20 Aug 2016

Г Л А В А   3

НА МЕНЯ НАСТАВЛЕН СУМРАК НОЧИ…

 
 
         В июне 1970 года Владимиру Высоцкому в анкете был задан вопрос:
– Какое событие стало бы для тебя самым радостным?
         На что он не задумываясь, ответил:
– Премьера «Гамлета…
         Коротко и ясно. Ясно то, что для Высоцкогороль Гамлета была не только театральной судьбой, она продлила ему жизнь…
         Про роль ГамлетаВ. Высоцкий говорил: «Сыграть его (Гамлета) для актера  – все равно, что защитить диссертацию в науке…»
         Прологом к спектаклю «Гамлет» стали стихи Бориса Пастернака из  «Доктора  Живаго», которые Владимир Высоцкий исполнял под гитару в самом начале спектакля:
 
                                      Гул затих. Я вышел на подмостки,
                                      Прислонясь к дверному косяку,
                                      Я ловлю в далеком отголоске,
                                      Что случится на моем веку…
 
                                       На меня наставлен сумрак ночи
                                      Тысячей биноклей на оси,
                                      Если только можно, Авва Отче,
                                      Чашу эту мимо пронеси…
 
                                      Но, продуман распорядок действий,
                                      И неотвратим конец пути,
                                      Я – один, все тонет в фарисействе,
                                     Жизнь прожить – не поле перейти…
 
В Советском Союзе начала 70-х годов ХХ века, и роман, и  стихотворение  были  под  цензурным  запретом.
       Это уже потом, после премьеры «Гамлета» в театре на ТаганкесВладимиром Высоцким в главной роли, все начнет меняться: роман и эти сильные стихи Бориса Пастернака постепенно легализуются.
Не исключено, что в этом помог ГамлетВладимира Высоцкого,а недавние, хорошо организованные и широкомасштабные концерты в куйбышевском Дворце спорта, состоявшиеся 29 ноября 1967 года, окончательно убедили Высоцкогов том, что далеко не везде на него «наставлен сумрак ночи…».Ведь, хочется думать, что когда он вышел на подмостки Дворца спорта г. Куйбышева и услышал долго не смолкающие овации в свою честь, то, наверное, уловил «в далеком отголоске, что случиться на моем веку…»
А случится еще многое.
 
11-го января 1971 года – первая репетиция «Гамлета» на сцене театра на Таганке,где одна из главных ролей отводилась занавесу.                                                              
       Это была изготовленная поклонниками театра на лучшем вертолетном заводе  СССР огромная сетчатая конструкция, двигающаяся по сцене во всех направлениях. Она может обозначать все что угодно: и Время, и Вселенную, и Судьбу, и Смерть.
       Вот, показался и прокричал живой петух и на авансцене  могильщики стали рыть могилу, выбрасывая лопатами настоящую землю, приподнимая занавес теми же лопатами…
 
Я  улыбаться  мог  одним  лишь  ртом,
А  тайный  взгляд,  когда  он  зол  и  горек,
Умел  скрывать,  воспитанный  шутом,
Шут  мертв  теперь: «Аминь!»  Бедняга  Йорик!..
 
 
 
Известно, что эту роль Владимир Высоцкий пропустил через себя, он как бы прорвался за флажки, он и играл самого себя, минуя все цепи, плахи и занавесы.

responsive

     С этим спектаклем пришло время сказать о себе, о своем Гамлете, для которого «быть – не быть»– неразрешимая жизненная дилемма.
 
 
С  друзьями  детства  перетерлась  нить,
Нить  Ариадны  оказалась  схемой.
Я  бился  над  словами  “быть,  не  быть”,
Как  над  неразрешимою  дилеммой.
 
Но  вечно,  вечно  плещет  море  бед,
В  него  мы  стрелы  мечем в  сито  просо,
Отсеивая  призрачный  ответ
От  вычурного  этого  вопроса.
 
Зов  предков  слыша  сквозь  затихший  гул,
Пошел  на  зов, сомненья  крались  с  тылу,
Груз  тяжких  дум  наверх  меня  тянул,
А  крылья  плоти  вниз  влекли,  в  могилу.
 
……………………………………………………….
 
                            Я – один, все тонет в фарисействе,
                            Жизнь прожить – не поле перейти…
 
Одиночество Гамлета и вечная борьба Владимира Высоцкого с почти постоянно наставленным на него сумраком ночи сказалось на внутреннем мире поэта, заставляя в очередной раз задуматься о вечных истинах, невзирая на то, что, казалось, «Гамлет» – полный  актерский триумф в театре:                                                               
 
Но  отказался  я  от  дележа
Наград,  добычи,  славы,  привилегий:
Вдруг  стало  жаль  мне  мертвого  пажа,
Я  объезжал  зеленые  побеги...
 ……………………………………………….
 
Я  видел наши  игры  с  каждым  днем
Все  больше  походили  на  бесчинства,
В  проточных  водах  по  ночам,  тайком
Я  отмывался  от  дневного  свинства.
………………………………………………..
 
Но  гениальный  всплеск  похож  на  бред,
В  рожденье  смерть  проглядывает  косо.
А  мы  все  ставим  каверзный  ответ
И  не  находим  нужного  вопроса…
 


Глава1 Глава2 Глава3 Главы4-5 Глава6 Глава 7 Фото1 Фото2 Главы8-9 Главы10-11 Глава12 Фото3 Фото4 Главы13-14 Главы15-16 Главы17-18 Главы19-20 Главы21-22 Фото5 Фото6 Фото7 Фото8 Главы23-24 Главы25-26 Главы27-28 Глава29 Главы30-31 Глава32 Глава33 Дополнения Фото9 Фото10 Фото11 Фото12 Окончание


«Шансон - Портал» основан 3 сентября 2000 года.
Свои замечания и предложения направляйте администратору «Шансон - Портала» на e-mail:
Мнение авторов публикаций может не совпадать с мнением создателей наших сайтов. При использовании текстовых, звуковых,
фото и видео материалов «Шансон - Портала» - гиперссылка на www.shanson.org обязательна.
© 2000 - 2024 www.shanson.org «Шансон - Портал»

QR code

Designed by Shanson Portal
rss