Поделитесь в соцсетях
03 May 2021
Николай Караченцов - "А у меня всё схвачено"
музыка: Лора Квинт, слова: В.Алеников
(из т/ф "Нужные люди")

   

     В казанском Музее социалистического быта открылась постоянно действующая экспозиция, посвящённая Народному артисту РСФСР, Николаю Петровичу Караченцову, ушедшему от нас в 2018 году. На презентации побывала вдова знаменитого актёра театра и кино Людмила Поргина. Почему человек, родившийся и проживший всю жизнь в Москве, удостоен такого внимания в нашем городе?
  

Владимир Урецкий и Людмила Поргина. Казань, 2021год.
Владимир Урецкий и Людмила Поргина. Казань, 2021год.
  

     В одном из интервью Николай Караченцов отметил: «Казань для меня город особенный». И это действительно так. Его мама Янина Евгеньевна Брунак, известный балетмейстер-постановщик, участвовала в 1952 году в постановке балета «Шурале» на сцене Татарского театра. Будучи известным артистом театра и кино, Караченцов с коллективом театра «Ленком» осенью 1982 года приезжал в Казань с гастролями. В многотысячном зале Дворца спорта в рок-опере «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» он играл две роли: Смерть и Глава рейнджеров. Несколько раз приезжал с сольными выступлениями и творческими встречами, одна из которых прошла в НПО «Алгоритм». На сцене Молодёжного центра «Ак Барс» 8 октября 2004 года он давал представление «Что тебе подарить?» Как потом оказалось, это был последний приезд Караченцова в Казань – через четыре месяца случилась та трагическая авария, которая переиначила его актёрскую жизнь.
  

Афиша выступления Н.Караченцова в Казани, МЦ, 08.10.2004 г.
Афиша выступления Н.Караченцова в Казани, МЦ, 08.10.2004 г.
  
     В организации этого концерта принял участие импресарио Владимир Урецкий. Он вспоминает: «Утром на вокзале встречал Караченцова. Вошёл в вагон московского поезда, увидел с детства знакомую улыбку Николая Петровича. Вместе с ним была его ученица, лауреат международных конкурсов Марина Ширшикова, которая тоже участвовала в программе.
     Караченцов выглядел уставшим. Возможно, накануне был задействован в спектакле или съёмке, много курил. В Казани перед концертом его ждала прямая связь с читателями одной из городских газет, интервью с журналистами, репетиция и, конечно, вечернее выступление».
  
Встреча Н.Караченцова в Казани (справа В.Урецкий), 08.04.2004 г.
Встреча Н.Караченцова в Казани (справа В.Урецкий), 08.04.2004 г.
  
     По словам Владимира Урецкого, организация концерта проходила тяжело. Вроде бы приезжает популярный и любимый актёр, известный по ролям в «Собаке на сене», «Приключениях Электроника», «Человека с бульвара Капуцинов», но по каким-то причинам продажа билетов шла из рук вон плохо. Даже ставился вопрос об отмене выступления. К счастью, выручила администрация Кировского района, выкупив большую часть билетов и распределив их ко Дню учителя работникам образования.
     Караченцов, отдохнув в отеле, на прямую связь с читателями газеты немного опоздал. Общался целый час, сократив репетицию. Николая Петровича, как только он в гримёрке подсел к телефону, ждал приятный сюрприз: к нему дозвонилась художественный руководитель Казанского хореографического училища, легендарная танцовщица Нинель Даутовна Юлтыева, с которой был знаком с детства. Ещё в начале 50-х годов прошлого века она вместе с мамой Николая Петровича участвовала в постановке балета «Шурале». Очень хотел увидеться с ней, приглашал на концерт, но она прийти не смогла.
  
Н. Караченцов в гримерке, отвечает на вопросы читателей газеты.
Н. Караченцов в гримерке, отвечает на вопросы читателей газеты.
  
     Далее пошла череда самых разных вопросов. Спрашивали: считает ли он актёрскую профессию мужской, так ли велико у артистов желание быть в центре внимания, на виду у публики? Караченцов ответил так: «Знаете, это такое расхожее мнение, что актёрская профессия – скорее дамская. Во многом так и есть. Но мне кажется, что все зависит от самого человека. Я видел актёров-мужчин, в которых желание нравиться сидит очень глубоко. Они делают всё, чтобы угодить режиссёру и добиться роли, а на сцене рисуются, любуются собой. У нас в институте это считалось плохим тоном, и за это били – в переносном смысле, конечно».
Интересовались: как он относится к тому, что актёрскую профессию считают сродни древнейшей? Караченцов согласился, что в этом есть определённая доля правды: «Вроде как человек изменяет себе: произносит не свои слова, переживает не свои чувства, которые, может быть, не соответствуют его убеждениям, принципам. Но на то ты и профессионал, чтобы убедительно сыграть всё, оставаясь при этом самим собой. А это непросто. В своё время, когда началась перестройка, Жванецкого спросили: «Как вы перестроились?» Ответил: «А никак. Мне не надо перестраиваться – я и раньше не врал». Мне в этом смысле тоже повезло – я попал в тот театр, который и раньше не врал. Каждый наш спектакль худсовет принимал с боем, по нескольку раз, Марк Захаров отстаивал каждое слово».
     Актёр откровенно ответил на вопрос: приходилось ли ему в жизни проявлять трусость? Говорил своим хриплым баритоном в трубку: «Вопрос, скажем так, ниже пояса, поэтому никогда на него не отвечу. Человек трусит. Любой. Проблема в другом – сможет ли он с этим чувством совладать? Я уверен, что каждый из нас трясётся за свою жизнь и жизнь своих близких. И это нормально. Но вот преодолеть страх, переступить через него – это уже качество истинного мужчины. Могу сказать, что иногда у меня получалось. Не всегда. Буду честным».
     Караченцов рассуждал о художественных пристрастиях своих современников – любителей кино: «Как мне кажется, общий вкус, не хочу никого обидеть, оставляет желать лучшего. Особенно, если учесть, что сваливается на нас с экранов кинотеатров или телевидения. Так уж устроен человек, особенно молодой, несформировавшийся: когда он смотрит какую-то чепуху, вначале, разумеется, его мутит от этого. Потом он начинает думать: может, он чего-то не понимает, может, это действительно хорошо? А на шестой раз ему уже начинает нравиться. И его уже тянет это смотреть – вошло в привычку. Сколько мы видим, извините, некачественного материала, который к нам поступает в основном из США? Ощущение диверсии! Это может быть очень красиво упаковано, но, скажем, для меня «Титаник» – это среднее кино. Можно увлекаться компьютерной графикой, открывать самые сумасшедшие эффекты, которые будут тебя захватывать и будоражить. Но есть фильмы, где именно чувства людей на экране переданы так сильно, что все зрители рыдают! Вот вы сидите в каком-нибудь кинотеатре со стереозвуком и вместе с камерой падаете в пропасть: «О-о-ох!» Дух захватывает! А у нас «Летят журавли» на международном фестивале показали, да ещё на русском языке, – и зарёванный зал встал. Я за такое кино».
  
responsive

  
     Досталось от Николая Петровича и репортёрам: «Журналисты такое иной раз понапишут… Так уж они устроены, будто это свобода слова, а на самом деле – порой просто беспардонность, разнузданность: чем погаже да пострашнее – сразу на первую страницу. Половина – враньё. Стыдно, противно. Читаешь, появляется ощущение, что в кошмаре живёшь. И думаешь: а кто это читает? Кто за нами идёт, что за поколение, что за молодёжь завтра будет строить нашу с вами страну? И оторопь берёт. Проституция, наркомания, насилие. Ни одной извилины в башке. Да сдался им тот же Достоевский, Есенин, Маяковский, Чайковский!».
  
Н.Караченцов и В.Урецкий, в гримерке МЦ, перед выходом актера на сцену.
Н.Караченцов и В.Урецкий, в гримерке МЦ, перед выходом актера на сцену.
  
     После прямой линии с читателями Караченцов начал готовиться к выходу на сцену. Владимира Урецкого поразило такое перевоплощение: «Казалось бы, только что сидел уставший, несуетный человек… И вдруг на сцене – сгусток энергии, молниеносная реакция на всё, будто он выступает в последний раз и ему просто необходимо выложиться по полной: спеть, станцевать, почитать стихи, продемонстрировать стэп. Концерт прошёл при полном аншлаге, зрители были на пике эмоций: кто-то из них подпевал, кто-то утирал слёзы…
  
Н.Караченцов на сцене Молодежного центра, фото М. Зайнуллина.
Н.Караченцов на сцене Молодежного центра, фото М. Зайнуллина.
  
Н.Караченцов на сцене Молодежного центра, фото М. Зайнуллина.
Н.Караченцов на сцене Молодежного центра, фото М. Зайнуллина.
  
     Николай Петрович ушёл со сцены без сил, но окрылённый приёмом публики. В гримёрной присел на стул, выпил стакан минеральной воды, закурил. И вдруг толпа зрителей ринулась к нему: как обычно, хотели взять автограф, сфотографироваться на память, сказать тёплые слова… Но Караченцову уже через 20 минут нужно было ехать на железнодорожный вокзал, а до этого – вещи собрать, переодеться. Мы переглянулись – и поняли друг друга. Я вышел из гримёрки и закрыл за собой дверь. Держу оборону, так сказать, объясняю, что артисту нужно готовиться к отъезду. При виде этой всенародной любви, в голове пронеслось: если бы учителям не подарили эти билеты, встречи-праздника могло бы и не быть... Люди через какое-то время направились в гардероб и – по домам. Николай Петрович был практически готов к отъезду, пожал мне руку, улыбнулся, как при встрече утром, и сказал: «Спасибо!».
  
Н.Караченцов, фото М.Зайнуллина.
Н.Караченцов, фото М.Зайнуллина.
  
     Владимир Урецкий, когда наблюдал Караченцова на сцене, невольно сравнивал его работу – по самоотдаче, надрыву, энергетике – со своим кумиром Владимиром Высоцким. Но он не знал тогда, что Николай Петрович был хорошо знаком с Владимиром Семёновичем. Об этом он узнал от Людмилы Поргиной, которая рассказала всю подноготную дружбы известных всей стране актёров. «Высоцкий для Коли был брат по крови, родственной душой, – поделилась воспоминаниями Людмила Андреевна. – А началось всё со школы-студии МХАТ, в которой они учились в разные годы. Высоцкий научил Колю играть на гитаре. Володя не был в то время популярным актёром кино, ещё не сыграл роль Гамлета, часто приходил в школу-студию с гитарой и учил тамошних студентов, как петь, брать аккорды. А подружились они, когда Николай Петрович уже окончил школу-студию МХАТ и стал работать в театре «Ленком». Высоцкий говорил: «Мы одной крови. Олег Даль, ты, Коля, и я – настоящие мужики». Предлагал открыть совместный театр, на что Коля ему отвечал: «А не сопьёмся?»
     Они время от времени встречались, мы ходили к Высоцкому на спектакли. Когда вышел на экраны фильм «Место встречи изменить нельзя», мы специально освободили вечер от репетиций, сидели дома у телевизора. Посмотрели первую серию, нам очень понравилось, я говорю: «Коля! Позвони Володе, скажи, что картина замечательная!» А он мне говорит: «Да сейчас не дозвонишься. Ему, наверное, все звонят, поздравляют». «Коль, ну попробуй, набери его номер!» Он позвонил: «Володя, это я, Николай». В ответ Высоцкий спросил: «Коля, ты чего?» «Ну, вот кино посмотрел…» «Ну?» «Очень понравилось, здорово…» «Правда, Коль? А мне никто не звонит…» Высоцкий всегда говорил: «Коля, мы с тобой народные артисты без звания», – тогда ещё у Караченцова не было звания Народного артиста РСФСР.
     Как-то после спектакля «Гамлет», а это была работа просто уникальная, мы зашли к Володе в гримёрку. Он стоял уставший и спросил: «Коля, ну как?» Ему было важно мнение такого же «ненормального» артиста, который отдаётся роли полностью, без остатка, как он сам в «Пугачёве», «Гамлете» и других спектаклях. «Гениально!» «Да ладно, не удалось, наверно?» «Да, гениально!» «Правда? Ну, я рад!»
     Однажды я стала свидетелем такого разговора. Мы с Колей были на Ленфильме и там встретились с Высоцким. Володя говорит: «Слушай, старик, я тебе хочу сказать, вот ты такой – теннисист, футболист, прыгаешь в воду… Мы же умрём очень быстро». Коля с недоумением: «Я же спортсмен...» «Да не поэтому, мы же горим как свеча с двух сторон, чтобы людям осветить путь, показываем – вот он свет...» Коля в ответ: «Ну ты меня напугал!»
Нет сейчас с нами Караченцова и Высоцкого, но их роли, где ощущается безграничная преданность профессии, до сих пор с экранов впечатляют людей и греют их души.
  
© Владимир ГАРАНИН.
  
Шансон - Портал выражает благодарность журналу «Казань»
и Владимиру Урецкому, за предоставленный материал.
  
Источник:
Журнал «Казань».
Май, 2021 год.
  
На Шансон - Портале
опубликовано
3 мая 2021 года.
  
  

«Шансон - Портал» основан 3 сентября 2000 года.
Свои замечания и предложения направляйте администратору «Шансон - Портала» на e-mail
Мнение авторов публикаций может не совпадать с мнением создателей наших сайтов. При использовании текстовых, звуковых,
фото и видео материалов «Шансон - Портала» - гиперссылка на www.shanson.org обязательна.
© 2000 - 2021 www.shanson.org «Шансон - Портал»

QR code

Designed by Shanson Portal
rss