- Главная страница
- Новости Портала
- Живой звук
- Печатные материалы
- Авторские стихи и тексты песен
- Жанровая песня - тексты
- Литературный раздел - проза
- Владимир Урецкий представляет
- Творчество незрячих
- Видео материалы
- Партнёры
- Технический раздел
- Юмор
- Аркадий Северный - слушать концерты
- ProПесни с Максимом Кравчинским
- Форум
- Галерея
- Переводчик
- SpeedTest
24
Oct
2009
Трудно найти человека, который равнодушен к музыке. Гость нашей рубрики - Соловейчик Аркадий Яковлевич. Его песни в жанре городского романса, имеющего красивое французское название "шансон", известны любителям этого направления и многочисленным слушателям радио "Шансон". Музыка не стала его профессией. Волею судьбы он директор самарской фирмы "Конвест". Совместимы ли бизнес, управление крупной фирмой и жажда творчества, возможно ли это в нашей реальной жизни?
- Какие эмоции больше влияют на вашу творческую производительность: положительные или отрицательные?
- Аркадий Яковлевич, как Вы пришли к шансону или он к Вам? У Вас есть специальное музыкальное образование или все идет от души?
- Музыкальное образование не определяет способность писать песни, хотя общее образование у меня имеется - музыкальная школа по классу гитары, игра в ансамблях. Но главное в этом деле, как я думаю, - музыкальный слух, общая культура, в том числе музыкальная и определенный жизненный опыт.
- Где Вы записываете свои песни?
- Все происходит в самарских звукозаписывающих студиях. Здесь идет постоянный конвейер умеющих и желающих записать свою музыку. Надо сказать, что нужно быть цельным человеком с определенной долей юмора, чтобы выдавать все, что ты можешь, в этих условиях.
- Вы умеете с юмором относиться к жизни?
- Да нет, относиться с юмором можно и нужно к каким-то моментам. А к жизни в целом, пожалуй, нельзя, да и не получится: в слишком тревожное и переломное время мы живем. Все чего-то хотят, и многие могут, но получается не у всех, и немало планов и судеб "ломается".
- Аркадий Яковлевич, о чем Ваши песни? Что-то есть в них общее?
- Мои песни о том, как я вижу мир, своих друзей, близких. Вот это все я и пытаюсь выразить на чистом листе бумаги.
Когда сидим за дружеским столом И меж собой ведем неспешные беседы, Я умоляю Вас, не оставляйте на потом Слова любви, слова надежды.
- А что рождается сначала, слова или музыка?
- В последнее время легче рождается музыка, мелодия. Наверное, потому, что слов не хватает. Та работа, большую часть жизни которой посвящаю, и образ жизни не позволяют постоянно общаться языком песни, образным языком уважаемого Александра Сергеевича.
- В этом и есть отличие шансона от классического романса, бардовской песни, популярной музыки?
- Шансон существует сам по себе. Он не нуждается ни в чьей защите или оправдании. Хороший шансон гораздо лучше, чем бездарная "попса", которая захлестнула музыкальный рынок и эстраду. Он имеет свою колоссальную аудиторию. Настоящие музыканты, неважно, в каком жанре они творят, положительно относятся к любому направлению. Вся музыка, как и люди, делится на хорошую и плохую, и каждый выбирает, что слушать в соответствии со своей культурой, вкусами и настроением.
- Из чего у Вас появляется потребность писать?
- Потребность рождается из желания выразить свое отношение к окружающему миру, поделиться своим видением мира, наконец, самореализоваться. В свое время я проявил себя: стал мастером спорта по легкой атлетике, служил в спортклубе Армии, был в сборной. Сейчас особенно не набегаешься, и я стремлюсь к самовыражению в общении, музыке.
- Спорт и музыка схожи?
- Абсолютно идентичные вещи. Иглесиас, например, был вратарем национальной сборной Испании.
- А какими музыкальными инструментами владеете?
- Когда-то играл в оркестре народных инструментах: мандолине, домбре. Школу музыкальную окончил по классу гитары. Могу аккомпанировать себе на фортепиано. Конечно, основной инструмент - шестиструнная гитара.
- Кстати, когда учились в музыкальной школе, приходилось выступать на сцене. Вам нравилось?
- Приходилось. Всегда испытывал волнение, как перед стартом. После армии решил поступить в музыкальное училище. Но судьба распорядилась иначе. Там я встретил знакомую учительницу, которая отговорила меня. Интересно, что она никогда не была для меня авторитетом. Да и аргументы насчет нищеты преподавателей и музыкантов для меня не были убедительными, но в тот момент, видимо, подействовали. Честно говоря, я до сих пор жалею, что так получилось. Скорее всего, жизнь бы сложилась совершенно по-другому.
- А сейчас выступаете?
- Выступаю. Часто приглашают. Поездил по области, выступал на городских площадках. Вот до Москвы пока не добрался.
- В Грушинском фестивале приходилось участвовать?
- Так сложилось, что никогда не участвовал.
- У Вас есть музыкальные идеалы? Какую музыку любите?
- Очень нравятся русские песни, джаз, кантри. Люблю рок, но не российский. Испытываю наслаждение, когда в песне присутствует мелодия. Мелодичность - стержень русских народных песен, поэтому я их люблю и стараюсь придерживаться этих основ в своем творчестве. Так что из народа все приходит в народ и уходит.
responsive
- Какие эмоции больше влияют на вашу творческую производительность: положительные или отрицательные?
- Главное, чтобы они были. В зависимости от того, где ты находишься, чем занимаешься, с кем общаешься, возникают положительные или отрицательные эмоции. А потом у человека творческого они выплескиваются в продукт творчества. И это тоже своеобразный вид общения с внешним миром. Я могу молчать в компании, а потом беру гитару, начинаю петь, а окружающие удивляются: "Надо же! А полвечера молчал!" Вообще, любой человек должен реализовать себя в жизни. И бывает особенно обидно, когда не реализует себя творческий человек. Ему будет постоянно чего-то не хватать, он будет недоволен тем, что имеет, потому что творческое начало ждет реализации.
- Вам удается себя реализовать в полной мере или чего-то не хватает?
- Много чего не хватает: времени, в первую очередь, общения с друзьями по интересам, материала не хватает, потому что довольно мало видел в жизни. Но это грустно. Наедине с собой иногда задумываешься о том, что много не сделал или сделал не так. Но "все, что было - прошло, все, что будет - пройдет".
И речки бурной водоверть я вброд не проходил, И на спор - можно ли стерпеть - я никогда не пил. Не целовал чужих я жен, призов не брал в игре, И в битве не был я сражен, и не горел в огне.
- Как Ваша работа уживается с творчеством? Насколько вообще совместимы бизнес и творчество?
- Работа - это мое детище. Очень много сил, энергии было отдано двенадцать лет назад для создания этой фирмы.
- Это тоже своеобразный вид творчества?
- Нет, это, скорее, спорт. Даже в самой безнадежной ситуации надо финишировать.
- И быть первым?
- Нельзя быть первым во всем. Но стремление оказаться в "финальной шестерке" необходимо!
- У Вас есть какие-то жизненные идеалы, принципы?
- Насчет идеалов не могу сказать. Но есть принцип, которому я стараюсь следовать: "Побеждает тот, кто не сходит, а не сходит тот, кто побеждает". Делай, пока не достигнешь чего-то, и обязательно достигнешь, если не сойдешь с дистанции.
- Кстати, в работе проявляется ваше творческое начало?
- Конечно. Любое увлечение сказывается тем или иным образом на профессиональной деятельности. И мне нравятся люди, которые умеют творчески подойти к любому делу. Образно говоря, важно, перед кем положишь чистый лист бумаги. Если, например, мне его дать и сказать: "Напиши "Евгения Онегина", - то я, конечно, не напишу, а Пушкин напишет. Конечно, нельзя требовать, чтобы все люди выражались языком Достоевского. Но иногда хочется.
- А что хотелось бы Вам изменить сейчас?
- Многое. Для начала бы уехал, но ненадолго, в деревню. Чтобы вспомнить то ощущение, когда каждую минуту не раздаются звонки, не надо куда-то торопиться, бежать. Многое можно бы было сделать при наличии условий, денег, свободного времени. Иногда задумаешься, сколько времени мы тратим впустую и насколько все же наша жизнь однообразна, что иногда появление чего-то нового "как глоток чистого воздуха".
Мне захотелось так, чтоб стало все иначе, И жизнь свою переиначить. Разбег - прыжок еще проверить, И, оттолкнувшись левой, в полет поверить!
- Для творческого человека важно испытывать моменты абсолютного счастья. У Вас бывают моменты "полета", и с чем они чаще связаны?
- Бывают, конечно. Иногда подумаешь: вроде бы, кому какая разница, напишу в песне "загорелось" или "вспыхнуло"? А я хожу, мучаюсь, ищу. И вот, когда вдруг найду нужное, - это и есть ощущение счастья. Владимир Высоцкий говорил, что для него написать песню было в сто раз труднее, чем выучить и сыграть самую сложную и большую роль. Строчки преследовали везде день и ночь. Хочу сказать, что нужно по возможности стремиться все осуществить, потому что каждому из нас отпущен какой-то свой срок, и есть определенный предел. Нужно постараться многое успеть. Не нужно бояться перемен, нового. С одной стороны, каждый из нас хочет, чтобы все было хорошо, но хочется испытать и почувствовать разные стороны жизни. Ведь мы начинаем действительно ценить что-то, когда осознаем в полной мере, что можем этого лишиться или уже потеряли.
А вы хоть пеплом посыпьте горы, Остановитесь на самом краю. Все пустое - одни разговоры, А истина в том, что для Вас я пою!
- Аркадий Яковлевич, чтобы Вы могли пожелать женщинам в их весенний праздник?
- На протяжении веков многие великие дела совершались, благодаря женщинам. Женщина для мужчины - движущая сила. Она способна вдохновлять на Поступки ради нее. Поэты пишут стихи, музыканты посвящают им музыку и песни. Хочу пожелать женщинам быть любимыми и любящими. Понимания и заботы мужчин. Сохранять всегда внутреннюю и внешнюю привлекательность, чтобы мужчины всегда оглядывались вслед. А мужчинам хочу пожелать быть мудрыми, заботливыми и щедрыми, тогда у женщин будет праздник каждый день.
Пусть говорят: "Любовь - она слепая", А я вот насмотреться не могу. Ты для меня - моя вода живая На высохшем соленом берегу!
- Основа любого творчества - движение к успеху и радость, которую непременно испытываешь, зная, что твои творения нравятся и нужны людям. Этого мы и желаем Аркадию Яковлевичу. Шансон - удивительный мир песни, способный согреть душу, покорить сердце и заставить задуматься о смысле нашего существования. Слушайте, наслаждайтесь, думайте…
Беседовала С. Андросова
Газета "Орион" № 10 от 7 марта 2002
Газета "Орион" № 10 от 7 марта 2002