравурную мелодию «Прощай, моя Одесса, славный Карантин!» и др. Мне довелось познакомиться с сыном Игната Константином Игнатьевичем. Несмотря на возраст (за 80), Константин Игнатьевич и поныне работает настройщиком музыкальных инструментов. Он прекрасно играет на пианино, а также на кларнете, ксилофоне и на таком редком инструменте, как цимбалы.
***
Осип Бровер. Песни Гамбринуса.
...Вышло так, что несколько дней подряд в конце жаркого летнего дня мне пришлось походить по Греческой улице, и каждый раз вблизи Русского театра я встречал пожилого человека с интеллигентным лицом и копной седых волос, которые едва прикрывала соломенная шляпа. И каждый раз его окружали бездомные собаки, которым он что-то бросал из целлофанового кулька...
Мы познакомились. Наш разговор продолжился у Роберта Исааковича Эдельштейна дома - он живет неподалеку. Хозяин небольшой, но уютной квартиры оказался не только гостеприимным, но и чрезвычайно интересным человеком. Музыкант - скрипач, много лет играл в оркестре Одесского оперного театра. И вся семья у него музыкальная. Дочь Елизавета - пианистка, окончила консерваторию, преподает в Одесской музыкальной школе № 2. Внук - одиннадцатилетний Боря - учится играть на скрипке.
Выяснилось, что отец моего нового знакомого, пианист Исаак Борисович Эдельштейн, был аккомпаниатором не у кого-нибудь, а у самого Сашки-музыканта - литературного героя знаменитого рассказа А.И.Куприна «Гамбринус». Я с жадностью расспрашивал Роберта Исааковича о его отце, обо всем, что он успел рассказать о легендарном Сашке.
Шел 1914 год. Исааку, сыну пекаря с улицы Средней на Молдаванке, было всего 15 лет, когда его, еще не окончившего музыкальное училище по классу фортепиано, Александр Яковлевич Певзнер (подлинное имя и фамилия Сашки) пригласил в «Гамбринус» в качестве аккомпаниатора.
Они играли в этом пивном кабачке, который находился на углу Преображенской и Дерибасовской (вход был со стороны Преображенской) около двух лет. Из-за запрета продажи спиртных напитков «Гамбринус» был закрыт, а музыканты уволены. Они играли в различных кинотеатрах, расположенных главным образом на Молдаванке, таких, например, как "Слон" на улице Мясоедовской, "Ренессанс" на Прохоровской улице и других. Так продолжалось до самой революции.
- По воспоминаниям отца, - рассказывает Роберт Исаакович, - Сашка был лысый, курносый, с приподнятым подбородком и пухлыми щечками, носил маленькие усики и было ему лет 45-50. В рассказе «Гамбринус» внешность Сашки описана так: «...плешивый человек с наружностью облезлой обезьяны, неопределенных лет...»
В другом месте на вопрос мадам Ивановой, сколько ему лет, Сашка ответил, что ему 48, а может быть, 49...
Правда, в одном «не сошелся» Исаак Борисович и некоторые другие современники Сашки с Куприным. Они рассказывали, что Сашка мог выпить чуть ли не бочонок пива и при этом оставался трезв, а Александр Иванович Куприн писал, что скрипач «к часу ночи уходил из «Гамбринуса», едва держась на ногах от выпитого пива...» Простим, однако, это «несоответствие» великому писателю...
Естественно, что мне захотелось узнать, была ли у Сашки (Александра Певзнера) семья и из кого она состояла. Упорный поиск позволил установить, что Певзнер был дважды женат. От первого брака у него был сын Соломон, а от второго - Аркадий, который в 20-30-х годах выступал под вывеской «Братья Ардан» в кинотеатрах, клубах, варьете, филармонии.
Аркадий участвовал в Отечественной войне, был награжден медалью «За отвагу», умер в 1944 году от полученного на фронте ранения.
Осталось узнать о судьбе старшего сына Александра Певзнера - Соломона. Он погиб в 1943 году под Сталинградом.
Но пора, однако, вернуться к повествованию о самом Сашке-музыканте. По рассказам старых музыкантов, Александр Певзнер жил на улице Садиковской в доме № 40. Летом 1920 года, после революции и гражданской войны, Одесса испытывала сильный голод: «Соль в мешочке, соль в платочке, и в корзине, и в ботинке, и в кармане, чемодане. Только солью делаем дела. Ах, зачем нас мама родила?!»
И вот летом этого года Александр Певзнер, как и многие другие, едет в Волынскую губернию, чтобы обменять соль на хлеб. В дороге Александр Яковлевич заболел тифом. Он умер в Еврейской больнице.
Вот что пишет К.Г.Паустовский в повести «Время больших ожиданий» о смерти Сашки-музыканта: «...однажды в «Одесских известиях» было напечатано объявление о смерти Арона Моисеевича Гольдштейна. Кажется, покойного звали именно так, в точности не помню. Никто не обратил бы внимания на это объявление, если бы внизу под фамилией «Гольдштейн» не было напечатано в скобках «Сашка-музыкант» из «Гамбринуса». Далее Паустовский описывает похороны Сашки, в которых «за женщинами шли сизые от холода товарищи Сашки-музыканта». Не подлежит сомнению, что замечательного мастера слова К.Г.Паустовского ни в чем упрекнуть нельзя: во-первых, об имени и фамилии Сашки он пишет «в точности не помню», а во-вторых, повесть эта - художественное, причем самой высокой пробы произведение.
Я решил просмотреть подшивки газет в библиотеке им.Горького, чтобы найти подлинное объявление о смерти Сашки. Мне помогла ведущий библиограф Наталья Николаевна Чернега.
Итак, «Одесские известия» от 24.06.1920 г. за No 182. В рубрике «Скончались» было напечатано «...Александр Яковлевич Певзнер (Сашка- скрипач из «Гамбринуса»), о чем извещает жена, дети и родственники. Вынос тела из Еврейской больницы сегодня, в час дня по советскому времени». В полученной мною архивной справке областного архива загса от 20.03.1992 г. говорится, что "Певзнер Александр Яковлевич, 50 лет, вдовец (? - М.Б.), скончался 23.06.1920 г. от брюшного тифа».
responsive
В «оркестр», помимо Сашки, входили и браться Вересковские: Константин Николаевич (баян) и Игнат Николаевич (фортепиано). Обычно они исполняли попурри из оперетт, вальсы, романсы, например, «Не для меня придет весна...», бравурную мелодию «Прощай, моя Одесса, славный Карантин!» и др. Мне довелось познакомиться с сыном Игната Константином Игнатьевичем. Несмотря на возраст (за 80), Константин Игнатьевич и поныне работает настройщиком музыкальных инструментов. Он прекрасно играет на пианино, а также на кларнете, ксилофоне и на таком редком инструменте, как цимбалы.
Вот уже несколько лет на сцене Одесского украинского театра им. В.С.Василько с неизменным успехом идет пьеса-мюзикл Марка Розовского «Гамбринус».
А в одесских гастрономах, хотя и очень редко, но все же иногда появляется новый сорт копченого сыра, который тоже называется "Гамбринус".
А в одесских гастрономах, хотя и очень редко, но все же иногда появляется новый сорт копченого сыра, который тоже называется "Гамбринус".
Михаил Блинов
***
Мне выпала честь несколько раз играть с Исаак Борисовичем.
В 1967г. меня приехал навестить, в армии, мой отец. Он рассказал,что нашел своего двоюродного брата, которого потерял во время войны. На фронте Миша (МОНЯ) Мочман был тяжело ранен. Его выходила медсестра, в будущем став его женой. Много лет они прожили в Харькове. Его сыновья Эдик и Юра тоже стали музыкантами. Юрий Мочман - композитор,написал много музыки к кинофильмам.
Когда я вернулся из армии мы, с отцом пошли в пивной бар «Гамбринус».Там на скрипке играл мой дядя и Исаак Борисович Эдельштейн. Это была уникальная пара. Исаак Борисович, уже пожилой человек, но пальцы просто порхали над клавишами разбитого пианино. Очень спокойный человек, с искринками в глазах. Как-то в «Гамбринус», я наблюдал такую сценку...
Подвыпивший посетитель говорит абсолютно без, никакого, вступления, как будто говорил сам с собой: «Как тебе нравятся эти су..и? (имея ввиду жену и дочь) Вчера затащили меня в филармонию. Полная сцена скрипачей и что-то тАкое играют...Вы бы мне могли это сыграть?» Исаак Борисович говорит: «А как-же... Моня давай ... ре минор...» Что они играли,по-моему знал один бог и этот дуэт. Они играли ВСЁ и куски их «Кармен», Чардаш Монти, Венгерскую рапсодию и т.д.
После исполнения, посетитель сказал: «Моня! Ты молодец! Один на скрипке сыграл то, что они сыграли вместе. Так понятно, доходчиво. Теперь буду ходить только к вам, а не в филармонию. Исаак Борисович сидел за пианино и довольно улыбался. А за крышкой пианино - свежий рупь. Это был прекрасный дуэт. После них в «Гамринусе» начал играть прекрасный скрипач,мой товарищ Осик Бровер.
В 1967г. меня приехал навестить, в армии, мой отец. Он рассказал,что нашел своего двоюродного брата, которого потерял во время войны. На фронте Миша (МОНЯ) Мочман был тяжело ранен. Его выходила медсестра, в будущем став его женой. Много лет они прожили в Харькове. Его сыновья Эдик и Юра тоже стали музыкантами. Юрий Мочман - композитор,написал много музыки к кинофильмам.
Когда я вернулся из армии мы, с отцом пошли в пивной бар «Гамбринус».Там на скрипке играл мой дядя и Исаак Борисович Эдельштейн. Это была уникальная пара. Исаак Борисович, уже пожилой человек, но пальцы просто порхали над клавишами разбитого пианино. Очень спокойный человек, с искринками в глазах. Как-то в «Гамбринус», я наблюдал такую сценку...
Подвыпивший посетитель говорит абсолютно без, никакого, вступления, как будто говорил сам с собой: «Как тебе нравятся эти су..и? (имея ввиду жену и дочь) Вчера затащили меня в филармонию. Полная сцена скрипачей и что-то тАкое играют...Вы бы мне могли это сыграть?» Исаак Борисович говорит: «А как-же... Моня давай ... ре минор...» Что они играли,по-моему знал один бог и этот дуэт. Они играли ВСЁ и куски их «Кармен», Чардаш Монти, Венгерскую рапсодию и т.д.
После исполнения, посетитель сказал: «Моня! Ты молодец! Один на скрипке сыграл то, что они сыграли вместе. Так понятно, доходчиво. Теперь буду ходить только к вам, а не в филармонию. Исаак Борисович сидел за пианино и довольно улыбался. А за крышкой пианино - свежий рупь. Это был прекрасный дуэт. После них в «Гамринусе» начал играть прекрасный скрипач,мой товарищ Осик Бровер.
Осип Бровер. Песни Гамбринуса.
Дмитрий Шварц
3 июня 2017 года
3 июня 2017 года